X-PDF

Философия Гегеля. Основные законы диалектики

Поделиться статьей

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) – наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.

Исходя из тождества субъекта и объекта, Гегель основой всей действительности в природе и обществе считал безличный мировой дух – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность духа заключается в мышлении, а цель – в самопознании. Общую схему творческой деятельности мирового духа задаёт «абсолютная идея» — духовный универсум, содержащий в себе определение всех явлений.

В процессе самопознания мировой дух, по Гегелю, проходит три ступени:

1 — ступень логики: пребывание мирового духа в стихии чистого мышления, когда он раскрывает богатство своего содержания в системе законов и категорий диалектики по принципу триады: тезис – антитезис – синтез. Это – пребывание мирового духа в форме субъекта (работа «Наука логики»).

2 — ступень природы, когда происходит отчуждение духа, т.е. его переход в иную, чуждую ему форму бытия, когда он существует в виде явлений природы, объекта. Природа есть отпечаток развивающихся идей – идеи пространства, времени, движения…Выражением высшей идеи на этой ступени становится человек (работа «Философия природы»).

3 – ступень духа, когда происходит снятие отчуждения и из природы вновь вырывается дух в виде сознания и самосознания людей, форм их духовной культуры. Здесь Гегель разворачивает учение о: субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (право, мораль, нравственность) и абсолютном духе (искусство, религия, философия – формы наиболее адекватного самопознания духа). То есть гегелевская Идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а до него она осуществлялась как внутренне закономерная необходимость. Через формы человеческой культуры мировой дух постигает сам себя, как бы возвращается к самому себе, но уже как к тождеству субъекта и объекта (работы: «Феноменология духа», «Философия права», «Философия религии» и др.).

Развитие мирового духа совершается, по Гегелю, в соответствии с тремя основными законами диалектики:

? закон единства и борьбы противоположностей – раскрывает главный источник, причину развития .

? закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – характеризует механизм, форму развития .

? закон отрицания отрицания — раскрывает направленность, тенденцию развития.

Таким образом, основу теории развития, по Гегелю, составляет диалектика как логика восходящего движения мирового духа (логика идей), который предписывает свои законы объективному миру и человеческому мышлению. В истории общества также происходит, согласно Гегелю, ступенчатое самораскрытие мирового духа, устремляющегося к своей конечной цели – свободе.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.23%
НЕТ
41.77%
Проголосовало: 79

Соответственно этому критерию (прогресс в сознании свободы) Гегель различал четыре периода (эпохи) всемирной истории:

1. Восточный мир (свободен только один человек – деспот).

2. Греческий мир (свободны только немногие – те, кто не в рабстве).

3. Римский мир (свобода ставится в рамки правовых отношений).

4. Германский мир (свободны все, т.к. свобода осознаётся как неотъемлемое право каждого человека, поэтому возникает гражданское общество, но высшее упорядочивающее начало – это государство). Этот, четвёртый период есть высший и завершающий период человеческой истории.

То есть, попеременно воплощаясь в «духе» того или иного народа, мировой дух неуклонно движется к своей цели – свободе, без которой невозможно его адекватное самопознание. Потому Гегель и определяет свою философию как «эпоху, схваченную в мысли».

Критики Гегеля, в том числе, Маркс и Энгельс замечают, что его философия страдает глубоким внутренним противоречием – между его диалектическим методом и его же стремлением создать законченную идеалистическую систему.

Суть в следующем: с одной стороны, диалектический метод требует признания всеобщности и бесконечности поступательного развития, а с другой – Гегель утверждает, что:

1) развитие совершается только в сфере духа, природа же как «застывший интеллект», не способна к самостоятельному развитию .

2) процесс самопознания мирового духа находит своё завершение в философской системе Гегеля, а общественный прогресс – в германском мире, т.е. в прусской конституционной монархии. Вместе с тем, философия Гегеля оказала огромное воздействие на последующее развитие философской мысли, в том числе, марксистской.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.23%
НЕТ
41.77%
Проголосовало: 79

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Создание Пенсионного фонда Российской Федерации, его структура, задачи и функции

Поделиться статьей

Поделиться статьей1.2.1 Создание Пенсионного фонда РФ Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых


Поделиться статьей

Tempora anni (Времена года)

Поделиться статьей

Поделиться статьей ver весна aestas лето autumnus осень hiems зима Menses anni (Месяцы года) Januarius январь Februarius февраль Martius март


Поделиться статьей

Определение цены. Факторы влияющие на цену. Этапы ценообразования в маркетинге

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 58.23% НЕТ 41.77% Проголосовало: 79


Поделиться статьей

Обработка результатов. C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит

Поделиться статьей

Поделиться статьейC помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить


Поделиться статьей

Конституционный статус края, области в составе Российской Федерации

Поделиться статьей

Поделиться статьейКрая, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – это государственные образования в составе Российской Федерации, обладающие всей


Поделиться статьей

Урок 22. Церковная политика Петра I. Духовный регламент. Учреждение Синода. Господство малороссийского епископата.

Поделиться статьей

Поделиться статьейСинодальный период заметно отличается от предыдущих периодов истории Русской Православной Церкви. Если раньше было трудно разграничить, что относится к


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет