Племена, жившие на территории Средней Оки в начале железного века, а также их соседи в междуречье Верхней Волги и Оки, говорили на финно-угорских языках. На сходных языках в наше время говорят мордва, коми-пермяки, эстонцы, финны, венгры и ряд других народов.
Челн начала железного века
Традиционно считается, что в лесах и на болотах левого берега Оки жили племена мещеры. Отсюда и происходит название местности на севере современной Рязанской области.
Ниже по течению Оки, на границе нынешних Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей, поселились племена муромы. На востоке, по берегам рек Цны и Мокши, издавна обитали племена мордвы.
Это были трудолюбивые и мирные люди. Они прекрасно знали дремучие мещерские леса, добывали в них ценного пушного зверя (соболя, куницу, белку, бобра, выхухоль), собирали мед диких лесных пчел. Десятки озер, рек и ручьев изобиловали рыбой. На лесных холмах гулял скот.
На мещерских возвышенностях финно-угорские племена занимались земледелием. Применение железных орудий позволило начать переход от ручного (мотыжного) к подсечно-огневому земледелию. Для получения пригодных для пахоты участков «подсекали», то есть рубили, деревья и кустарник. Целое лето деревья сохли, на следующий год высохшие стволы поджигали. Затем поле боронили, зола смешивалась с верхним слоем земли, удобряла ее. После этого сеяли зерно, а когда через несколько лет почва истощалась, участок забрасывали и начинали расчищать новое поле.
Такая форма земледелия не могла дать устойчивых урожаев. Поэтому важное значение в хозяйстве местных племен имели охота, рыболовство, сбор меда диких пчел и другие виды собирательства.
Племена жили родовыми общинами, то есть коллективом родственников. Родовая община вела общее хозяйство, все трудились сообща и имели общее имущество. Находки из погребений свидетельствуют о начале процесса имущественного расслоения у местных племен. В их среде начинает выделяться группа хорошо вооруженных воинов, которые отличались от соплеменников своим богатством.
1. Племена Северного Кавказа 1 тыс. до н.э.
2. Скифы и сарматы на Северном Кавказе и их контакты с местными племенами.
3. Хозяйство, общественныйстрой, культура.
Меоты и синды. Основным населением Северо-Западного Кавказа на всем протяжении раннежелезпого века являлись меоты и племена Черноморского побережья Кавказа. Термин «меоты» является собирательным, объединяющим ряд небольших родственных племен. Впервые меоты упоминаются в античных источниках, относящихся к VI в. до н. э. Затем сведения о них становятся обычными у целого ряда древнегреческих и римских авторов. Об их этнической принадлежности по сей день идут большие споры.
Большинство кавказоведов относят меотов к кавказским племенам. На основании анализа местных языков, топонимики Северо-Западного Кавказа ряд исследователей обосновывают принадлежность древнего меотского населения к адыго-кабардиискому этническому массиву, что согласуется и с археологическими памятниками, свидетельствующими о глубокой самобытности сложения и развития меотской культуры и ее связи с последующими культурами средневековых адыгов.
Античные авторы помещают меотов по восточному побережью Азовского моря, в нижнем и среднем течении р. Кубани. На основании археологических исследований территория, занятая меотами, очерчивается в следующих границах: на западе — Азовское море, на юго-востоке — Черное море. Южная граница шла по северному склону Кавказского хребта . на севере, в степной части, меоты граничили со скифами и савроматами, на востоке же граница расселения меотскнх племен доходила до Ставропольского плато. Далее по правобережью Кубани. Восточнее по р. Кубани жили племена, этнически родственные меотам.
Локализовать отдельные меотские племена на современной карте пока навряд ли возможно. Единственным исключением в этом отношении являются синды, которые занимали Таманский полуостров, левобережье Кубани и Черноморское побережье до Анапы.
Северная группа меотов, жившая издавна среди ираноязычных обитателей южнорусских степей, в том числе скифов и савроматов, могла быть ираноязычной исконно или рано подвергнуться иранизации, т. е. относиться к меотам косвенно, будучи лишь покрываема этим этнонимом.
До недавнего времени некоторые археологи заведомо синдо-меотские памятники, такие, как Семибратние курганы, причисляли к скифским, полагая, что часть скифов продолжала жить на Кубани «вперемешку с аборигенами» — синдами и меотамн. На самом же деле, хотя история меотов и взаимосвязана со скифами и савроматами, сами меотские племена составляли самостоятельную большую группу аборигенных племен, игравших значительную роль в исторической жизни всего юга нашей страны.
У местных племен Прикубанья и Восточного Приазовья существовало два хозяйственных уклада: земледельческий — у оседлых племен и кочевое скотоводство с преобладанием коневодства — у кочевников и полукочевников.
Основным занятием меотов были плужное земледелие и пастушеское скотоводство. Кроме них, одной из важных отраслей хозяйства меотов являлось рыболовство.
Несмотря на преимущественно земледельческий характер экономики у меотов, у них довольно рано отмечается развитие ремесел и промыслов, обычных для данной эпохи.
В раннемеотское время в основе общественного строя у племен Прикубанья лежит родоплеменная организация, низшим социальным звеном которой является семья. С развитием производительных сил, торговли, войн происходит накопление богатств в руках отдельных семей, дальнейший рост имущественного неравенства, проникающего в среду и рядовых общинников. Основная часть местных племен Северо-Западного Кавказа пребывала на ступени «военной демократии» с присущим ей племенным делением, главенством вождей и наличием военной дружины вокруг них, противопоставляемой рядовым общинникам.
Греческие колонии на Черноморском побережье Кавказа.К VI в. до н. э. относится древнегреческая колонизация Северного Причерноморья. На обоих берегах Керченского пролива, называвшегося в древности Боспором Киммерийским, возникает в это время целый ряд городов-колоний. Античные авторы сохранили нам свыше тридцати названий возникших в разное время греческих пунктов. Наиболее крупным был Пантикапей (на месте нынешнего города Керчи). На другом берегу Керченского пролива — на Таманском полуострове, который по древнегреческим представлениям лежал уже в Азии, возникла Фанагория, где была сосредоточена вся торговля с племенами Прикубанья. На месте нынешней Анапы, в земле синдов, возник населенный пункт, получивший название Синдская гавань. В начале IV в. до н.э. он был переименован в Горгинию и превратился в крупный город на Черноморском побережье.
Около 480 г. до н. э. города, расположенные по берегам Боспора Киммерийского, объединились в одно государство, которое известно под названием Боспорского царства. Столицей его стал Пантикапей.
Ряд исследователей считают возможным говорить о сложении в восточной Синдике под влиянием Боспора государства. Основным доводом в пользу этого являются синдские монеты. Кроме того, в пользу существования государства говорит наличие городов, которых в настоящее время мы знаем не менее трех (Семибратнее, Краснобатарейное и Раевское городища), и неукрепленных сельских поселений при отсутствии типичных для других меотских племен городищ, являвшихся родовыми поселениями. Наиболее важным является Семибратнее городище, расположенное в низовьях Кубани, на левом ее берегу. Оно возникло во второй половине VI в. до н. э. и уже в начале V в. было окружено мощной каменной стеной с башнями и пристенными каменными лестницами. Город являлся торговым и стратегическим пунктом древней Синдики, контролирующим сообщение Кубанского бассейна с морем. Рядом с городом возвышаются знаменитые Семибратные курганы, в которых погребены представители синдской знати. Этот город и считается резиденцией синдских царей.
Племена Северо-Восточного Кавказа. Племена, обитавшие на территории Ичкерии и Дагестана, являлись также коренным местным населением и были носителями восточнокавказских языков. Переживание в их культуре древних элементов, присущих местным культурам середины II — начала I тысячелетия до н. э., дает основание считать эти племена прямыми потомками носителей каякентско-хорочоевской культуры Северо-Восточного Кавказа. В их среде возникали и новые, несвойственные соседним культурам элементы: прямоугольные поясные пряжки со своеобразной, иногда ажурной орнаментацией, височные кольца с разомкнутыми и расходящимися концами, что может свидетельствовать о наличии этнокультурных связей между оседлыми земледельческо — скотоводческими племенами данного ареала.
Но обстановка той изобиловавшей военными столкновениями эпохи не способствовала длительному сохранению подобных связей. На протяжении эпохи раннего железа на Кавказе сохраняется та этническая пестрота, которая впервые засвидетельствована на карте Геродота еще в середине I тысячелетия до н. э. и которая доживает до нового времени.
Из-за недостаточной изученности соответствующих памятников в настоящее время не представляется возможным выявить локальные варианты местных культур скифского периода (кроме очевидного обособления древностей Ичкерии, испытавшей все возрастающее влияние кобанской культуры на фоне остальной части Северо-Восточного Кавказа), чтобы на этой основе более конкретно обрисовать течение данного процесса.
Соседями всех северокавказских аборигенов в VI—IV вв. до н. э. оставались скифы и савроматы. Взаимные культурные связи скифов и савроматов и кавказцев были постоянными и плодотворными.
2. Скифы и савроматы – ираноязычные предки осетин.
Обширный скифо-сарматский мир играл на протяжении многих столетий видную роль в Евразии, Закавказье и Передней Азии. Походы скифов в VIII-VII вв. до н.э. в Закавказье и страны Передней Азии, возвестили об их появлении на исторической арене. В течение почти пяти столетий (VII-V вв. до н.э.) скифы, играли главенствующую роль на Кавказе, в Ср. Азии, Северном Причерноморье. Разгром Мидийского царства Киаксара скифами во главе с Мадием, в кон. VII в. до н.э., победа над полчищами Дария в Черноморской Скифии в 512 г. до н.э., разгром войска наместника Александра Македонского в Черноморских степях в 4 в. до н.э. – таковы основные вехи военно-политической истории скифов.
Скифы (греч.) – общее название основного населения Северного Причерноморья VII-II вв. до н.э. Скифы состояли из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. По принадлежности к одной языковой группе, а также по материальной и духовной культуре они были родственны савроматам, массагетам и сакам. Основные источники по скифам свидетельства греч. (в основном Геродота) и римских авторов, древневосточные документы и данные археологии. Существует ряд версий о происхождении скифов:
1. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н.э. с территории Поволжья на Запад.
2. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло из Ср. Азии или Сибири и смешалось с местным населением Сев. Причерноморья.
Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены скифами из Сев. Причерноморья к VII в. до н.э., и походами скифов в страны Др. Востока. С 70-х гг. VII в. до н.э. скифы (ашкузы, ишкузы в древневосточных документах), преследуя киммерийцев, вторглись в М. Азию, завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии 28 лет, но в нач. VI в. до н.э. были изгнаны оттуда мидийцами. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.
Основная территория расселения скифов – степи между Дунаем и Доном, включая степной Крым и лесостепные районы Северного Причерноморья. Северная граница неясна. Скифия была заселенна собственно скифскими и нескифскими племенами, близкими скифам по культуре, образу жизни и политически зависимыми от них. Скифы разделились на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и степном Крыму обитали скифы-кочевники. По-соседству, между Ингулом и Днепром, жили скифы-земледельцы.
Тесные отношения с греческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Скифский союз племен постепенно перерождался в своеобразное государство рабовладельческого типа во главе с царями. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Шло выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царем Дарием 1 в 512 г. до н.э. На рубеже V-IV вв. до н.э. царь Атей Великий устранил др. скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. IV в. до н.э. он объединил скиф. Племена от Азовского моря до Дуная и создал Скифское государство с центром Каменское городище на Нижнем Днепре. В 339 г. до н.э. царь Атей погиб в войне македонским царем Филиппом II. К концу III в. до н.э. Скифия значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица Скифии была перенесена в Крым, где возник г. Неаполь, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма скифы по-прежнему удерживали земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н.э., когда Скифы стремились захватить внеш. торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса.
С II в. до н.э. скифов постепенно сменяют родственные им сарматы, в составе которых они, в основном и растворились.
Прочитаем информацию.
Концепции происхождения государства:
- классовая – возникновение в период распада родовых отношений (появление неравенства, социальной дифференциации, собственности на орудия труда и землю и т.д.).
- договорная – возникновение вследствие договора между людьми.
Теории возникновения государства у восточных славян
Теория | Суть теории | Сторонники теории |
Норманнская | Создание государства норманнами (варягами) с добровольного согласия славян. | Г.З.Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев. |
Славянская (антинорманнская) | Отрицание роли варягов в образовании древнерусского государства и призвания их на княжение. | М.В.Ломоносов, Б.А.Рыбаков |
Центристская | Возникновение государства как результата внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов. | А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва и многие современные историки. |
Рассмотрим точки зрения на вопрос о происхождении Древнерусского государства.