X-PDF

Физика и естественнонаучный метод познания природы

Поделиться статьей

Контрольные задания В2

 

Конспект урока

Урок 1. Физикаи естественнонаучный метод познания природы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

предмет изучения физики;

роль и место физики в формированиисовременной научной картины мира;

понятия: физическая величина, физическийзакон, физическая теория, эксперимент, моделирование;

методы исследования физических явлений ипроцессов;

распознавание и распределение конкретныхфизических понятий по структурным элементам логической цепочки: наблюдение –гипотеза – эксперимент — вывод.

Глоссарий по теме

Моделирование – этопроцесс замены реального объекта, процесса или явления другим, называемыммоделью.

Модель – упрощеннаяверсия реального объекта, процесса или явления, сохраняющая их основные свойства.

Научный факт – утверждение,которое можно всегда проверить и подтвердить при выполнении заданных условий.

Научная гипотеза – предположение,недоказанное утверждение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.

Постулат – исходноеположение, допущение, принимаемое без доказательств.

Физика – этонаука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общихсвойств окружающего нас материального мира.

Физическая величина – свойствоматериального объекта или явления, общее в качественном отношении для классаобъектов или явлений, но в количественном отношении индивидуальное для каждогоиз них.

Физический закон –основанная на научных фактах устойчивая связь между повторяющимися явлениями,процессами и состоянием тел и других материальных объектов в окружающем мире.

Физический эксперимент –способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений вспециально созданных условиях.

Измерение -нахождение значения физической величины опытным путем с помощью средств измерения.Способы измерения: прямой и косвенный

Список обязательной литературы:

Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н.Сотский.Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение,2017. – С. 5 – 9.

1. В.А.Касьянов. Физика.10. Учебник для общеобразовательныхучреждений: профильный уровень.

М.: Дрофа, 2005. С. 3-16.

2. Перельман М.Е. Наблюдения и озарения, иликак физики выявляют законы природы. Издательство: Книжный домЛИБРОКОМ, 2012.

Основное содержание урока

Физика тесно связна с астрономией, химией,биологией, геологией и другими естественными науками. Физическими методамиисследования пользуются ученые всех областей науки. За последние четырестолетия люди освоили географию, проникли в недра Земли, покорили океан.Человек создал устройства, благодаря которым он может передвигаться по земле илетать, общаться с жителями других континентов, не покидая собственного жилища.Люди научились использовать источники энергии, предотвращать эпидемиисмертоносных болезней. Эти и другие достижения – результат научного подхода кпознанию природы

Физика – фундаментальная наука, занимающаясяизучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающегонас материального мира.

Физика основывается на количественныхнаблюдениях. Основателем количественного подхода является Галилео Галилей.

Материя – объективная реальность,существующая независимо от нас и нашего знания о нем. Материя существует в видевещества и поля.

Формы материи: пространство, время. Движение– способ существования материи.

Все физические процессы и явления,происходящие в природе можно объяснить типами фундаментальных взаимодействий:

гравитационное взаимодействие;

электромагнитное взаимодействие;

сильное взаимодействие;

слабое взаимодействие.

Естественнонаучное познание происходит поэтапам: Наблюдение – Гипотеза – Теория – Эксперимент. Именно экспериментявляется критерием правильности теории.

Особенности научного наблюдения:целенаправлено; сознательно организовано; методически обдумано; результатыможно записать, измерить, оценить; наблюдатель не вмешивается в ходнаблюдаемого процесса.

Эксперимент, как исследование каких-либоявлений путем создания новых условий, соответствующих целям исследования,следует различать на мысленный и реальный.

Примерный план проведения эксперимента

1.Формулировка цели опыта

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

2.Формулировка гипотезы, которую можно былоположить в основу опыта.

3.Определение условий, необходимых дляпроверки гипотезы, установления причинно-следственной связи.

4. Подбор оборудования и материалов,необходимых для опытов.

5. Практическая реализация опыта,сопровождаемая фиксированием результатов измерений и наблюдений выбраннымиспособами.

6. Математическая обработка полученныхданных.

7.Анализ результатов.

8. Вывод.

Структура физической теории: основание(фундамент) – ядро – выводы (следствие) – применение. Особенностьюфундаментальных физических теории является их преемственность.

Принцип соответствия — утверждение, что любаяновая научная теория должна включать старую теорию и её результаты как частныйслучай.

Гипотеза (от греч. hypóthesis -основание, предположение) — предположение, выдвигаемое перед началом наблюденияили эксперимента, которое должно быть проверено в результате их проведения.

Стандартная формулировка гипотез: «Если ….(факт, следствие), то (значит, при условии) …(причина).

Как правило, гипотеза высказывается на основеряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно.В ходе эксперимента гипотезу доказывают, превращая её в установленный факт(теорию, теорему, закон), ИЛИ же опровергают.

Примерный план изучения физических законов:

1. Связь между какими явлениями (иливеличинами) выражает закон

2. Формулировка и формула закона.

3. Каким образом был открыт закон: на основеанализа опытных данных или теоретически (как следствие из теории)

4. Опыты, подтверждающие справедливостьзакона.

5. Примеры использования и учета действиязакона на практике.

6. Границы применимости закона.

Одним из важнейших методов исследования являетсямоделирование. Модель – это идеализация реального объекта или явления присохранении основных свойств, определяющих данный объект или явление. Примерыфизических моделей: материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ,др.

Для того, чтобы понять и описать экспериментвводятся физические величины.

С развитием научных знаний появиласьнеобходимость в развитии единой системы единиц измерений.

На Генеральной конференции мер и весов в 1968г. достигнуто соглашение о международной системе единиц — «единиц измеренияСИ», согласно которому базовыми единицами измерения являются семь следующих :метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль (грамм-моль).

Измерить величину — это значит сравнить ее сэталоном, с единицей измерения. Прямое измерение — определение значенияфизической величины непосредственно средствами измерения. Косвенное измерение –определение значения физической величины по формуле, связывающей её с другимифизическими величинами, определяемыми прямыми измерениями.

При обработке результатов измерений нужнооценивать, с какой точностью проводится измерение, какую ошибку допускает вашприбор, то есть определить погрешность измерений и как влияет сам процессизмерения на объект, который вы измеряете.

Объективность получаемых данных обеспечиваютразличные физические приборы. Следует различать: приборы наблюдения (микроскоп,телескоп, бинокль и др.) и приборы измерения (термометр, барометр, линейка,весы и др.).

Примеры и разбор тренировочных заданий

1.   Решитекроссворд:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5894/20190222150639/OEBPS/objects/c_phys_10_1_1/ae693685-42f7-4fad-804f-b604b647effb.png

Вопросы к кроссворду:

1.   Эксперимент,возможность проведения которого зависит от наличия соответствующейматериально-технической и финансовой обеспеченности.

2.   Процессзамены реального объекта, процесса или явления другим, называемым моделью.

3.   Виднаблюдения, в котором информация получается при помощи приборов.

4.   Наблюдениеза тем, что происходит вокруг, без определенной цели.

5.   Единицаизмерения, с которой сравнивают измеряемую величину.

Правильный ответ:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5894/20190222150639/OEBPS/objects/c_phys_10_1_1/7aec9f3b-b59b-4b14-ab36-10971146bc05.png

2. Подчеркнитеслова, обозначающие приборы для измерения, одной чертой; приборы для наблюдения– двумя: термометр, бинокль, секундомер, микроскоп, транспортир.

Правильный вариант: Однойчертой: термометр, секундомер, транспортир. Двумя чертами: бинокль, микроскоп.

 Сообщить об ошибке в уроке

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет