X-PDF

Фонд оценочных средств дисциплины Упраление конфликтом

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

 

 

 

Фондоценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине

МДК.05.03УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТом

 

 

 

 

Специальности 43.02.11Гостиничный сервис

 

Формаобучения   очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ялта2022


Фонд оценочных средств учебной дисциплины разработан на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего профессиональногообразования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис укрупнённой группыспециальностей 43.00.00 Сервис и туризм

утверждённого приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 07.05.2014 г. № 475

 

Организация-разработчик: Гуманитарно-педагогическаяакадемия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

 

Разработчик:

Брынзарь Оксана Александровна, преподаватель высшейквалификационной категории Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

 

 

Фонд оценочных средств рассмотрен на заседании цикловойметодической комиссии социально-гуманитарных дисциплин

от «30» 08 2022 г. протокол № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    Паспортфонда оценочных средств                                                               3

 

2.     Оценочныесредства к текущему контролю                                                  5

 

3.     Оценочныесредства к промежуточному итоговому контролю                 42

 

 


  1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

В результате освоения дисциплины МДК.05.03 Управлениеконфликтом обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 43.02.11Гостиничный сервис следующими профессиональными и общими компетенциями:

1. Результатом освоения рабочей программы учебнойдисциплины является овладение обучающимися в соответствии сФГОС по специальности

1. Общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своейбудущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность,выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оцениватьих эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартныхситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационныетехнологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективнообщаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членовкоманды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачипрофессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой сменытехнологий в профессиональной деятельности.

 

2. Профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 5.1. Принимать участие в укомплектовании гостиницыработниками необходимых профессий, специальностей и квалификации.

ПК 5.2. Оформлять и разрабатывать кадровуюдокументацию гостиницы на основе типовой.

ПК 5.3. Принимать участие в мероприятиях по адаптацииновых сотрудников.

ПК 5.4. Принимать участие в организации и проведениимероприятий по повышению квалификации обслуживающего и технического персоналагостиницы.

ПК 5.5. Оценивать профессиональную компетентностьработников различных служб гостиницы.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийсядолжен уметь:

·                   Осуществлятьподбор персонала;

·                  интерпретироватьрезультаты изучения индивидуальных особенностей сотрудников;

·                  планироватькачественные и количественные потребности гостиницы в кадра.

Знать:

·                   цели,задачи и практические подходы к организации работы персонала современнойгостиницы;

·                  критерииоценки кандидатов;

·                  содержаниепроцесса адаптации в гостинице;

·                  ролькорпоративной культуры в организации работы персонала гостиницы;

·                  производственныестандарты работы различных служб гостиницы;

·                  методикуопределения потребности в трудовых ресурсах.

 

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ

 

п/п

Контролируемые разделы

(темы) дисциплины

Код контролируемой компетенции (или знания и умения)

Наименование оценочного средства

1

Возникновение и развитие конфликтологии как теории и практики

ОК 1, 5, 6, 8, 9

ПК 5.3,5.4, 5.5

 

Доклады

Тестирование

2

Конфликт как социально-психологический феномен

ОК 1, 5, 6, 8, 9

ПК 5.3,5.4, 5.5

 

Устный опрос

Тестирование

Деловая игра

3

Характеристика типов конфликта

ОК 1, 5, 6, 8, 9

ПК 5.3,5.4, 5.5

 

Устный опрос

Ситуационные задачи

Деловая игра

Тестирование

4

Феномен социального конфликта

ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

ПК 5.1, 5.3,5.4, 5.5

 

Ситуационные задачи

Деловая игра

Тестирование

5

Конфликты в организации

ОК 1 — 9

ПК 5.1, 5.2, 5.3,5.4, 5.5

 

Письменные ответы на вопросы

Тестирование

 

Презентация

6

Управление конфликтами

ОК 1-9

ПК 5.1, 5.2, 5.3,5.4, 5.5

 

Ответы на вопросы письменно

Устный опрос

Ситуационные задачи

Тестирование

7

Переговоры как способ разрешения конфликтов

ОК 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8

ПК 5.3,5.4, 5.5

 

Ответы на письменные вопросы

Составление рекомендаций/памятки

Тестирование

8

Участие медиатора в регулировании конфликта

ОК 1, 2, 3, 5, 6, 9

ПК 5.1, 5.3,5.4, 5.5

 

Презентация

Ситуационные задачи

9

 

Роль руководителя в управлении конфликтами в организации

 

ОК 1-9

ПК 5.1, 5.2, 5.3,5.4, 5.5

 

Ситуационные задачи

Психодиагностика

Доклады

Тестирование

10

Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте

ОК 1-9

ПК 5.1, 5.4, 5.5

 

Эссе

Ситуационные задачи

Тестирование

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

Требования к презентации

Презентации создаются в программе Microsoft PowerPointи представляют собой краткое изложение важнейших положений, проблем, выводов позаданному вопросу (теме, проблеме). Презентация не должна быть меньше 10слайдов. Текст на слайдах должен хорошо читаться. В презентации приветствуетсяиспользование иллюстративного материала (рисунки, графики, диаграммы, краткиецитаты и т.п.) Первый слайд – это титульный лист, на котором обязательно должныбыть представлены: название темы; фамилия, имя, отчество автора; учебнаягруппа. Последующие слайды – изложение основных положений рассматриваемой темы(проблемы). Завершающий слайд должен содержать выводы. Материал, излагаемый впрезентации должен соответствовать теме, быть максимально точен, лаконичен ипри этом содержателен.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИПРЕЗЕНТАЦИИ

Оценка

Показатели

отлично

Презентация полностью соответствует всем требованиям к содержанию и оформлению

хорошо

Презентация в целом соответствует всем требованиям к содержанию и оформлению, представленным в методических указаниях, допущены несущественные ошибки, упущения, недочёты (незначительные отступления от требований к оформлению, опечатки); имеются неточности в изложении  материала, нарушена логическая последовательность, недостаточно полно обоснованы суждения, выводы и т.п.

удовлетворительно

Имеются существенные отступления от указанных требований к содержанию и оформлению презентации: неполное раскрытие темы, фактические ошибки, неверные суждения, нет логики изложения, небрежность в оформлении, необоснованность выводов, низкая степень самостоятельности и т.п.

неудовлетворительно

Презентация не подготовлена или полностью не соответствует предъявляемым требованиям

 

 

Темы для презентаций

1.   Охарактеризуйтеспособы избавления от гнева  по Д.Скотт.

2.   Перечислитеправила самоконтроля эмоций. Какие из них вы сами использовали раньше?

3.   Перечислитепризнаки назревающего конфликта в организации.

4.   Типы конфликтныхличностей.

5.   Охарактеризуйтеусловия, при которых субъект конфликта выбирает: стратегию борьбы.

6.   Сформулироватьнеобходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

7.   Главная опасностьконформистской модели поведения в конфликте. Примеры.

8.   Охарактеризуйтеусловия, при которых субъект конфликта выбирает: стратегию ухода.

9.   Суть закона эскалацииконфликтогенов (первая формула конфликтов).

10.            Охарактеризуйтеусловия, при которых субъект конфликта выбирает: стратегию уступки.

11.            Основныетипы конфликтогенов и формы их проявления.

12.            Понятиесоциального конфликта. Перечислить основные сферы проявления социальныхконфликтов.

13.            Психологическиетеории внутриличностного конфликта.

14.            Ролькоммуникативных барьеров в возникновении конфликтов.

15.            .Манерыповедения и этические ценности как субъективные составляющие конфликта.

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

Деловая игра «Жалоба»

Цель игры. Развитие устудентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основныхконфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методовизучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация. Руководствофирмы получило жалобу от одного из сотрудников. Генеральный директор фирмыназначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений дляпринятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам – руководитель;специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. Заодну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Имсообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровуюситуацию.

Студенты получают указания по самостоятельномуизучению литературы и уяснению основных понятий: «конфликт», «структураконфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтнойситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте».

Кроме того, студентам напоминают, что они должныпродемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методыизучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности,беседа, экспертный опрос и др.

 

В ходе игры

1. Учебная группа разбивается на три команды.

Первая команда – руководство фирмы: генеральныйдиректор, заместитель генерального директора по связям с общественностью,финансовый директор.

Вторая команда – рабочая группа по изучению жалобы(состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

Третья команда – эксперты (3–5 человек).

Время на распределение ролей – 5 минут.

Примечание. Состав команд может быть определен пожеланию студентов.

2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде изадание на игру.

Первая команда готовится к заслушиванию предложенийдля принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда).

Вторая команда готовит предложения для принятиярешения по жалобе.

Третья команда готовится к оценке содержания работыпервой и второй команд.

Время на подготовку – 15 минут.

3. Заслушивание предложений для выработки решения пожалобе, принятие решения и оценка содержания работы.

Игровой сценарий.

«Генеральный директор» открывает служебное совещание,объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы»по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламентдоклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий составзадает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может бытьустановлено в пределах 15–20 минут). После ответов на вопросы выслушиваютсямнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и«финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).

Решение на основе обсуждения принимает «генеральныйдиректор».

Оценка содержания работы. Послепринятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой ивторой команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможныдискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15–20 минут).

4. Подведение преподавателем итогов игры.

 

 

Игра «Поведение в конфликте»

Цели игры: расширениепредставлений о видах поведения в конфликте;

показать основные психологические факторы,определяющие конфликт; учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликтев поведенческой  системе межличностного взаимодействия.

Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждойвыбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек сназванием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:

Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты долженпроиграть».

Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я долженпроиграть».

Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-товыиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тожедолжен выиграть».

Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты илипроиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которойдемонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

Как данный вид поведения в конфликте повлиял наэмоциональное состояние, на чувства его участников?

Могли ли другие виды поведения в этой ситуации бытьболее полезными для участников?

Что заставляет людей выбирать тот или иной стильповедения в конфликте?

Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношенийлюдей?.

Моделирование конфликтных ситуаций и поискспособов их разрешения.

 

Возможныеситуации для анализа и моделирования

Ситуация 1

Ваш непосредственный начальник,минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занятвыполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете своизадания неотложными.

Ситуация 2

Между двумя вашими подчиненнымивозник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них вотдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали егопозицию.

Ситуация 3

В самый напряженный период завершенияпроизводственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушенатрудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестенвиновник, однако выявить и наказать его надо.

Ситуация 4

Подчиненный второй раз не выполнил вашего задания всрок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Какбы вы поступили?

Ситуация 5

Подчиненный игнорирует вашисоветы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, неисправляя того, на что вы ему указываете.

Ситуация 6

В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумягруп­пировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель,приглашенный со стороны. Каким образом, по вашему мнению, ему лучшедействовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?

Ситуация 7

У вас создались натянутыеотношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, нонормализовать отношения не­обходимо, чтобы не страдала работа.

Что бы вы предприняли в первуюочередь?

Ситуация 8

Вас недавно выбралируководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовымсотрудником. На 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного длявыяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.

Как вы начнете беседу привстрече?

Ситуация 9

 Вы работаете бригадиром ужевторой год. Молодой рабочий обра­щается к вам с просьбой отпустить его с работына четыре дня за свой счет в связи с бракосочетанием.

— Почему же на четыре? —спрашиваете вы.

— А когда женился Иванов, вы емуразрешили на четыре, — невоз­мутимо отвечает рабочий и подает заявление. Выподписываете на три дня, согласно действующему положению.

Однако подчиненный выходит наработу спустя четыре дня. Как вы поступите?

Ситуация10

Вы руководительпроизводственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочихв состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой,пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой потелефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?

Как вы ответите на звонок?

Ситуация11

В вашем коллективе имеетсяработник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает,а вас нет.

Как вы поступите в данномслучае?

Ситуация12

При распределении коэффициентатрудового участия (КТУ) некоторые члены бригады посчитали, что их незаслуженнообошли, это явилось поводом их жалоб начальнику цеха.

Как бы вы отреагировали на этижалобы на его месте?

Ситуация13

Вы недавно начали работать руководителем современногоцеха на крупном промышленном предприятии, придя на эту должность с другогозавода. Идя по коридору, вы видите трех рабочих вашего цеха, которые о чем-тооживленно беседуют и не обращают на вас внима­ния. Возвращаясь через 20 минут,вы видите ту же картину.

Как вы себя поведете?


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

ПАМЯТКА/РЕКОМЕНДАЦИИ

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

 

Составить памятку специалисту, работающемув сфере обслуживания населения «Как избежать внутриличностного конфликта».

 

 

Рекомендации по составлению памятки

Памятка — свод кратких наставлений, правил, сведений очем-либо, предмет, служащий напоминанием. Они составляются на разные темы и дляразных людей, но, несмотря на их многообразие, существует общий порядокоформления памятки.

С целью создания памятки,подбора необходимой информации и сведений можно использовать интернет,библиотеку или собственный проверенный практикой опыт. Вы должны быть уверены вдостоверности и актуальности информации, используемой в памятке. Не стоитвключать в памятку сведения, вызывающие у вас сомнения. Выбирайте только то,что наиболее подходит по теме.

Начиная подготовкупамятки, надо ясно представить себе, кто ее будет читать. Памятка обычнопосвящается какой-либо одной теме, которую стараются раскрыть по возможностиполнее. Определив тему, решив, кому она адресована, можно приступить кподготовке материалов. 

Можно использовать дляоформления рисунки, схемы, алгоритмы.

Когда вся подготовленнаяработа выполнена, можно приступить к непосредственному оформлению памятки.Прежде всего, оставляют наверху место для названия. Чтобы памятка привлекалавнимание, название должно быть метким и ярко выделяться.

Название пишут крупно. В правом нижнем углу памяткипишется фамилия, имя, отчество ответственных за выпуск и дата. Размеры памяткисоответствуют размеру А4 (ориентация листа – альбомная, три колонки).

Представленная информация должна быть изложена четко иконкретно. Если много текста, то он обязательно разбивается на фрагменты,каждый из которых должен быть озаглавлен соответственно содержанию. Языкпамятки должен быть лаконичен, нужно избегать длинных трудночитаемыхпредложений, непонятной терминологии. 

Иллюстрации можно делать к каждому разделу или кпамятке в целом.

Памятка – это единство текста и рисунка, они должныдополнять друг друга, пояснять. Иллюстрации просто для украшения в памятки ненужны.

 

Требования к оформлению и содержаниюПамятки:

·       профилактическаянаправленность;

·       изложениетекста четкое и конкретное;

·       наличиелогической связи представленной информации;

·       информативностьи грамотность изложения и представления работы;

·       аккуратностьи наглядность;

·       форматпамятки А4, ориентация листа – альбомная, три колонки;

·       работасдана в срок.

 

Критерии оценки

Критерий

max балл

Результат

Требования к оформлению

1

Оформление на листе формата А4  (ориентация листа – альбомная, три колонки)

2

 

2

Аккуратность

2

 

3

Наглядность

2

 

Итого

6

 

Требования к содержанию

4

Соответствие содержания теме

4

 

5

Профилактическая направленность

4

 

6

Изложение текста четкое и конкретное

4

 

7

Наличие логической связи представленной информации

4

 

8

Информативность и грамотность изложения и представления работы

4

 

Итого

20

 

9

Работа сдана в срок

4

 

Итого в целом за работу

30*

 

* 30 баллов соответствуют 100 %

5 (отлично) – 91 – 100 %, от 28 до 30 баллов;

4 (хорошо) – 81 – 90 %, от 25 до 27 баллов;

3 (удовлетворительно) – 71 – 80 %, от 22 до 24 баллов;

2 (неудовлетворительно) –70 % и менее, 21 и менее.

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

Вопросы

1.     Понятие ивиды внутриличностных конфликтов.

2.     Механизмыпсихологической защиты от внутриличностных конфликтов.

3.     Способыпредотвращения и разрешения внутриличностного конфликта.

Задание 1.

Цель: развить навыки применения теоретических знаний,полученных на лекциях, для анализа конкретных ситуаций из жизни.

Прочитайте внимательно описанные ниже примерывнутриличностных конфликтов, определите вид каждого внутриличностного конфликтаи впишите его номер во вторую колонку табл. 1 в соответствующую строку.

Затем подберите из художественной литературы,Интернета и других источников, а также из собственной жизни по одному примеру ккаждому виду внутриличностного конфликта. Кратко опишите эти примеры в третьейколонке табл. 1.

 

Таблица 1

Основные виды внутриличностныхконфликтов

Вид внутриличностного конфликта

Номер

примера

Пример,

 предложенный обучающимся

Мотивационый конфликт (между «хочу» и «хочу»)

 

 

Нравственный конфликт (между «хочу» и «надо»)

 

 

Конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»)

 

 

Ролевой конфликт (между «надо» и «надо»)

 

 

Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»)

 

 

Конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»)

 

 

 

ПРИМЕР:

1. Студент очень любит играть по ночам в компьютерныеигры, так что к утру, естественно, ему очень сильно хочется спать. Но утром,как нарочно, поставлены занятия по важным для него дисциплинам, на которыхстрого отмечают посещаемость, так что ему приходится, с трудом преодолеваясонливость, идти на эти занятия.

2. Куратор велел стажеру выполнить работу за час.Стажер в панике. Он понимает, что в силу своей неопытности он не справится сзаданием и за несколько часов, но признаться в этом стесняется, тем более, чтоневольно чувствует себя польщенным, ведь такое задание за столь короткий срокпод силу выполнить только настоящему специалисту.

3. Татьяна Ларина и после замужества была влюблена вЕвгения Онегина. Вопреки этому в ответ на его признание в любви она сказала:«Но я другому отдана и буду век ему верна», хотя и понимала, что тем самымразрушает и его, и свои надежды.

4. Женщине приходится и за ребенком ухаживать, и запорядком в доме следить, и при этом надо нравиться мужу и иметь силы бытьхорошим специалистом на работе.

5. Студенту приходится совмещать учебу сзарабатыванием средств на жизнь и оплату обучения в вузе. Однако ему не хватаетни времени, ни сил, чтобы в полной мере выполнять свои учебные и трудовыеобязанности, так что и в вузе им недовольны как неуспевающим студентом, иработодатель постоянно грозится его уволить. Все это крайне удручает инервирует студента.

6. Одна студентка мечтала летом поехать на отдых вТаиланд и уже начала составлять план поездки, когда ее подруга, работающая втурагентстве, предложила ей горящую путевку в Испанию, где студентка тоже ещени разу не была. И сейчас ей приходится разрываться между двумя равнопривлекательными для нее альтернативами, зная, что выбор одной из них означаетотказ от другой.

7. Девушка захотела похудеть к лету на несколькокилограммов и для этого начала усмирять свой аппетит, но терпения ей хватилоненадолго: она снова стала есть, как раньше, и даже объедаться.

8. Студент мечтает профессионально заниматься спортом,но по состоянию здоровья его записали в группу ЛФК.

9. Мальчик-подросток шел по улице со своей мамой иувлеченно что-то ей рассказывал. Вдруг он увидел идущих им навстречуодноклассников. Мальчик тут же замолчал и постарался побыстрее отойти от мамы,будто это незнакомая женщина.

 

 

 

 

Задание 2.

Цель: закрепить знания о механизмах психологическойзащиты от внутриличностных конфликтов (Приложение 1), анализируя примерыиз художественной литературы и фильмов.

Ознакомьтесь с кратким описанием нескольких способовпсихологической защиты, о которых рассказано в книгах (и фильмах) о ГарриПоттере и Поллианне. На основе этих примеров, материала лекций поконфликтологии и психологии, а также, используя работы из списка основнойлитературы, обсудите предлагаемые ниже вопросы.

 

ПРИМЕРЫ:

1. В детстве вы, наверное, читали книги и смотрелифильмы про Гарри Поттера. В качестве заклинания против дементоров – существ,которые олицетворяют собой депрессию, уныние, чувство безнадежности и отчаянья,– героями этого произведения используется заклинание «Экспекто Патронум»(Expecto Patronum, от лат. expecto – «я ожидаю», patronum – «покровитель», т.е. «я ожидаю покровителя»). Суть заклинания в том, чтобы быстро вызвать в своейпамяти самые счастливые воспоминания и с их помощью противостоять негативнымэмоциям. Считается, что люди, пережившие много горя и лишений, могут не найтисил, чтобы противостоять воздействию дементоров.

2. Преподаватель Северус Снегг, обучающий защите отТемных искусств, знал и другие способы борьбы с дементорами, в частности методакклюменции, т. е. закрытия своего сознания, чтобы стать невидимым длядементоров. В качестве магического средства против дементоров хитрые волшебникитакже продавали всяческие амулеты.

3. Заодно на уроках защиты от темных искусств героевучат побеждать боггарта – существо, принимающее облик самого сильного страха, –с помощью заклинания «Ридикулус» (от лат. ridiculus – «смешной, забавный»),которое превращает ужасное в смешное: страх побеждается смехом.

4. Девушкам может быть знакома с детства другая книгаЭлинор Портер (или одна из ее экранизаций) – «Поллианна», где юная главнаягероиня учит окружающих игре в радость – умению аргументированно находить поводдля оптимизма в любых негативных событиях, так что они начинают восприниматьсякак позитивные. Кстати, термином «принцип Поллианны» был впоследствии названсоответствующий психологический феномен.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (письменно):

1. Могут ли описанные «магические» средстваиспользоваться в качестве механизмов психологической защиты илипсихотерапевтических приемов при возникновении внутриличностных конфликтов?Если да, то в каких именно случаях?

2. Какие из названных «магических» средствпсихологической защиты вы считаете наиболее действенными и почему (если убратьмагическую и фантастическую составляющую)? Укажите достоинства этих средств иограничения при их применении в реальных ситуациях.

3. В чем суть «принципа Поллианны»? В чем опасностьданного феномена?

4. Приведите свои примеры способов психологическойзащиты из художественной литературы или кино. Приходилось ли вам сталкиваться сними в том или ином виде в своей жизни?

 

Письменнаяработа на тему «Формулы конфликта»

(на примеререшения ситуационных задач)

 

Цельзадания: развитиеу студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социальноговзаимодействия на основе формул (А, Б и В) и поиска вариантов разрешенияконфликтных ситуаций.

Порядоквыполнения задания

Длявыполнения задания студентам необходимо самостоятельно изучить материал,представленный ниже. После усвоения этого материала каждому студентупредлагается индивидуально решить семь предложенных ниже задач с конкретнымиситуациями. Для решения задач необходимо ответить на один и тот же вопрос: «Покакой формуле (А, Б или В) возможно разрешение конфликта в каждой из ситуаций?»Заполните бланк А.

 

Информационныйматериал к практическому заданию

Формулыконфликтов

Один из исследователей в области конфликтологии В.П.Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение»приводит 3формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоитв том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов инаходить пути их решения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулыне могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Вомногих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивомпроцессе управления конфликтами.

Первая формула конфликта отражаетзависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).

Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствиедействий), которые могут привести к конфликту.

Механизмразвития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии инегативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. Приотсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития позакону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематичноможно выразить следующим образом:

 

                                                                               ….         

 

где КФГ1 – первый конфликтоген;

КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый;

КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т.д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3> КФГ2 и т.д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным,чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Конфликты, возникающие по первой формуле,условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить,что по наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания ихучастников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует помнить дваправила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном наконфликтоген.

Для успешного применения сформулированных правил важнознать конкретные проявления конфликтогенов. В таблице дается характеристиканекоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношенияхмежду людьми.

 

Типыконфликтогенов

Характер
конфликта

Форма проявления

Прямое негативное
отношение

Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка, издевка, сарказм

Снисходительное
отношение

Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание

Хвастовство

Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах

Менторские
отношения

Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминания о неприятном; нравоучения и поучения

Нечестность и
неискренность

Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляция сознанием человека

Нарушение этики

Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть; не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека

Регрессивное
поведение

Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

 

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтнойситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС+ И = КФ

Данная формула указывает способ разрешениятаких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б:устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от несколькихконфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

КС1 + КС2 + … + КСn = КФ,при этом n > 2. Словами эту формулу можно выразить так:

 

Сумма двух или более конфликтных
ситуаций приводит к конфликту

 

 

 

 

 

 


Конфликты, возникающие по третьей формуле,условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранениювсех конфликтных ситуаций.

 

ЗАДАЧИ

Задача 1

Определите природу конфликта(тип А, Б, В) в следующей ситуации.

Руководитель принял на работунеподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот вподчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять своюработу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом.Руководитель тут же рвет данную записку.

Задача 2

Определите природу конфликта(тип А, Б, В) в следующей ситуации.

При распределении премииначальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования небыло. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказалтолько: «Это я вас учу».

Задача 3

Определите природу конфликта(тип А, Б, В) в следующей ситуации.

Беседуя с претендентом навакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его вдолжности.

Вновьпринятый с воодушевлениемприступает к работе, проявляя высокую работоспособностьи добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляязарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинаетпроявлять признаки недовольства… Назревает конфликт.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.49%
НЕТ
39.51%
Проголосовало: 1301

Задача 4

Определите природу конфликта(тип А, Б, В) в следующей ситуации.

Начальник сообщаетподчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышенияквалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии емуосталось полтора года.

 

Задача 5

Определите природу конфликта(тип А, Б, В) в следующей ситуации.

Работник, достигшийпенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы.Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник жепродолжает жаловаться.

Задача 6

Определите природу конфликта(тип А, Б, В) в следующей ситуации.

Начальник участка дает заданиерабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требуетболее высокого разряда и, добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышаютразряд.

Задача 7

Определите природу конфликта(тип А, Б, В) в следующей ситуации.

На совещании один изподчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил наэтот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этогослучая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».

 

БЛАНК ОТВЕТОВ (А)

Фамилия Имя Отчество ___________________________________________________

Факультет, специальность _________________________________________________

 

№ Задачи

Тип конфликта

Примечания, краткие комментарии

1

А

КФГ1 – ЗАПИСКА ЗАМА

КФГ2 – ПОРВАНАЯ ЗАПИСКА

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие обучающему осваиватьинтеллектуальные операции последовательно в процессе работы синформацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез –оценка.

 

Критерии оцениваниярешения ситуационных задач

Оценка «отлично» ставится,если ответ на вопросы задачи дан правильно; объяснение хода её решенияподробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в томчисле из лекционного курса). Ответы на дополнительные вопросы верные, чёткие.

Оценка «хорошо» ставится,если ответ на вопросы задачи дан правильно, объяснение хода её решенияподробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях,некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании); Ответы на дополнительныевопросы верные, но недостаточно чёткие.

Оценка «удовлетворительно» ставится,если ответы на вопросы задачи даны правильно; объяснение хода ее решениянедостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическимобоснованием, в том числе лекционным материалом. Ответы на дополнительныевопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.

Оценка «неудовлетворительно» ставится,если ответы на вопросы задачи даны неправильно. Объяснение хода её решения даночастичное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретическогообоснования. Ответы на дополнительные вопросы не даны.

 

Задание к ситуационным задачам:

1.     Выделитеструктурные элементы конфликта:

— субъектыконфликта

— предметконфликта

— мотивыконфликта

— образконфликтной ситуации

— позицииучастников по отношению друг к другу.

 

2.     Определитетип рассмотренного конфликта:

·       Посферам проявления (производственно-экономические, идеологические,социально-психологические, семейно-бытовые).

·       Посубъектам конфликтного взаимодействия (внутриличностные, межличностные, межличностно-груповые, межгрупповые).

·       Поисточникам и причинам возникновения (объективные, субъективные,организационные, эмоциональные, социально-трудовые, деловые и личностные).

·       Покоммуникативной направленности (горизонтальные, вертикальные, смешанные).

 

3.     Определите,какая стратегия поведения, была бы уместна для урегулирования даннойконфликтной ситуации.

 

Задача 1

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы ещеплохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете насовещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты изамечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют.Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех жесотрудников в курилке за беседой.

Задача 2

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка,срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая вкомандировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину,которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полномздравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Задача 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводумногочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудницапринимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникаетконфликт.

Задача 4

Руководитель принял на работу специалиста, которыйдолжен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не былсогласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работникавыполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этомруководителю…

Задача 5

В ответ на критику со стороны подчиненного,прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему помелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Задача 6

В одной организации молодой руководитель, желаяполучить рекламу своей фирмы, дал интервью корреспонденту газеты. После выходав свет материалов оказалось, что там существуют искажения, которые могутнанести ущерб имиджу фирмы. При встрече с журналистом тот показал записи,сделанные во время интервью, и не пожелал признать своей ошибки.

Задача 7

Беседуя с претендентом на вакантную должность,руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.

Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе,проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянноувеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустянекоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства…Назреваетконфликт.

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

Организация процедуры разрешения конфликтачерез посредника

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков,развитие навыков анализа и разрешения конфликтных ситуаций через посредника.

 

Подготовка к занятию:

1.                Подготовитьответы на следующие вопросы:

— Сущность и классификация переговоров.

— Модели переговоров.

— Переговорные стили.

— Трудности в переговорах: тупики, конфликты,манипуляции.

— Управление переговорным процессом.

— Роль посредника при разрешении конфликтной ситуации.

 

Ход занятия:

1. Обсуждение вопросов, обобщение знаний по теме.

2. Отработка практических навыков анализа и разрешенияконфликтных ситуаций.

Задание 1. Подберите под указанные схемы примеры(иллюстрации) посреднической деятельности медиатора (конфликтолога) вурегулировании (разрешении) конфликтов.

 

 

        

 

Задание 2. Ролевая игра « Сглаживаниеконфликта».

Цель: отработка умений и навыков сглаживанияконфликта.

Инструкция: Участники разбиваются на «тройки». Каждая«тройка» придумывает сценарий, по которому два участника представляютконфликтные стороны, а третий играет роль арбитра, миротворца.

Обсуждение:

Какие методы сглаживания конфликтов былипродемонстрированы?

Какие, на ваш взгляд, интересные находкииспользовались?

Как стоило повести себя тем участникам, кому неудалось сгладить конфликт?

Рефлексия своей роли.

 

— Задание 3 Методика посредничества поулаживанию конфликта.

Методика состоит из 4-х шагов:

« Найдите время, чтобы поговорить». (посредникпомогает участникам договориться о времени и месте переговоров)

« Спланируйте организацию» ( посредник « запускает»разговор)

«Выговорись» ( участники должны выговоритьсяполностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).

«Соглашение» (переговоры должны закончиться решением иописанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать дляреализации принятого решения)

Обсуждение методики.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Назовите основные ценности, характерные длярусских, других этносов. Какие ценности преобладают в корпоративной культуревашей организации? Как эти ценности воспринимаются представителями разныхэтносов? Возникали ли при этом конфликтные ситуации?

2. Приведите примеры конфликтов, с которыми вамприходилось сталкиваться в своей практике менеджера. Какие функции выполнялиэти конфликты?

3. Как вы понимаете тезис «конфликт может какразрушить организацию,  так и способствовать ее укреплению»? Приведитеизвестные вам примеры.

4. Прочитайте рекомендуемую литературу и найдитеописание позитивных и негативных последствий конфликтов, их функций, которыеприводят те или иные авторы. Было ли что-то подобное в вашей практике,проанализируйте функции известных вам конфликтов.

5. Приведите примеры кратковременных и затяжных,длительных конфликтов. Как вы думаете, от чего зависит продолжительностьконфликта?

6. «Конфликт — это схватка за ресурсы, потому чтовсего на всех всегда не хватает». Согласны ли вы с таким утверждением?Приведите примеры конфликтов как схватки за использование имеющихся ресурсов.Какие последствия имеют такого рода конфликты?

7. Конфликт выполняет тестирующую функцию. В связи сэтим можно ли искусственно создать конфликтную ситуацию, чтобы проверитьреакцию своих коллег по работе, друзей, близких вам людей? В чем заключаетсяопасность подобного «тестирования»?


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

Проблемные вопросы

1. Могла ли конфликтология возникнуть до XX века?(Ответ обоснуйте.)

2. Почему конфликтологическая мысль развивалась врамках философии?

3. Какие факторы лежали в основе эволюцииконфликтологических взглядов в истории философии?

Раскрывая связи конфликтологии с другими науками,важно показать не только их роль и место в становлении ее как относительносамостоятельной теории, но и то, каким образом каждая из наук выполняет своюметодологическую функцию по отношению к конфликтологии. Прежде всегоконфликтология обнаруживает такую связь с философией, социологией, психологией,политологией, историей, экономикой.

Особо следует подчеркнуть методологическую функциюфилософии, которая реализуется во всеобщем философском методе, отражающемсодержание этой функции.

Связь конфликтологии с другими науками раскрывается вследующих двух аспектах.

Первый аспектзаключается в том, что конфликтология опирается на принципы познания, которыевыработаны в рамках других наук и позволяют глубже понять предметконфликтологических исследований. Такими принципами являются: принципы всеобщейсвязи; детерминизма; развития; системного подхода; социально-деятельностногоконтекста; личностного подхода; дополнительности и др.

Второй аспектпроблемы состоит в творческом использовании конфликтологией методовисследования других наук (система методов конфликтологии представлена в теме 1настоящего практикума).

Говоря о связи конфликтологии с другими науками,нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например,конфликтологические проблемы в сфере межличностных отношений стимулируютрешение многих психологических, социологических, правовых и нравственныхпроблем, в частности проблем общения, взаимоотношений,социально-психологического климата и многих других.

 

Проблемные вопросы

1. Все ли из перечисленных выше наук играют одинаковуюметодологическую роль по отношению к конфликтологии?

2. Что такое «социология конфликта» и «психологияконфликта»? Какова их взаимосвязь?

3. Какова связь между принципами и методамиисследования конфликтов?

Современные проблемы развития конфликтологии влитературе представлены неоднозначно. Здесь требуется творческий подход состороны студентов. Для уяснения современных конфликтологических проблем имможно предложить поразмышлять над следующими наиболее актуальными направлениямиисследований в области конфликтологии, сформулированными в источнике (Бандурка,Друзь, 1997, с. 9), включенном в список литературы к семинару:

• изучение основных прикладных аспектов конфликтов различноготипа, составляющих предмет специальной конфликтологии;

• изучение и интеграция информации, относящейся кразным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечениемматематических моделей и компьютерной техники;

• разработка систем контроля и диагностика развитияконфликтов и вариантов их разрешения;

• определение предмета и содержания самого понятияконфликта;

• анализ причин, источников и условий возникновенияконфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений.

 

Контрольные вопросы

1. Когда возникла конфликтология как относительносамостоятельная теория?

2. Какое название получила конфликтология какотносительно самостоятельное направление в социологии и в психологии?

3. Когда складывается конфликтологическая практика и скакими событиями в психологии это связано?

4. Дайте определение предмета конфликтологии.

5. Перечислите основные этапы эволюцииконфликтологических взглядов в истории философии.

6. Назовите социально-исторические и теоретическиепредпосылки возникновения конфликтологии.

7. Перечислите методы конфликтологии.

8. Перечислите основные принципы исследованияконфликтов.

9. Назовите ученых, с именами которых связаностановление конфликтологии как относительно самостоятельной дисциплины.

10. Когда и где впервые были созданыконфликтологические центры? Когда и где появился первый центр по разрешениюконфликтов в России?


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

Контрольный тест

По теме «История развития конфликтологии»

1. Конфликтология как относительно самостоятельнаятеория возникла:

а) в конце XIX века;

б) в начале ХХ века; в)

в 30-е годы ХХ века;

г) в конце 50-х годов ХХ века;

д) в 70-е годы ХХ века.

 

2. Какой из приведенных методов относится к группеметодов управления конфликтами:

а) социологический метод;

б) метод тестирования;

в) метод картографии;

г) метод наблюдения;

д) метод эксперимента.

 

3. Конфликтология  не изучает:

а) эволюцию конфликтов;

б) динамику конфликта;

в) функции конфликтов;

г) она изучает все вышеперечисленное.

 

4. Какая функция конфликтологии заключается в изученииконфликтов, их классификации, способов разрешения, предупреждения и разработкеконфликтологической теории:

а) познавательная;

б) диагностическая;

в) образовательная;

г) идеологическая.

 

5. Назовите функцию конфликтологии, котораязаключается  использовании ее данных в интересах правящей элиты, в выгодном длянее понимании причин социального конфликта и перспектив развития общества:

а) познавательная;

б) диагностическая;

в) образовательная;

г) идеалогическая.

 

6. Функция конфликтологии, которая позволяет каждомучеловеку использовать конфликтологические знания для предупреждения иразрешения разнообразных конфликтов:

а) познавательная;

б) диагностическая;

в) образовательная;

г) идеологическая.

 

7. Общий метод конфликтологии, способствующийвыявлению основных элементов конфликтного взаимодействия и роль каждого из нихпри рассмотрении явления в состоянии покоя, в статике – это:

а) структурно-функциональный метод;

б) процессуально-динамический метод;

в) метод типологизации;

г) метод прогнзирования.

 

8. Метод научного познания конфликта, отличающийсяактивным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющегопланомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрациюсопутствующих изменений в поведении испытуемого:

а) анкетирование;

б) тестирование;

в) эксперимент;

г) опрос.

 

9. Метод, при котором знание, полученное при изученииодного конфликта, переносится на другой конфликт, который только начинаетразвиваться:

а) метод аналогий;

б) диалектический метод;

в) метод наблюдения;

г) метод анализа документов.

 

10. Назовите науку, с которой конфликтология имеетсравнительно не очень тесную связь:

а) философия;

б) психология;

в) урология;

г) социология.

 

Непосредственное исследование конфликтов как реакциина те или иные особенности внешней ситуации связано с экспериментальнымиработами:

а) Э. Эриксона

б) М. Дойча

в) З. Фрейда

г) К. Левин

 

Какой из ученых в отношении конфликта придерживалсямнения, что «Поведение определяет не ситуация, которая может быть описана«объективно» или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация,как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него»:

а) Э. Эриксона

б) М. Дойча

в) З. Фрейда

г) К. Левин

 

Что представляют собой эксперименты с провоцированиемконфликтов в естественных условиях:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Конфликты возникающие между социальными общностями,социальными институтами, социальными организациями называются:

а) межличностными

б) внутриличностыми

в) социальными

г) международными

 

Что представляет собой образовательная функцияконфликтологии:

 

 

Контрольный тест

по теме «Типы и виды конфликтов»

1. Столкновениепротивоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций:

а) конфликт;

б) спор;

в) дискуссия;

г) скандал.

 

2. Укажитеутверждение, не соответствующее действительности:

а) конфликт — этоявление социальное;

б) конфликт — этоявление осознанное, действие обдуманное;

в) конфликт — этоявление редкое и нераспространенное;

г) конфликт — этоявление прогнозируемое, подверженное регулированию

 

3. Ограниченностьресурсов, с одной стороны, и стремление человека взять для себя лучшее и вбольшем количестве — с другой, часто являются:

а) причинойконфликта;

б) следствиемконфликта;

в) функциейконфликта;

г) динамикойконфликта.

 

4.В ситуации, когда один человек или группа зависят в выполнении задач от другогочеловека или группы, причина конфликта может заключаться:

а) в различныхцелях;

б) во взаимосвязизадач;

в)неудовлетворительной коммуникации;

г) неравномерномраспределении ресурсов.

 

5. Причинаконфликта «неудовлетворительные коммуникации» заключается:

а) в плохойпередачи информации;

б) в том, что целикакого-либо подразделения ставятся выше целей всей организации;

в) в неравномерномраспределении ресурсов;

г) в различииповедения, характера, жизненного опыта конфликтующих сторон

 

 

6. Состояниепсихического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в особенносложных условиях:

а) конфликт;

б) стресс;

в) депрессия;

г) фрустрация.

 

7. Скаким условием (или условиями) связано начало конфликта:

а) первый егоучастник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путемфизических действий, демаршей, заявлений и т.д.;

б) второй участниксознает, что эти действия направлены против него;

в) второй участникв ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этогомомента можно считать, что он начался;

г) со всемивышеперечисленными условиями?

 

8. Вкакой форме может проявляться внутриличност- ный конфликт:

а) в формеролевого конфликта;

б) в форменесогласованности личных потребностей и ценностей с производственнымитребованиями;

в) в форме ответана рабочую перегрузку или недогрузку;

г) в любой из вышеперечисленныхформ?

 

9. Конфликтнеадекватной самооценки возникает в результате:

а) нарушенияравновесия между субъектом и окружающей средой;

б) сохраняющегосяв течение длительного времени внут- риличностного конфликта;

в) расхождениямежду претензиями личности и оценкой своих возможностей;

г) невозможностиодновременно реализовать несколько ролей.

 

10. Внешниепричины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности вобществе, связаны:

а) спротиворечиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы;

б) социальнойструктуры общества;

в) с политическимустройством и экономической жизнью общества;

г) со всемивышеперечисленными причинами.

 

11. Процесс,в результате которого не приемлемые для личности мысли, воспоминания,переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного:

а) вытеснение;

б) сублимация;

в) регрессия;

г) рационализация.

 

12. Открытоестолкновение субъектов социального взаимодействия на основе возникшихпротиворечий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых вкакой-то конкретной ситуации:

а)внутриличностный конфликт;

б) межличностныйконфликт;

в) межгрупповойконфликт;

г) конфликт междуличностью и группой.

 

13. Люди,которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своейцели, являются:

а) субъектамиконфликта;

б) объектамиконфликта;

в) посредникамиконфликта;

г) противникамиконфликта.

 

14. Стильповедения в межличностном конфликте, связанный с попыткой уйти от конфликта, непридавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для егоразрешения:

а) уклонение;

б) приспособление;

в) компромисс;

г) сотрудничество.

 

15. Стильповедения в межличностном конфликте, предполагающий совместное выступлениесторон для решения проблемы:

а) уклонение;

б) приспособление;

в) компромисс;

г) сотрудничество.

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

ЭССЕ

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

Задание: написать эссе на тему по выбору:

·         Перечислитеправила самоконтроля эмоций. Какие из них вы сами использовали раньше?

·         Организационныевозможности управления конфликтами в организации:

·         Рольруководителя в управлении конфликтами

·         «Умениеобщаться предполагает……»

 

Рекомендации: Эссе отфранцузского essai, англ. essay, assay -попытка, проба, очерк, от латинского exagium — взвешивание.Создателем жанра эссе считается М.Монтень (Опыты, 1580 г.).

Эссе — прозаическое сочинение -рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, изложенное в жанрекритики, публицистики, свободной трактовки какой-либо проблемы.

Оно выражает индивидуальныевпечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует наопределяющую или исчерпывающую трактовку предмета изучения. Как правило, эссепредполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чём — либо и может иметьфилософский, историко-биографический, публицистический,литературно-критический, научно-популярный характер.

Эссе должно содержать чёткоеизложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенныйанализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария,рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающую авторскую позицию попоставленной проблеме.

Структура эссе:

1. Титульный лист.

2. Введение: изложение обоснованиявыбора темы. Важно грамотно сформулировать вопрос, на который вы собираетесьнайти ответ в ходе исследования.

3. Основная часть: данная частьпредполагает изложение аргументации, анализ, исходя из имеющихся данных,позиций по проблеме. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводитсяна основе следующих категорий:

— причина -следствие;

— общее -особенное;

— форма -содержание;

— часть — целое;

— постоянство -изменчивость.

В процессе построения эссенеобходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждениеи соответствующее доказательство, подкрепленное материалом. Совершенонеобходимый способ построения эссе — использование подзаголовков дляобозначения ключевых моментов аргументированного изложения. Названияподзаголовков свидетельствуют о наличии или отсутствии логичности в освещениитемы.

4. Заключение: обобщения иаргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Методы,рекомендуемые для составления заключения: цитата, оригинальное авторскоеутверждение. Заключение может содержать такой важный, дополняющий эссе элемент,как указание области применения исследования.

 

Структура аппаратадоказательств, необходимых для написания эссе:

Доказательство – этосовокупность логических приёмов обоснования истинности суждения с помощьюдругих истинных и связанных с ним суждений.

Структурадоказательства:

Тезис —положение (суждение), которое требуется доказать.

Аргументы —категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

Классификацияаргументов:

1. Удостоверенные факты — фактическийматериал (или статистические данные).

2. Определения — описание сущностипонятий.

3. Законы науки и ранее доказанныетеоремы.

Вывод — мнение,основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения — мнения,основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Виды связей в доказательстве.

Для того чтобы расположить тезисы иаргументы в логической последовательности, необходимо знать способы ихвзаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента, может бытьпрямой, косвенной и разделительной.

Прямоедоказательство — доказательство, при котором истинность тезисаобосновывается аргументом. Например: «мы не должны идти на занятия, так каксегодня воскресенье». Метод прямого доказательства можно применять, используятехнику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция — процесс,в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мыдвижемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения кутверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнееаргументация.

Дедукция — процессрассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой надве предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например: «вселюди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во времякритических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельствумногочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн — один изсамых ярких лидеров в истории Америки».

Аналогия — способрассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объектыА и Б схожи по нескольким признакам, то они должны иметь одинаковые свойства.Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации:направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двухсравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

Причинно-следственнаяаргументация — аргументация с помощью объяснения причин того илииного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

 

Таблица1.Критерии оценки эссе

Критерий

Требования к студенту

Максимальное

количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

— определяет рассматриваемые понятия чётко и полно, приводя соответствующие примеры;

— используемые понятия соответствуют теме;

— самостоятельность выполнения работы.

2 балла

Анализ и оценка информации

— грамотно применяет категории анализа;

— умело использует приёмы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

— способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к заключению;

— диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

— обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;

— даёт личную оценку проблеме.

4 балла

Построение суждений

— ясность и чёткость изложения;

— логика структурирования доказательств;

— выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;

— приводятся различные точки зрения и их личная оценка;

— общая форма изложения полученных результатов и их интерпретация соответствуют жанру проблемной научной

статьи.

3 балла

Оформление работы

— работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

— соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

— оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

— соответствие формальным требованиям.

1 балл

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательноеучреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) вг. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

1.     Каковытеоретические предпосылки формирования конфликтологических идей?

2.     Античнаяфилософия и конфликт.

3.     Конфликтыв новоевропейской традиции.

4.     Отечественнаяконфликтология.

5.     Выделитеосновные этапы развития отечественной и зарубежной конфликтологии. Назовитеключевые идеи каждого этапа.

6.     Чейподход к объяснению сущности социального конфликта представляется вам наиболееобоснованным?

7.     Связьконфликтологии с другими науками.

8.     Современныепроблемы развития конфликтологии.

9.    3игмунд Фрейд: конфликт как постоянныйэлемент душевной жизни человека.

10. ЭрикЭриксон: новый взгляд на конфликты.

11. ИсследованияМортона Дойча: конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию.

12. МузаферШериф: ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов.

13. Изучениеспецифических форм социального взаимодействия как моделей конфликта.

14. Когнитивистскиеподходы: конфликт как когнитивный феномен: Курт Левин.

15. Когнитивистскиеподходы: конфликт как когнитивный феномен: Теории баланса.

16. Экспериментальныеисследования конфликта в лабораторных условиях: игровые процедуры и созданиеконфликта.

17. Экспериментыс провоцированием конфликтов в естественных условиях.

18. Изучениеспецифических форм социального взаимодействия как моделей конфликта.

19. Источникии причины конфликтов.

20. Стрессовыесостояния как источник конфликтов.

21. Типыконфликтных личностей.

22. Проявлениеличностных особенностей в условиях конфликта.

23. Внутриличностныеконфликты (кто исследовал, виды конфликтов).

24. Внутриличностныеконфликты (причины конфликтов, психологические защиты).

25. Межличностныеконфликты.

26. Межгрупповыеконфликты.

27. Конфликтпотребностей.

28. Конфликтинтересов.

29. Мотивационныйконфликт.

30. Ролевыеконфликты.

31. Феноменсоциального конфликта.

32. Причиныи типология социальных конфликтов.

33. Формыпроявления современных социальных конфликтов.

 


  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

 

ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

подисциплине «Управлениеконфликтом»

 

Критерии оценки:

оценка«отлично» выставляетсяобучающемуся, если обучающийся верно и полно отвечает на вопросы билета;

оценка «хорошо» выставляется обучающемусяесли он дал верно, но недостаточно  полный ответ на вопросы билета;

оценка «удовлетворительно» если обучающийсяне полно раскрывает вопросы, не убедителен в аргументации.;

оценка «неудовлетворительно» если обучающийсяне смог осветить вопросы.

 

1.             Основныепредпосылки возникновения конфликтологии.

2.     Предмет ифункции конфликтологии. Методы и методология конфликтологиочники и причиныконфликтов

3.             Определениеи функции конфликта. Источники и причины конфликтов.

4.             Стрессовыесостояния как источник конфликта. Типы конфликтных личностей.

5.             Структурно-динамическиеособенности конфликта

6.     Классификацияконфликтов.

7.     Внутриличностныеконфликты.

8.     Межличностныеконфликты. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповые конфликты.

9.     Другиевиды конфликтов.

10.         Понятие,функции и структура социального конфликта.

11.         Причинаи типология социальных конфликтов.

12. Формы проявлениясовременных социальных конфликтов

13.         Спецификаконфликта в организации

14.         Организационныеконфликты. Производственные конфликты.

15. Трудовые конфликтыв организации.

16.         Предупреждениеконфликтов.

17.         Стратегиии методы разрешения конфликтов.

18.         Универсальныесредства разрешения конфликтов и его результаты.

19. Развитиесоциального партнерства.

20.         Храктеристикапереговоров.

21.         Стратегииведения переговоров.

22.         Динамикапереговоров. Посредничество в переговорном процессе.

23. Манипулятивныетехнологии в переговорном процессе и противодействие им.

24.         Рольтретьей стороны в конфликте

25.         Основныеэтапы медиации

26. Тактикавзаимодействия с оппонентами .

27.         Детерминацияповедения.

28.         Типысотрудников. Трудные сотудники.

29.         Личностнаятипология.

30.         Рольруководителя в управлении конфликтами

31.         Невербальноеобщение.

32.         Конфликтыи трансакный анализ

33.         Внешнийвид.

34.         Понятиерациональное поведение в конфликте и его особенности.

35. Профилактикастресса в конфликте.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.49%
НЕТ
39.51%
Проголосовало: 1301

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет