Фонограмма (греч. рпопе — звук и ^гатта — черта, буква, написание) — документ, представляющий собой материальный носитель с записанными на нем звуковыми колебаниями (речь, музыка или условный сигнал).
В зависимости от системы звукозаписи различают фотографические, магнитные и оптические фонограммы (ФН). В зависимости от формы носителя различают магнитные ФН на ленте, магнитные видеофонограммы в кассете, оптические ФН на диске.
В системах фотографической и магнитной записи звука применяют ленточные носители в виде кинопленки и магнитной ленты, и при их использовании развертка записываемого электрического звукового сигнала производится в направлении длины носителя. В первом случае ФН располагается в направлении длины ленты в виде фотографического
Глава 18. Кинофотофонодокумент
следа переменной ширины или переменной плотности, а во втором — магнитного следа переменной намагниченности.
Фотографические ФН используют в фильмокопиях звуковых кинофильмов. Движение кинопленки при записи и фонограммы при воспроизведении происходит со стандартной скоростью 456 мм/с /35 мм/, 183 мм/с /16 мм/ и 91 мм/с /8 мм/.
Магнитные ФН широко используют для передачи звука на радио, телевидении, в бытовых магнитофонах. Магнитные ФН — наиболее распространенный вид фонограмм.
Магнитная фонограмма — лента с записью звука. Она основана на способности ферромагнитных материалов намагничиваться в результате воздействия на них переменного магнитного поля и сохранять остаточную намагниченность. Ферромагнитные материалы представляют собой окиси металлов (например, обыкновенная ржавчина) и используются в магнитной записи в виде мелкозернистого порошка, наносимого в смеси с клеящим веществом на пластмассовую основу. Таким образом, на ленте образуется рабочий слой, который и обеспечивает магнитную запись.
Выражение «магнитная запись звука» и «воспроизведение магнитной записи звука», принятые в обиходе, неточно характеризуют принцип записи и воспроизведения, поскольку на ленту записывается не непосредственно звук, а электрические сигналы, поступающие от микрофона в результате преобразования звуковых колебаний воздуха в электрический ток. При воспроизведении происходит обратное явление. Электрические сигналы, усиленные до необходимой мощности, преобразуются громкоговорителем в механические колебания воздуха с частотой звука.
В зависимости от направления действия записывающего магнитного поля на рабочий слой ленты различают два вида магнитных ФН: продольную и перпендикулярную. Продольная ФН образуется при действии намагничивающегося, изменяющегося узкого магнитного поля звукового сигнала в направлении длины движущегося магнитного носителя, а перпендикулярная ФН получается при действии записывающего поля перпендикулярно поверхности движущейся магнитной ленты и обусловливает изменения остаточной намаг-
13 8-379
Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
Глава 18. Кинофотофонодокумснт
ниченности по длине последней по закону записываемого сигнала.
На практике используется преимущественно продольная ФН, которая представляет собой документ на неперфориро-ванной магнитной ленте шириной 6,25 мм (катушечные магнитофоны) или на перфорированном ленточном носителе шириной 35 мм (при студийной синхронной магнитной записи звука в процессе съемки кинофильма).
Для намотки магнитной ленты в катушечных магнитофонах выпускаются катушки нескольких типоразмеров: 10, 13, 15, 18, 22 см (номер катушки указывает на ее диаметр). Чем тоньше лента, тем продолжительнее время звучания.
Магнитные ленты, применяемые в кассетных магнитофонах, имеют ширину 3,81 мм и толщину 12 и 18 мкм. Лента толщиной 18 мкм непрерывно звучит по 30 минут с каждой стороны, толщиной 12 мкм — по 45 минут.
Кассеты, выпускаемые у нас в стране, имеют обозначение: МК-60, МК-90 . зарубежные — С-60, С-90, С-120. Цифры указывают на длительность звучания на обеих сторонах кассеты в минутах. Длина магнитной ленты в кассетах МК-60 и МК-90 соответственно 90 и 135 см.
Выпускаются магнитофонные записи различного целевого назначения: звукозапись, видеозапись, точная магнитофонная запись и др. Каждая из типов магнитных лент имеет свое буквенное обозначение: тип А предназначен для звукозаписи, тип Б — для бытовой аппаратуры, тип Р — для радиовещания.
Магнитные ленты наматываются на кассету (бобину), на нерабочей стороне которой указывается маркировка: завод, тип ленты и номер (первые две цифры — год выпуска, номер партии ленты).
Каждой магнитной фонограмме присваивается индекс-номер, в котором учитываются различные характеристики документа. Например: А 4409-6Б/А — кассета для записи звука .
4 — основа — лавсан .
4 — толщина ленты/1—12 мкм . 2—18 мкм . 3—27 мкм . 4—37 . 6—55 мкм/ .
09 — номер производственной разработки магнитной ленты .
6 — ширина — 6,3 мм/3—3,81 мм — для кассетных магнитофонов .
Б — лента для бытовых магнитофонов .
Р — для студийных.
Магнитные записи имеют большие преимущества перед ГРП потому, что на них можно самому фиксировать любую необходимую звуковую информацию. Однако качество записи на магнитной ленте пока еще не может быть таким высоким, как на ГРП . запись может быть случайно стерта. С изобретением кассет, которые более надежно укрыли магнитофонную пленку от случайных повреждений, надежность и долговечность магнитных записей значительно возросла. Время звучания кассеты превосходит ГРП и колеблется от 60 до 120 минут. Производство кассет составляет 25—30% от общего объема производства грамзаписей в мире. С помощью магнитофона можно записать выдающиеся местные события, выступления известных людей, радиопрограммы. Использование магнитозаписи как в кассетной, так и в катушечной формах целесообразно в случае отсутствия необходимой информации в виде грамзаписи.
Магнитная запись стала возможной благодаря изобретению микрофона и телефона.
Первый аппарат, построенный по принципу магнитной записи, напоминает фонограф Т.А. Эдисона, в частности вращающимся барабаном, но вместо фольги на него наматывалась стальная проволока. Звуковые колебания в микрофоне превращались в колебания электрического тока, который подавался на обмотку стержневого электромагнита. Перемещаясь вдоль вращающегося барабана и касаясь проволоки, электромагнит намагничивает ее в такт звуковым колебаниям. Когда звук нужно было воспроизвести, движения электромагнита и барабана с проволокой повторялись в той же последовательности.
Принцип, используемый для магнитофонной записи, был открыт в 1889 г. Вольдемаром Паульсеном, работником копенгагенской телефонной станции, который сконструировал телеграфов — аппарат для воспроизведения звука.
388 ____________ Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
Интерес к магнитной записи возрос в начале XX в. после изобретения электронной лампы и появления электронных усилителей, устранивших серьезные недостатки первых аппаратов. Магнитофоны для ускоренной передачи и приема радиотелеграфных сообщений начали выпускать в Германии, Англии (вместо проволоки в них использовалась стальная лента).
Один из первых магнитофонов весил несколько сотен килограммов, а катушки со стальной лентой имели диаметр более полуметра . при обрыве ленту соединяли электросваркой. Качество магнитной записи было очень низким.
Новая эра магнитной записи началась с 1928 г., когда была изготовлена первая магнитная лента на бумажной основе, покрытой магнитным порошком железа. Другим изобретением, значительно повысившим качество магнитной записи звука, стала кольцевая магнитная головка — прообраз современных магнитных головок — разработанная немецкими инженерами. В 1940-х годах после окончания второй мировой войны многие страны стали работать в области магнитной записи. Был улучшен носитель записи — порошковая магнитная лента — и применен способ записи с высокочастотным подмагничиванием. Это позволило повысить качество записи и ее длительность, причем запись можно было монтировать, склеивая куски магнитной ленты. Кроме того, запись можно было воспроизводить многократно, а ненужный материал легко стирать. Началось быстрое развитие магнитной записи. Наряду с двухдорожечной появилась четырех-дорожечная запись. Стали применять тонкие магнитные ленты, что увеличило время звучания магнитозаписей без перезарядки.
Контрольные вопросы
1. Что такое кинофотофонодокумент и каковы его основные виды?
2. В чем состоят особенности кинодокументов?
3. Каковы основные виды фотодокументов?
Глава 18. Кинофотофонодокумент
4. Что составляет виды фонодокументов? Дайте характеристику каждому из них.
5. Что входит в основные конструктивные элементы и реквизиты грампластинки?
6. Что такое фото-, фильмо-, диско-, фоно-, видеотека?
7. Каковы основные этапы становления и развития ки-нофотофонодоку ментов?