Автор:Шаповалов Николай Михайлович, учитель географии МБОУ «Лицей №4» г. Коломна,Московская область, Россия.
Функциональнаяграмотность при решении заданий ГИА по географии в 9-х классах
Functionalliteracy in solving GIA tasks in geography in grade 9
АННОТАЦИЯ: встатье рассматриваются некоторые аспекты использования различных видовфункциональной грамотности при подготовке к выполнению заданий ГИА по географииза курс 9 класса. Рассматриваются конкретные примеры из сборника заданий.
Ключевые слова:
функциональная грамотность,
естественнонаучная грамотность,
математическая грамотность,
читательская грамотность
ABSTRACT: thearticle discusses some aspects of the use of various types of functionalliteracy in preparation for the performance of GIA assignments in geography forthe 9th grade course. Specific examples from the collection of tasks areconsidered.
Keywords:
functionalliteracy,
science literacy,
math literacy,
reading literacy
В 1957 годуЮНЕСКО вводит новый термин: «функциональная грамотность». Это понятиепервоначально определялось как совокупность умений читать и писать для решенийжитейских проблем в повседневной жизни. Первоначально это определениеиспользовалось по отношению ко взрослому населению, однако впоследствиифункциональная грамотность становится частью школьного образования. По словамА. А. Леонтьева — ведущего специалиста в области психолингвистики -«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использоватьвсе постоянно приобретённые в течение жизни знания и навыки для решениямаксимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческойдеятельности, общения и социальных отношений»[1]
Законодательнуюоснову необходимости развивать функциональную грамотность в образовательныхорганизациях (ОО) составляют Приказы Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования» и № 287 «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования»,которые вступают в силу 01.09.2022 г.
В Требованиях кусловиям реализации программы основного общего образования в п. 35.2 говоритсяо необходимости «формирования функциональной грамотности обучающегося(способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основесформированный предметных, метапредметных и универсальных способовдеятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющимиоснову дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».[2]
Функциональнаяграмотность не является самоцелью, она формируется при выполнении требованийФГОС. При этом необходимо ориентироваться на личностные, предметные иметапредметные результаты образовательной деятельности. Можно сказать, чтофункциональная грамотность — это инструмент, с помощью которого реализуютсябазовые знания, составляющие фундамент обучения.
При изучениигеографии и подготовке к выполнению заданий государственной итоговой аттестациинеобходимо использование навыков естественнонаучной, математической ичитательской грамотности.
Естественнонаучнаяграмотность подразумевает, что человек активно интересуется естественнонаучнымипроблемами. С точки зрения географии — это особенности процессов и явлений вгеосферах, экологические проблемы, использование и охрана природных ресурсов.
Например, прирешении задания ГИА:[3]
Расположитегорода России в порядке увеличения средних температур воздуха в январе.Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1)Красноярск
2)Екатеринбург
3)Тула
Для решенияподобных задач, конечно, надо одновременно использовать соответствующие картыатласа: климатическую и административную. Умение работать с географическимикартами — часть естественнонаучной грамотности. Необходимо правильно отобратьнужные источники информации и корректно ими воспользоваться. При этом надопомнить, что континентальность климата возрастает с запада на восток итемпература января также понижается с запада на восток. Поэтому правильныйответ : 123.
Здесь же нужнынавыки и математической грамотности, чтобы правильно понять условие задания,т.к. некоторые ученики могут не сообразить, что -20º на самом деле МЕНЬШЕ, чем-10º. Надо просто помнить математическую закономерность — отрицательные числатем меньше, чем они больше по модулю.
Расположитерегионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на ихтерритории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1)Мурманская область
2)Алтайский край
3)Вологодская область
При решении этогозадания почвенная карта нам подскажет, что в Мурманской области преобладаюттундрово-глеевые почвы, в Алтайском крае — чернозём, а в Вологодской области —подзолистые почвы. Естественнонаучная грамотность подскажет, что плодородиезависит от содержания гумуса в почве и что максимальное содержание гумуса вчернозёме, а минимальное в тундрово-глеевой почве. Поэтому правильный ответ — 231.
Картапогоды составлена на 25 декабря. В каком из перечисленных городов, показанныхна карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
1) Оренбург
2) Новосибирск
3) Нижний Новгород
4) Тюмень
Решениеподобных заданий требует умения анализировать карты и на основании имеющихсяданных делать вывод о возможных последствиях тех или иных процессов вгеосферах. Здесь мы видим, что тёплый фронт подходит к Нижнему Новгороду,поэтому именно там ожидается потепление.
Вообще,задания на анализ карт являются достаточно трудными потому что требуютобразного мышления. Хороший пример — задание 12, где необходимо представитьместность, выбрать участок и объяснить свой выбор.
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Емунужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всегопрогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывозасобранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков,обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указаннымтребованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Длярешения этого задания надо использовать информацию, которой нет в условии —Солнце светит с южной стороны, поэтому оно лучше освещает северный склон долины(или южный склон холма), поэтому участки 1 и 2 лучше освещаются Солнцем, чемучасток 3, а расположение участка 2 рядом с шоссе позволит легко вывозитьсобранный урожай. Решение подобных заданий требует умения представитьместность, изображённую с помощью условных знаков, особенно необходимо умение«чтения» рельефа, показанного горизонталями. Эти умения отрабатываются приизучении соответствующих тем в курсе 6 класса, а проверяются в заданиях ГИА.Особенно серьёзные трудности в этом блоке вызывает задание с анализом профилейместности. Заданий по построению профилей практически нет в учебниках, аподобные вопросы встречаются и в ГИА, и в ВПР, и в ЕГЭ
Нарисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основекарты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
1)
2)
3)
4)
Дляправильного ответа надо уметь определять абсолютную высоту точки погоризонталям, учитывать крутизну склонов. Если обучающегося научили приёмамопределения абсолютной высоты, то он может, зная что высота точки А около 132м, а высота точки В около 156 м сразу назвать наиболее вероятные вариантыответа — 1 и 4, а учитывая крутизну склона, найти единственный правильный ответ— 4. Успешное решение подобных заданий требует тренировочных работ науроках. При анализе рельефа местности учащиеся должны запомнить, что крутизнасклонов тем больше, чем ближе расположены друг к другу горизонтали.
Прирешении задания ОГЭ №16, которое считается сложным, требуется целый комплекснавыков функциональной грамотности:
Школьникииз нескольких населённых пунктов России обменялись данными о среднихтемпературах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях врезультате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены вследующей таблице.
Название пункта |
Географические координаты пункта наблюдения |
Высота над уровнем моря, м |
Средняя температура воздуха, °С |
Среднегодовое количество дней с атмосферными осадками |
|
июль |
январь |
||||
А |
50° с. ш. 54° в. д. |
112 |
+21,9 |
–14,8 |
80 |
Б |
53° с ш. 51° в. д. |
54 |
+20,6 |
–13,2 |
94 |
В |
56° с. ш. 47° в. д. |
93 |
+19,8 |
–12,8 |
122 |
Г |
56° с. ш. 42° в. д. |
120 |
+18,3 Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
–9,7 |
112 |
Учащиесяпроанализировали собранные данные с целью выявления зависимости междуособенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихсявыводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основепредставленных данных?
1)Даша: «Чем дальше на северо-запад, тем реже выпадают атмосферные осадки».
2)Саша: «Чем дальше на юго-восток, тем больше годовая амплитуда температур».
3)Сергей: «Чем выше расположен пункт, тем чаще в нём выпадают атмосферныеосадки».
4)Юля: «Чем западнее, тем жарче в июле».
Во-первых,конечно, требуется естественнонаучная грамотность, умение выделить необходимуюинформацию. Здесь каждое утверждение соответствует определённым столбцамтаблицы. Например, вывод Даши требует соотнести второй и шестой столбцы.Сначала необходимо понять, что движение на северо-запад — это движение от А доВ (пункт Г расположен ЗАПАДНЕЕ, а не северо-западнее пункта В). Для этого можновоспользоваться картой, но можно и просто проанализировать координаты пунктов —широта растёт до определённого предела, а долгота уменьшается, значит движениеот пункта к пункту происходит к северо-западу. Анализируя вывод Даши дальше,мы видим, что количество дней с осадками в направлении северо-запада неуменьшается, а растёт.
УтверждениеСаши требует использования навыков математической грамотности — вычитаниеположительных и отрицательных чисел. Если амплитуда вычислена правильно, то мынаходим верный ответ на вопрос теста.
Насайте ФИОКО даётся определение понятия «математическая грамотность»: Математическаяграмотность – это способность человека мыслить математически, формулировать,применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразныхпрактических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, атакже инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений.[4] Вообще,элементарные навыки математической грамотности требуются для успешногопрохождения экзамена по географии. Например, задания 22-23. Здесь требуетсяанализ таблиц, умение выделить из большого количества информации именно ту, котораянеобходима для решения задания.
Какоеутверждение, характеризующее миграции населения в России в 2000–2005 гг.,верно?
Общие итоги миграциинаселения в России в 2000–2005 гг. (человек)
|
Число прибывших |
Число выбывших |
||
2000 г. |
2005 г. |
2000 г. |
2005 г. |
|
Миграция в пределах России: |
2 302 999 |
1 911 409 |
2 274 854 |
1 911 409 |
внутрирегиональная |
1 284 592 |
1 095 724 |
1 284 592 |
1 095 724 |
межрегиональная |
1 018 407 |
815 685 |
990 262 |
815 685 |
Международная миграция |
359 330 |
177 230 |
145 720 |
69 798 |
Всего: |
2 662 329 |
2 088 639 |
2 420 574 |
1 981 207 |
1)В 2005 г. число прибывших в Россию из других стран было больше, чем в 2000 г.
2)В 2000 г. число переселенцев из одного региона России в другой было больше, чемв 2005 г.
3)В 2005 г. число выбывших из России в другие страны было больше, чем в 2000 г.
4)В 2000 г. число переселенцев внутри регионов России было меньше, чем в 2005 г.
Дляверного решения этого задания надо выделить необходимую информацию из таблицы исравнить данные:
1) В 2005 г. число прибывших в Россию из других стран былобольше, чем в 2000 г. — НЕВЕРНО
|
Число прибывших |
|
2000 г. |
2005 г. |
|
Международная миграция |
359 330 |
177 230 |
2)В 2000 г. число переселенцев из одного региона России в другой было больше, чемв 2005 г. — ВЕРНО
|
Число прибывших |
|
2000 г. |
2005 г. |
|
межрегиональная |
1 018 407 |
815 685 |
3)В 2005 г. число выбывших из России в другие страны было больше, чем в 2000 г. -НЕВЕРНО
|
Число выбывших |
|
2000 г. |
2005 г. |
|
Международная миграция |
145 720 |
69 798 |
4)В 2000 г. число переселенцев внутри регионов России было меньше, чем в 2005 г.- НЕВЕРНО
|
2000 г. |
2005 г. |
внутрирегиональная |
1 284 592 |
1 095 724 |
В интернете встречается такое определениечитательской грамотности: «Читательская грамотность − способность человека понимать,использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать всоциальной жизни»[5]Читательская грамотность — важнейшее условие успешной сдачи экзамена. Частоприходится наблюдать такую картину — задание решено правильно, но неправильнонаписан ответ и вместо заслуженного балла ставится ноль. Например: Определите,столица какой республики в составе РФ имеет географические координаты 62° с. ш.34° в. д. Обучающиеся правильно определяют координаты, находят город ипишут в ответе — ПЕТРОЗАВОДСК, но в вопросе требовалось ответить КАРЕЛИЯ. Такжеошибки появляются и в вопросах, где требуется расположить пункты по возрастаниюили по убыванию какого-либо показателя. Для борьбы с этими ошибками надо наэтапе подготовки приучать ставить дополнительные вопросы к заданию: Субъект —это город или республика? По возрастанию — это от меньшего к большему? Всё это— составная часть навыка читательской грамотности.
Таким образом, мы видим, чтоуспешная сдача экзамена ГИА по географии требует не только географическихзнаний, но и развитых навыков функциональной грамотности в разных областях.Эти навыки первоначально формируются на соответствующих уроках, но используются,в том числе, и при решении заданий ГИА.