Выступление на тему « Читательская грамотность на урокахрусского языка и литературы»
Читательская грамотность – этопервая ступень в функциональной грамотности.
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и какпонимать читаемое – вот в чём главное дело,» — говорил великий педагог К. Д.Ушинский.
Читательская грамотность – способность человека понимать ииспользовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать всоциальной жизни.
Существуют следующие читательские умения:
· выделять главную мысль всего текста или его частей;
· понимать информацию, содержащуюся в тексте;
· преобразовывать текстовую информацию с учетом целидальнейшего использования;
· применять информацию из текста в изменённойситуации;
· критически оценивать степень достоверности,содержащейся в тексте информации.
Выделяют 4 основных способа осмысления текста:
— постановка вопросов (о новом) к тексту;
— построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорныхконспектов…);
— создание вторичных текстов (например, в результатеконспектирования, пересказа и других видов сжатия);
— конструирование собственных высказываний о прочитанном.
Рассмотрим приёмы работы с текстом.
Лингвистическая сказка – это видсказки, направленный на образное представление и передачу учащемуся учебногоматериала, а также развития у него необходимых практических умений и навыков,формирование мировоззрения и творческого мышления.
Эффективность данного метода обучения объясняется тем, что онмаксимально приближен к игре и вызывает оклик у детей, что приводит к успешномузапоминанию материала. Такая работа распространена среди учащихся не толькомладших, но и старших классов.
Приём «Письмо с пробелами». Этотприем рекомендуется для формирования читательского умения находить итолковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранеезнаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Кластер — это способ графическойорганизации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы,которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думатьпо поводу какой- либо темы.
Кластер предполагает:
1. выделение смысловых единиц текста
2. графическое оформление их в виде схемы.
Прием кластеров универсален, его можно использовать длясистематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.
Прием «Верите ли вы, что…»
Формирует такие умения: связывать разрозненные факты в единуюкартину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может статьнетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе стекстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности иценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми ониработают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства сним.
Концептуальная таблица — этопедагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. Онучит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщатьинформацию, находить отличия по различным критериям и мыслить критически.
Синквейн – это творческаяработа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пятинерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающееглавную тему синквейна, например, черту характера героя;
2 строка – два прилагательных, выражающихглавную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия врамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциацияс первым словом).
Составление синквейна требует от ученика в краткихвыражениях резюмировать учебный материал или информацию.
Тонкие и толстые вопросы. Этотприем из технологии развития критического мышления используется для организациивзаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
· умение формулировать вопросы;
· умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать потри «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затемони опрашивают друг друга.
«Чтение, — говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, -это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленнаяработа над развитием и совершенствованием навыков беглого осознанного чтения откласса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого иэффективного чтения, то получим читающего ученика»