X-PDF

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Поделиться статьей

Выступление на тему  « Читательская грамотность на урокахрусского языка и литературы»

Читательская грамотность – этопервая ступень в функциональной грамотности.

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и какпонимать читаемое – вот в чём главное дело,» — говорил великий педагог К. Д.Ушинский.

Читательская грамотность – способность человека понимать ииспользовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать всоциальной жизни.

Существуют следующие читательские умения:

·        выделять главную мысль всего текста или его частей;

·        понимать информацию, содержащуюся в тексте;

·        преобразовывать текстовую информацию с учетом целидальнейшего использования;

·        применять информацию из текста в изменённойситуации;

·        критически оценивать степень достоверности,содержащейся в тексте информации.

Выделяют 4 основных способа осмысления текста:

— постановка вопросов (о новом) к тексту;

— построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорныхконспектов…);

— создание вторичных текстов (например, в результатеконспектирования, пересказа и других видов сжатия);

— конструирование собственных высказываний о прочитанном.

Рассмотрим приёмы работы с текстом.

Лингвистическая сказка – это видсказки, направленный на образное представление и передачу учащемуся учебногоматериала, а также развития у него необходимых практических умений и навыков,формирование мировоззрения и творческого мышления.

Эффективность данного метода обучения объясняется тем, что онмаксимально приближен к игре и вызывает оклик у детей, что приводит к успешномузапоминанию материала. Такая работа распространена среди учащихся не толькомладших, но и старших классов.

Приём «Письмо с пробелами». Этотприем рекомендуется для формирования читательского умения находить итолковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранеезнаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Кластер — это способ графическойорганизации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы,которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думатьпо поводу какой- либо темы.

Кластер предполагает:

1.      выделение смысловых единиц текста

2.      графическое оформление их в виде схемы.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

Прием кластеров универсален, его можно использовать длясистематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.

Прием «Верите ли вы, что…»

Формирует такие умения: связывать разрозненные факты в единуюкартину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может статьнетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе стекстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности иценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми ониработают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства сним. 

Концептуальная таблица — этопедагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. Онучит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщатьинформацию, находить отличия по различным критериям и мыслить критически.

Синквейн – это творческаяработа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пятинерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающееглавную тему синквейна, например, черту характера героя;

2 строка – два прилагательных, выражающихглавную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия врамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциацияс первым словом).

Составление синквейна требует от ученика в краткихвыражениях резюмировать учебный материал или информацию.

Тонкие и толстые вопросы. Этотприем из технологии развития критического мышления используется для организациивзаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

·        умение формулировать вопросы;

·        умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать потри «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затемони опрашивают друг друга.

«Чтение, — говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, -это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Следовательно, необходима систематическая, целенаправленнаяработа над развитием и совершенствованием навыков беглого осознанного чтения откласса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого иэффективного чтения, то получим читающего ученика»

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет