X-PDF

Формирование читательской грамотности пятиклассников на уроках географии

Поделиться статьей

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщениеопыта

«Формированиечитательской грамотности пятиклассников на уроках географии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

2022г.

          (СЛАЙД 1) Одно из требований федеральногогосударственного образовательного стандарта начального, основного и среднегообразования гласит, что учащиеся должны уметь ориентироваться в различныхисточниках информации. Если мы говорим о читательской грамотности, то сутью ееявляется понимание учащимися конкретной информации, умение извлекать этуинформацию и превращать в новое активное знание. И государство, опираясь намеждународные исследования, считает главной задачей сохранить лидирующиепозиции в области качества чтения и понимания текста. По итогам исследования PISA по читательской грамотностирезультат российских школьников повысился с 488 баллов в 2019 году до 492баллов в 2020 году, место России в мировом рейтинге – с 26-го до 24-го, но именно умение наших школьников применять теоретические знания на практике,проверяемое этим исследованием, требует пристального анализа и работы. И наша задача, как учителя,  заключается в освоении новых способов формированиячитательских умений на уроках, при работе с текстом. Напомню (СЛАЙД 2):

Читательскаяграмотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Принятодиагностировать три уровня читательской грамотности:

·                   умение найти и извлечь информацию изтекста;

·                  возможность интегрирования и интерпретациипрочитанного;

·                  осмысление и оценивание прочитанного(опора на знания, опыт, собственные убеждения).

        При  формировании читательской грамотности  особоевнимание я уделяю работе с  текстом параграфа (продуктивное чтение), такжеиспользую сплошные и несплошные, смешанные тексты.

Работа с текстом параграфа (СЛАЙД 3)

        Чтение основано на работе с фактом. В любом тексте ученикидолжны найти факты, зафиксировать их, выстроить взаимосвязи внутри этоготекста, интерпретировать, проанализировать и тогда уже давать оценку. Нодоверять этому тексту или нет, они могут понять исходя из жизненного опыта,реальной жизни. Вряд ли этот навык можно сформировать сразу в 5 классе. Дляпятиклассников эта задача достаточно сложная. Но, тем не менее, хочу привестипример, как работаю над формированием читательских умений в теме «Основные формы рельефа» (География:Землеведение. 5, 6 классы. Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др.).

  При работе  с текстом ставлю задачи: уметь вести самостоятельный поиск информации,анализировать ее,  решать проблемы. Текст разбит на смысловые блоки, послекаждого блока даются вопросы и задания. Любой текст начинается с заголовка,первичной информации. Работа с заголовком может дать очень многое: мы можемопределить начальные знания учащихся (они уже владеют понятием «рельеф»),поставить проблемный вопрос, нацелить на понимание содержания текста. Такимобразом, учащиеся сразу включаются в мыслительную деятельность. Можнопредложить  ученикампрочитать заголовок и предположить, каково будет содержание. Ученики предлагаютсвои идеи, а в конце урока подводим итог, кто из учеников был ближе к содержаниютекста. (СЛАЙД 4) На другом уроке можно  прочитать заголовок текстаи слова, записанные на доске. Среди слов должны быть и те, которые имеютотношение к тексту, и те, которые к нему никак не относятся. Ученики объясняютсвой выбор. После прочтения текста обсуждаем, какие слова были отобраны верно,а какие нет и почему.

Читая текст, нужно задавать разные вопросы:

—  Назовите ключевые слова в абзаце.

—  Что называется равнинами?

—  Какова основная мысль абзаца?

В ответах учащихся  проверяется читательскоеумение – поиск информации в явном виде, т.е. определение места, где эта информация содержится. Они концентрируются, прежде всего, на отдельныхфрагментах информации текста. Такие вопросы помогают лучше усвоить полученнуюинформацию, активизирует внимание учащихся. 

Очень важны вопросы на прогнозирование дальнейшего содержания.

— Существует ли резкая граница между сушей и океаном?

Ученики высказывают свои предположенияотносительно продолжения, после чего переходят к чтению следующей части, затемсравнивают свои прогнозы с содержанием текста. (СЛАЙД 5)

Поиск информации осуществляется и при выполнениизадания «Неверные утверждения».

1. Материковая отмель (шельф) тянется до глубины500м.

2. Срединно-океанические хребты образуются врайонах столкновения литосферных плит.

3. Глубина Марианского жёлоба в Тихом океанедостигает 10 994 м.

4. Материковый склон является истинной границейконтинентов и океанов.

5. Человек наиболее активно использует шельфовуюзону Мирового океана.

Здесь учащиеся соотносят 5 высказываний ссодержанием прочитанного  текста и обводят нужные варианты ответов.

(СЛАЙД 6) Интеграция или связывание отдельных элементов текста в единое целое свидетельствует о том,что учащийся понимает их общую роль в тексте, к примеру, выделяют главныепредложения (шельф-самая освещенная, прогретая и богатая живыми организмамичасть Мирового океана, вылавливается большая часть рыбы), обнаруживают взаимосвязис происхождением осадочных горных пород и только потом отвечают на вопрос«Почему на шельфе сосредоточены большие запасы нефти и газа?»

(СЛАЙД7) Толкование или интерпретация предполагаетизвлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Учащиесяпытаются обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутого тезиса, сравнитьили противопоставить информацию из разных частей текста. Этому посвящен вопрос– «В чем заключается сходство между рельефом суши и дна Мирового океана?»

При работе с абзацем «Какие формы рельефа есть на океанском дне?»очень важно отделятьглавное, важное от менее существенного, второстепенного. Увидев главное, учащиеся могут преобразовать (трансформировать)информацию в схему, таблицу, рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


?

?

?

?

?

 

?

 

(СЛАЙД 8) Выполняязадания по осмыслению и оценке текста, необходимо, чтобы читательсвязал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из

других источников, оценил утверждения,сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защитусвоей точки зрения. Ясно, что такое понимание текста подразумевает достаточновысокий уровень способностей учащихся. Но  делать это все равно нужно.

Сплошной текст (СЛАЙД 9)

Сплошной текст представляет собой единуюинформацию. Это может быть художественное описание или статья, а может бытьрассказ или стихотворение, то есть  текстыразных видов и жанров. В 5 классе изучается тема «Гидросфера – кровеноснаясистема Земли». Речь идет о водах суши. Предлагаю учащимся  прочитать текст –стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»и составить географический комментарий об этойреке, то есть учащийся создает собственное высказывание на основе прочитанноготекста.

 

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

Расступись, о, старец – море,
Дай приют моей волне

 

Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора и мне.

Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я сынам твоим в забаву
Разорил родной Дарьял
И валунов им на славу
Стадо целое пригнал.

 (Терек – это река. Онаберёт свое начало на Кавказе, у горы Казбек, значит, это горная река. Здесь онабыстрая, а когда выходит на равнину, то спокойная. Впадает Терек в Каспийскоеморе).

         (СЛАЙД 10)Обычно в ходе урока географии вводитсянесколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительнуюработу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особоготруда находят в тексте новые понятия, выделенные жирным шрифтом. Другим приемом  может быть нахождение в тексте ответов навопросы словами автора стихотворения, он используется с целью воспроизведенияпонятий – исток, устье, характера течения реки, информация переводится из однойформы в другую, составляется таблица.

Характеристики реки

Слова автора

1.      

Исток

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков

2.      

Устье

Морю Каспию журчит:

Расступись, о, старец – море,
Дай приют моей волне

3.      

Характер течения

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад.

 

Но, по степи разбегаясь, погулял я на просторе

Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

 

(СЛАЙД 11) В разделе«Атмосфера» при знакомстве с метеорологическими приборами учащиеся работаютсначала по сплошному тексту в абзаце «С помощью каких приборов измеряютзначение разных элементов погоды». Далее по несплошному снимают показания изаполняют таблицу.

Метеоприбор

Назначение

Показания

1.      

Термометр

 

 

2.      

 

Для измерения атмосферного давления

 

3.      

Гигрометр

 

 

4.      

Осадкомер

 

 

5.      

 

Для определения направления ветра

 

6.      

Анемометр

 

 

 

Несплошные тексты (СЛАЙД 12)

Информация в них передаётся не только словесным способом, это объединение нескольких видов информации, они могут перекликатьсятематически, взаимодополнять друг друга. Это таблицы, графики, схемы,  диаграммы, географические карты,  планыместности.

Пример несплошного текста дан в учебнике в теме «Солнечнаясистема».

(СЛАЙД 13) А в теме«Мировой океан и его части» уместно использовать карту с вопросами разныхуровней.

Смешанные тексты (СЛАЙД 14)

Подбор текстов представляет собой наибольшую трудность, к немупредъявляются особые требования, содержание должно быть понятно, доступно,неинтересный текст  трудно заставить прочитать ученика, а еще он должен бытьполезным.

Изучение темы «Великие географические открытия» происходило сиспользованием текста «Васко да Гама». Здесь сочетаются сплошной текст,  небольшаякарта и портрет путешественника. Ниже – задания на диагностику уровнейчитательской грамотности.

        (СЛАЙД 15) Работа с текстом – задача для пятиклассниковдостаточно сложная. Некоторые ученики затрудняются дать ответ по содержаниюпрочитанного текста, не могут объяснить значения слов, какое-либо выражение всилу маленького словарного запаса, с трудом выделяют главное, факты, но немогут соединить воедино, не могут проверять правильность информации личнымопытом, не умеют проанализировать и оценить полученную информацию.

          Каждый учитель работает над этими проблемами, понимая, что текст становитсяисточником новой информации для учащихся, формируется позитивное отношение кчтению. Если в процессе работы с текстом мы научим детей прочтению, пониманиюсмысла, вырабатыванию собственного мнения на прочитанный текст, можем считать,что свою образовательную задачу выполнили, получили грамотного успешногочитателя.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

Вскоре после открытия Колумбом «Вест-Индии» стал назревать конфликт между Испанией и  Португалией из-за стремления стран к первенству в освоении новых территорий. Во избежание войны в 1492 году был подписан Тордесильясский договор.
Португалия не хотела отставать от Испании в покорении новых территорий. И в 1497 году снарядила разведывательную экспедицию для поиска пути в Индию вокруг Африки. Руководил флотилией молодой и неизвестный ранее придворный  Васко да Гама. Король Португалии Манул I выделил для экспедиции два больших корабля. В распоряжении путешественника были передовые на тот момент карты и навигационные приборы. Экспедиция несколько раз вступала в вооруженные противостояния с жителями Африки. В отличие от американских индейцев, они слышали о европейцах от арабов, с которыми вели торговлю. И считали, что от светлокожих моряков не стоит ожидать ничего хорошего. Только в кенийском порту Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. Там они наняли местного лоцмана, который смог довести их корабли до Индии. Индусы встретили моряков довольно приветливо. Однако наладить торговые отношения мешали мусульманские купцы, которые давно сотрудничали с Индией.
Возникали вооруженные конфликты, дела шли

 

Васко да Гама

 

 

image6.png

 

 

   плохо. Несмотря на неудачу   

   в налаживании торговых связей,  

   экспедиция Васко да Гама  

   считалась успешной, ведь морской  

   путь в Индию был проложен.

   А стоимость товаров,  

   привезенных из Индии, превысила

   затраты на экспедицию в 60 раз.

 

Выполните задания.

1.     С какого города начинается путешествие Васко да Гама?

2.     Путешественник достигал южной оконечности материка. Как он называется?

3.     Какие из приведенных ниже утверждений соответствуют информации, с которой вы познакомились. Отметьте все правильные ответы.

Утверждения

 

1.

Италия и Португалия стремились к первенству в освоении новых территорий.

 

2.

Жители Африки считали светлокожих моряков добрыми и миролюбивыми

 

 

3.

Васко да Гама открыл морской путь в Индию

 

4.     Почему не удавалось наладить торговые связи с индусами?

5.     Экспедиция Васко да Гама считалась успешной. Приведите 2 доказательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет