Обобщениеопыта
«Формированиечитательской грамотности пятиклассников на уроках географии»
2022г.
(СЛАЙД 1) Одно из требований федеральногогосударственного образовательного стандарта начального, основного и среднегообразования гласит, что учащиеся должны уметь ориентироваться в различныхисточниках информации. Если мы говорим о читательской грамотности, то сутью ееявляется понимание учащимися конкретной информации, умение извлекать этуинформацию и превращать в новое активное знание. И государство, опираясь намеждународные исследования, считает главной задачей сохранить лидирующиепозиции в области качества чтения и понимания текста. По итогам исследования PISA по читательской грамотностирезультат российских школьников повысился с 488 баллов в 2019 году до 492баллов в 2020 году, место России в мировом рейтинге – с 26-го до 24-го, но именно умение наших школьников применять теоретические знания на практике,проверяемое этим исследованием, требует пристального анализа и работы. И наша задача, как учителя, заключается в освоении новых способов формированиячитательских умений на уроках, при работе с текстом. Напомню (СЛАЙД 2):
Читательскаяграмотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Принятодиагностировать три уровня читательской грамотности:
· умение найти и извлечь информацию изтекста;
· возможность интегрирования и интерпретациипрочитанного;
· осмысление и оценивание прочитанного(опора на знания, опыт, собственные убеждения).
При формировании читательской грамотности особоевнимание я уделяю работе с текстом параграфа (продуктивное чтение), такжеиспользую сплошные и несплошные, смешанные тексты.
Работа с текстом параграфа (СЛАЙД 3)
Чтение основано на работе с фактом. В любом тексте ученикидолжны найти факты, зафиксировать их, выстроить взаимосвязи внутри этоготекста, интерпретировать, проанализировать и тогда уже давать оценку. Нодоверять этому тексту или нет, они могут понять исходя из жизненного опыта,реальной жизни. Вряд ли этот навык можно сформировать сразу в 5 классе. Дляпятиклассников эта задача достаточно сложная. Но, тем не менее, хочу привестипример, как работаю над формированием читательских умений в теме «Основные формы рельефа» (География:Землеведение. 5, 6 классы. Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др.).
При работе с текстом ставлю задачи: уметь вести самостоятельный поиск информации,анализировать ее, решать проблемы. Текст разбит на смысловые блоки, послекаждого блока даются вопросы и задания. Любой текст начинается с заголовка,первичной информации. Работа с заголовком может дать очень многое: мы можемопределить начальные знания учащихся (они уже владеют понятием «рельеф»),поставить проблемный вопрос, нацелить на понимание содержания текста. Такимобразом, учащиеся сразу включаются в мыслительную деятельность. Можнопредложить ученикампрочитать заголовок и предположить, каково будет содержание. Ученики предлагаютсвои идеи, а в конце урока подводим итог, кто из учеников был ближе к содержаниютекста. (СЛАЙД 4) На другом уроке можно прочитать заголовок текстаи слова, записанные на доске. Среди слов должны быть и те, которые имеютотношение к тексту, и те, которые к нему никак не относятся. Ученики объясняютсвой выбор. После прочтения текста обсуждаем, какие слова были отобраны верно,а какие нет и почему.
Читая текст, нужно задавать разные вопросы:
— Назовите ключевые слова в абзаце.
— Что называется равнинами?
— Какова основная мысль абзаца?
В ответах учащихся проверяется читательскоеумение – поиск информации в явном виде, т.е. определение места, где эта информация содержится. Они концентрируются, прежде всего, на отдельныхфрагментах информации текста. Такие вопросы помогают лучше усвоить полученнуюинформацию, активизирует внимание учащихся.
Очень важны вопросы на прогнозирование дальнейшего содержания.
— Существует ли резкая граница между сушей и океаном?
Ученики высказывают свои предположенияотносительно продолжения, после чего переходят к чтению следующей части, затемсравнивают свои прогнозы с содержанием текста. (СЛАЙД 5)
Поиск информации осуществляется и при выполнениизадания «Неверные утверждения».
1. Материковая отмель (шельф) тянется до глубины500м.
2. Срединно-океанические хребты образуются врайонах столкновения литосферных плит.
3. Глубина Марианского жёлоба в Тихом океанедостигает 10 994 м.
4. Материковый склон является истинной границейконтинентов и океанов.
5. Человек наиболее активно использует шельфовуюзону Мирового океана.
Здесь учащиеся соотносят 5 высказываний ссодержанием прочитанного текста и обводят нужные варианты ответов.
(СЛАЙД 6) Интеграция или связывание отдельных элементов текста в единое целое свидетельствует о том,что учащийся понимает их общую роль в тексте, к примеру, выделяют главныепредложения (шельф-самая освещенная, прогретая и богатая живыми организмамичасть Мирового океана, вылавливается большая часть рыбы), обнаруживают взаимосвязис происхождением осадочных горных пород и только потом отвечают на вопрос«Почему на шельфе сосредоточены большие запасы нефти и газа?»
(СЛАЙД7) Толкование или интерпретация предполагаетизвлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Учащиесяпытаются обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутого тезиса, сравнитьили противопоставить информацию из разных частей текста. Этому посвящен вопрос– «В чем заключается сходство между рельефом суши и дна Мирового океана?»
При работе с абзацем «Какие формы рельефа есть на океанском дне?»очень важно отделятьглавное, важное от менее существенного, второстепенного. Увидев главное, учащиеся могут преобразовать (трансформировать)информацию в схему, таблицу, рисунок.
|
|||||
? |
? |
? |
? |
? |
? |
(СЛАЙД 8) Выполняязадания по осмыслению и оценке текста, необходимо, чтобы читательсвязал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из
других источников, оценил утверждения,сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защитусвоей точки зрения. Ясно, что такое понимание текста подразумевает достаточновысокий уровень способностей учащихся. Но делать это все равно нужно.
Сплошной текст (СЛАЙД 9)
Сплошной текст представляет собой единуюинформацию. Это может быть художественное описание или статья, а может бытьрассказ или стихотворение, то есть текстыразных видов и жанров. В 5 классе изучается тема «Гидросфера – кровеноснаясистема Земли». Речь идет о водах суши. Предлагаю учащимся прочитать текст –стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»и составить географический комментарий об этойреке, то есть учащийся создает собственное высказывание на основе прочитанноготекста.
Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит: Расступись, о, старец – море, |
Погулял я на просторе, Я родился у Казбека, |
(Терек – это река. Онаберёт свое начало на Кавказе, у горы Казбек, значит, это горная река. Здесь онабыстрая, а когда выходит на равнину, то спокойная. Впадает Терек в Каспийскоеморе).
(СЛАЙД 10)Обычно в ходе урока географии вводитсянесколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительнуюработу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особоготруда находят в тексте новые понятия, выделенные жирным шрифтом. Другим приемом может быть нахождение в тексте ответов навопросы словами автора стихотворения, он используется с целью воспроизведенияпонятий – исток, устье, характера течения реки, информация переводится из однойформы в другую, составляется таблица.
№ |
Характеристики реки |
Слова автора |
1. |
Исток |
Я родился у Казбека, Вскормлен грудью облаков |
2. |
Устье |
Морю Каспию журчит: Расступись, о, старец – море, |
3. |
Характер течения |
Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад.
Но, по степи разбегаясь, погулял я на просторе Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524 |
(СЛАЙД 11) В разделе«Атмосфера» при знакомстве с метеорологическими приборами учащиеся работаютсначала по сплошному тексту в абзаце «С помощью каких приборов измеряютзначение разных элементов погоды». Далее по несплошному снимают показания изаполняют таблицу.
№ |
Метеоприбор |
Назначение |
Показания |
1. |
Термометр |
|
|
2. |
|
Для измерения атмосферного давления |
|
3. |
Гигрометр |
|
|
4. |
Осадкомер |
|
|
5. |
|
Для определения направления ветра |
|
6. |
Анемометр |
|
|
Несплошные тексты (СЛАЙД 12)
Информация в них передаётся не только словесным способом, это объединение нескольких видов информации, они могут перекликатьсятематически, взаимодополнять друг друга. Это таблицы, графики, схемы, диаграммы, географические карты, планыместности.
Пример несплошного текста дан в учебнике в теме «Солнечнаясистема».
(СЛАЙД 13) А в теме«Мировой океан и его части» уместно использовать карту с вопросами разныхуровней.
Смешанные тексты (СЛАЙД 14)
Подбор текстов представляет собой наибольшую трудность, к немупредъявляются особые требования, содержание должно быть понятно, доступно,неинтересный текст трудно заставить прочитать ученика, а еще он должен бытьполезным.
Изучение темы «Великие географические открытия» происходило сиспользованием текста «Васко да Гама». Здесь сочетаются сплошной текст, небольшаякарта и портрет путешественника. Ниже – задания на диагностику уровнейчитательской грамотности.
(СЛАЙД 15) Работа с текстом – задача для пятиклассниковдостаточно сложная. Некоторые ученики затрудняются дать ответ по содержаниюпрочитанного текста, не могут объяснить значения слов, какое-либо выражение всилу маленького словарного запаса, с трудом выделяют главное, факты, но немогут соединить воедино, не могут проверять правильность информации личнымопытом, не умеют проанализировать и оценить полученную информацию.
Каждый учитель работает над этими проблемами, понимая, что текст становитсяисточником новой информации для учащихся, формируется позитивное отношение кчтению. Если в процессе работы с текстом мы научим детей прочтению, пониманиюсмысла, вырабатыванию собственного мнения на прочитанный текст, можем считать,что свою образовательную задачу выполнили, получили грамотного успешногочитателя.
Приложение
Вскоре после открытия Колумбом «Вест-Индии» стал назревать конфликт между Испанией и Португалией из-за стремления стран к первенству в освоении новых территорий. Во избежание войны в 1492 году был подписан Тордесильясский договор. |
Васко да Гама
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
плохо. Несмотря на неудачу в налаживании торговых связей, экспедиция Васко да Гама считалась успешной, ведь морской путь в Индию был проложен. А стоимость товаров, привезенных из Индии, превысила затраты на экспедицию в 60 раз.
|
|||||||||||||
Выполните задания. 1. С какого города начинается путешествие Васко да Гама? 2. Путешественник достигал южной оконечности материка. Как он называется? 3. Какие из приведенных ниже утверждений соответствуют информации, с которой вы познакомились. Отметьте все правильные ответы.
4. Почему не удавалось наладить торговые связи с индусами? 5. Экспедиция Васко да Гама считалась успешной. Приведите 2 доказательства. |
