X-PDF

Формирование читательской грамотности у младших школьников — основа успешного обучения

Поделиться статьей

Монарева НатальяВячеславовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ  № 1

г.Углегорск, Сахалинскаяобласть

Формирование читательскойграмотности у младших школьников – основа успешного обучения.

Аннотация: встатье рассматриваются дидактические приёмы и педагогические технологии,способствующие формированию читательской грамотности младших школьников. Детейнеобходимо учить относиться критически к информации, осмысливать её,«переваривать», учить читать инструкции, проверять источники и делать выводы.

Ключевые слова:функциональная грамотность, читательская грамотность, совершенствование навыковосознанного чтения, дидактический материал, зрительные диктанты, приёмы,технология критического мышления, метод «Шесть шляп».

Для успешного человека интеллект является первоочереднымкачеством. Многие наши школьники, не понимают, как полученные в школе знанияиспользовать, где они могут их применить в дальнейшей жизни. Выпускники, имеяна руках аттестат, некомпетентны и неграмотны во многих вопросах. Поэтому однаиз важнейших задач, стоящих на современном этапе перед педагогами, -формирование функционально грамотных людей. Функциональная  грамотность умениечеловека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческойдеятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре.   

Для формирования функциональной грамотности необходимо, чтобыобучение носило деятельностный характер, а учебный процесс был ориентирован наразвитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своейдеятельности. Одним из 6 направлений функциональной грамотности (читательскаяграмотность, математическая грамотность, финансовая грамотность,естественнонаучная грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции)является читательская грамотность.

Читательская грамотность – это способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма дляполучения информации из текста.

Уверенное владение навыком чтения являетсяодним из основных условий успешности детей в учении. Чтение включает в себя кактехнические навыки, так и процесс понимания смысла прочитанного. Основызакладываются в начальной школе. Когда материал для чтения усложняется, плохочитающие дети становятся слабоуспевающими, так как, читая по слогам, они непонимают смысл прочитанного. Наша цель на уроках чтения: формировать грамотногочитателя, владеющего прочными навыками чтения, для использования книги в дальнейшемобучении.

Все мы используем различные упражнения дляразвития скорости чтения. Кроме артикуляционных и дыхательных упражнений, жужжащего чтения, в качестве разминки и для развития техники чтения в начале урокаиспользую дидактический материал Галины Геннадьевны Мисаренко, в котором  даныгруппы слов различной слоговой структуры, а затем предложения и тексты. Этотматериал позволяет не только развивать скорость и правильность чтения, но и работать над смысловой частью. Например, после прочтения группы слов прошудетей найти среди прочитанных слов название птицы или профессии.

Кроме того, для совершенствования навыковчтения, умения понимать смысл прочитанного, выделять главное использую тренажёрИрины Вячеславовны Клюхиной.

Заметный результат для развития скоростичтения дают зрительные диктанты по И.Т. Федоренко. Ввожу эти упражнения,начиная со 2 класса. Использовать их необходимо в системе в течение 2 месяцев.

Работая надинтонацией, прошу прочитать фразу, например, «птицы прилетели» с разной настроением:спокойно; радостно; громко; тихо; грустно; с раздражением; со страхом; созлостью.

Развиватьнавык осмысленного чтения помогает использование различных приёмов технологиикритического мышления. Дети учатся находить главную мысль в тексте, развивают творческоемышление и  интеллектуальные умения. Многиеиз приёмов вы знаете и, наверняка, используете: «Синквейн», «Кластер», «Чтениес остановками», «Верные и неверные утверждения», «Шесть шляп» и другие.  

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Метод английскогопсихолога Эдварда де Боно «Шесть шляп» используетсядля групповой познавательной активности и помогает организовать изучение текста,проанализировать события с последующим выводом. Послеознакомления с текстом, дети разбиваются на группы. У каждой группы свой цветшляпы, который определяет направление развитиямысли.

Белая шляпа — нейтральная. Участники группы рассуждают, чему можнопоучиться у главного героя или чему учит произведение.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группыищут достоинства героя и  только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должнараскритиковать, высказать сомнение, найти слабые места героя.

Красная — эмоции, страсть. Группа высказывает только свои чувства поотношению к герою, к его поступкам, без обоснования выводов.

Зеленая — творческая. Участники этой группы предлагают новые решенияситуации, а также дают советы главному герою или читателю.

Синяя – предлагает продолжение сюжета, а также обобщения и выводы.

Таким образом, приём «6 шляп» учит рассматривать информацию в тексте сразных сторон, находить главную мысль, формирует читательскую грамотностьи может применяться не только на уроках литературного чтения, но и урокахрусского языка, окружающего мира, а также во внеурочной деятельности. 

Роли шляп могут меняться в зависимости от урокаили темы. Например, на уроке окружающего мира все группы поочерёдно выполняютзадания разных шляп. Белая шляпа будет означать, что надо вспомнить изученныйматериал и спрогнозировать новую тему урока, красная шляпа может бытьиспользована во время физминутки, когда надо дать волю чувствам и эмоциям,жёлтая шляпа может быть использована во время работы с рабочей тетрадью, гдетребуется отметить положительные поступки людей по отношению к природе, чёрная– отрицательное их влияние, зелёная – предложит найти выход из ситуации, асиняя – сделать вывод.

Примеряя на себя шляпы разных цветов на уроках, ученик научитсякритически мыслить, видеть свою роль и значимость в обществе, будет развиватьсвою читательскую грамотность, что позволит ему стать более успешным!

Списоклитературы

Клюхина,И.В. Тренажёр по чтению. 2 класс / Сост. И.В.  Клюхина. – Москва: ВАКО, 2019.64 с.

Мисаренко,Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: в2-х частях: учебное пособие / В.Д. Шадриков, В.В. Занков. – Москва: Домпедагогики, 2000 – 64 с.

Шутова Г.Шесть шляп мышления на уроке / Г. Шутова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://pedsovet.su


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет