Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ИНТЕГРАЦИИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Подготовила: Меренкова А.Б., воспитатель
Математическое развитие дошкольников — это позитивные изменения впознавательной сфере личности, которые происходят в результате освоенияматематических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений – этоцеленаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способовумственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Математическое образование дошкольника — целенаправленный процессобучения элементарным математическим представлениям и способам познания математическойдействительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого являетсявоспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.
В процессе математическогообразования в детском саду осуществляется математическое развитиеребенка, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать,сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия, аосновным результатом целью такого образования является формирование удетей основ математической культуры.
Основополагающий принцип развитиясовременного дошкольного образования, предложенныйФедеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграцииобразовательных областей. Что такое интеграция? Интеграция– это состояние (или процесс, ведущий к такомусостоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельныхобразовательных областей содержания дошкольного образования,обеспечивающее целостность образовательного процесса. Интеграцияобразовательных областей должна обеспечить дошкольникуцелостное восприятие окружающего мира
По мнению многочисленныхисследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детейцелостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности,развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Формирование математическихпредставлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие». Врамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываютсяосновы элементарных математических представлений, развивается математическое,логическое мышление, математическая речь, воспитываетсяценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е.осуществляется математическое образование дошкольников.
Интеграция развития математическихпредставлений осуществляется через все образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Встречается во всех видах детской деятельности:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Восприятие художественной литературы и фольклора
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд
• Конструирование из разного материала
• Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
• Музыкальная
• Двигательная
Обучение наиболее продуктивно, еслионо идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданыусловия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимымиим, так как помогают решить практическую задачу, а потом усваиваются легче ибыстрее.
На занятиях и в повседневной жизнишироко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры внезанятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей,а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игрынесут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни,воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Широкое использование специальныхобучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическимзнаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственногоразвития.
Образовательная область «Речевоеразвитие» прослеживается во всех образовательных областях, в том числе и вОО «Познавательное развитие».
На занятиях по ФЭМП нужно работать над развитием устной речи,к которой предъявляются такие требования как содержательность, логичность ипоследовательность.
Задачами математической подготовкиявляются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме,пространстве и времени, моделировании, развитие познавательных интересов испособностей, словесно — логического мышления, общее интеллектуальное развитие,но и развитие связной математической речи. Так, качественные отношения ( «много», «один»,«ни одного», «столько — сколько», «поровну», «больше»,«меньше») должны осознаваться в практических действиях посравнению совокупностей и отдельных предметов. На занятиях дети учиться нетолько распознавать величину предметов, но, и правильно отражать своипредставления («шире — уже», «выше — ниже», «толще— тоньше»)( «больше— меньше» , «большой — маленький»)( «высокий»,«ниже», «самыйнизкий»)( «круг», «квадрат», «треугольник»),а так же пространственные отношения и временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра»,«быстро», «медленно».
В процессе обучения выполнениюматематических операций дети расширяют словарный запас, начинают пониматьзначение обиходно- разговорных слов, а так же математических терминов, учатсядействовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за воспитателем ходвыполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличиватьактивный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.
Организация экспериментальнойдеятельности в области «Познавательное развитие» по формированиюэлементарных математических представлений занимает особое место. Вовремя проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять,сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт, математическимпредставлениям реальную значимость и способствует их сознанию. Формированиеэлементарных математических представлений младших дошкольников черезисследовательскую деятельность
Познавательно- исследовательское развитиедетей — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольноговозраста. Постепенно познавательная направленность перерастает впознавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательскойдеятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях,направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Маленькие деткипо своей природе исследователи. Им хочется испытывать всесамим, удивляться неизведанному. У них формируетсялюбознательность — желание познать закономерности окружающего мира. Именнопоэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемымпроцессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного,нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка долженрождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Знакомя детей с литературнымипроизведениями и малыми формами фольклора, формируем удетей основы математической культуры. В своей работе используем такиемалые фольклорные формы как, пословицы, потешки, прибаутки,поговорки, считалки, загадки и конечно сказки. В любой из сказок, будь онанародная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий.«Колобок» знакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка»помогают запомнить количественный и порядковый счет и основы арифметическихдействий. С помощью сказки «Три медведя» легко усваиваются понятие оразмере.
Ознакомление с литературнымипроизведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенкапредставлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуютв природном и социальном мире; это развивает мышление и воображение ребенка,обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения,способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частяхсуток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. Вдидактических целях часто используются произведения, в названии которыхприсутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семерокозлят», «Три поросенка» и т. п.). В качестве приема применяются специально сочиненныедля дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет».
Выбирая литературные произведения дляматематического развития детей, воспитатели должны учитывать уровеньсформированости элементарных математических представлений у детей. Анализируявместе с педагогом то или иное литературное произведение, осваивая средствахудожественной выразительности, дети овладевают способностью передавать вобразном слове определенное математическое содержание. Правильно подобранноелитературное произведение способствует прежде всего формированию представленийо временах года, частях суток, днях недели, о величине и пространственныхориентировках, количественных представлений. Рассказывание художественныхтекстов, прежде всего стихотворных, может сопровождать деятельностьвоспитателей как на занятиях с математическим содержанием, так и в режимныемоменты: во время прогулок, гигиенических процедур, воспитания навыковсамообслуживания, трудовых навыков и т. п.
Эффективным дидактическим средством вусвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являютсяосновные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изученииучебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решатьзадачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше,столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться впространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умениягруппировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем подвум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, загадки, считалки,поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок. В загадкахматематического содержания анализируется предмет с количественной,пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшиематематические отношения, что позволяет представить их более рельефно. Загадкаможет служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторымиматематическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, этаже загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знанийдошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детямвспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями ипонятиями. Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать сцелью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и сзаданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел. Считалки – числовкиприменяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественногосчета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствуетвыработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированныенавыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепленияумения вести счет в прямом и обратном направлении.
Освоение математических представленийпродолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количествопосуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы ит.д. Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц,время года. Рассматривая объекты живой неживой природы, называют цвет, форму,размер предмета или объекта. (Найди самое высокое или низкое растение научастке и т. д.). В самостоятельной деятельности дети используют «кубикиНикитина», различные мозаики, пазлы, дидактическиеигры ( «Геометрическое лото», «Назови соседей», «Цифры» идр.) При знакомстве детей с весами знакомимся с измерением массы предмета.Рассказываем, какие бывают часы (солнечные, цифровые, электронные и т. д.). Полученныезнания, дети используют в сюжетно – ролевых играх «Магазин», «Повар», «Учитель».
Конструируя, ребенок учится не толькоразличать внешние качества предмета, образца (форму, размер, строение и пр.), унего развиваются познавательные и практические действия. В конструированииребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практическиразбирает образец на детали, а затем собирает их в модель. Сооружая конструкцию(постройку), ребенок уточняет и пополняет представления о ней, предварительнонамечая ее положение в пространстве, расположение частей; совершенствуются этипредставления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеивая мелкиедетали на плоскостной развертке (выкройке) перед тем, как сложить и склеитьвыкройку в готовую объемную игрушку для размещения конструкции на поверхности. Извышеизложенного мы видим, что конструирование тесно связано с формированиемэлементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Впроцессе конструирования у ребенка так же происходит знакомство с формой,величинами, пространственными характеристиками, совершенствуется развитиелогических приемов мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация,обобщение, абстрагирование, что дает нам возможность использоватьконструирование при формировании математических представлений у детей.
Детское конструирование (созданиеразличных построек из строительного материала, различных конструкторов,изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т.п.) тесно связанос ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста — игрой, отвечающейинтересам детей. Игры с LEGO – конструктором развивают простые математическиепонятия, знакомят с числами и цифрами, осваиваются сенсорных эталонов– цвет, форму, величину, расположение в пространстве.
Интеграция математического развития с художественнымтворчеством помогает решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные,осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствоватьте или иные математические понятия «пластилиновые цифры»— поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Цветная мозаика» -конструирование из геометрических фигур. Во время проведения изобразительнойдеятельности (образовательная деятельность – «Художественное творчество»,мы обращаем внимание, на сколько частей и какого размера нужно разделить кусокпластилина, полоску бумаги, как можно получить предмет той или инойформы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета,но и его пространственное расположение. При рисовании предметов сложныхформ, дети видят в них простые геометрические фигуры (круг – солнце,голова птицы, овал – туловище животного, куклы, треугольник уши кошки, крышадома). В качестве продуктов детского творчества используем разнообразныеподелки из природного материала (листья, шишки, плоды)которые предварительно группируются, сортируются,упорядочиваются по каким либо свойствам (цвет, размер, форма).Мы обращаем внимание, на сколько частей и какого размера нужно разделить кусокпластилина или полоску бумаги. Как можно получить предмет той или иной формы,закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственноерасположение. При проведении рисования растений, природы, отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где, нужноизобразить, объект находится в верхнем правом углу и в нижнем левом углуи т.п.)
На музыкальных занятиях используеммузыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуютразвитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, чтозвук бывает длинным и коротким, высоким и низким (Звучащийклубок”, Игры с пуговицами”, Птички и птенчики”, Три медведя”и т. д.) Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знанияцвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве (игра «Найдисвой листик», «Веселый круг», игра-танец «Мы вместе» ит.п.). Дети узнают, что звуки бывает длинным и коротким, высокими инизкими. При проведении подвижных музыкальных игр у детей закрепляем знания оцвете и форме предмета, развиваются навыки ориентировки впространстве. Таким образом, элементарные математические представления удошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкальногоматериала.
В детском саду интеграцияумственной и физической нагрузки осуществляется в процессенаполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием,увеличение двигательной активности на НОД по ФЭМП. Дети сравнивают предметыпо величине и форме, определяют, где левая сторона, агде правая. Используем подвижные игры математическогосодержания такие как «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найдисебе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами»,«Чья команда забросит больше мячей в корзину». Стимулируем двигательнуюактивность детей в ходе физкультурно-математических праздников.
Интеграцияпозволила объединить воедино все виды деятельности ребёнка в детском саду, однатема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаютсясвои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи. Таким образом, интегрированныйподход, реализуемый в процессе математического развитиядошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именнонеобходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения имосновной общеобразовательной программы начального общего образования.
Из этого можно сделать вывод, чтоинтеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениямв методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так жеобеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога впроцессе обучения.
Обучение детей математике в комплексес иными видами дошкольной деятельности позволит, с одной стороны, детям лучшеосознать математические представления, с другой — поможет решить различныепроблемы и в других областях.
