X-PDF

Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников

Поделиться статьей

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашеговыступления Формирование естественнонаучных представлений и основэкологической грамотности дошкольников.

Наша работа в ДОУ направлена на формирование начальных естественнонаучных понятий у дошкольников согласноФГОС. Благодаря этому, мы закладываем элементарные знания у детей испособствуем формированию целостной картины мира.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной»реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связаномежду собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Экологическаякультура поведения формируется на основе знаний,практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научитьсясопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животноенельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужнозакладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, вкотором мы все живем.

Естественно-научнаяграмотность — это способность человека использовать естественно-научные знания,выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира итех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятиясоответствующих решений.

В результате формирования естественно-научной грамотностидошкольники научатся:

                    объяснятьестественно-научные явления на основе научных знаний;

                    называть,характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научнымиявлениями и объектами;

                    прогнозироватьи объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на нихчеловека или их взаимодействия с использованием научных знаний.

Вся работа поэкологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:

1) специально организованное обучениев форме занятий;

2) совместная деятельность взрослогос детьми;

3) свободная самостоятельнаядеятельность детей.

 

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы,методы и формы обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитиеэмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения кприроде:

·                  решениепроблемных ситуаций;

·                  элементарноеэкспериментирование;

·                  работа смоделями;

·                  моделирование;

·                  игры;

·                  наблюдение;

·                  постановкапроблемных вопросов;

·                  участиедетей в уходе за растениями и т. д.

 

Методы,способствующие формированию ЕНГ:

1.     МетодМозговой штурм

 

Детям ставятзадачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самыенереальные версии решения.

Запрещена любаякритика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей погруппе. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей.

·       Как спасти бабушку от серого волка

·       Как тушить пожар без воды

·       Где спрятаться от жары летом

·       Как оставить кусочек лета в зиму

Когда идейнакопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.

 

2.     Метод«Синектика»

Это так называемый методаналогий.

      Прямаяаналогия

Основывается напоиске сходных процессов в других областях знаний (вертолёт – аналогиястрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, журавль, змея, луна, расческа и т.д.)

      Личностнаяаналогия (эмпатия)

Предлагаем ребёнкупредставить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления впроблемной ситуации.

— Представь, чтоты цветочек на клумбе, которую забыли полить.

— изобрази будильник, который забыли выключить;

— покажи походку человека, которому жмут ботинки;

— изобрази рассерженного поросенка,встревоженного кота, восторженного кролика;

— представь, что ты животное, которое любитмузыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прогавкай  «В лесу родилась елочка…»,промяукай «Солнечныйкруг…» и т. д. ;

 

3.    Метод противоречий

Помогает увидеть вокружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать.

Игры:«Чёрное-белое», «Хорошо-плохо», «Нравится — не нравится», «Маятник».

Воспитательподнимает карточку с изображением белого домика, дети называют положительныекачества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного домика – детиперечисляют отрицательные качества.

(Например,книга. Хорошо – из книг узнаёшь много интересного…, плохо – они быстро рвутся…и т.д.) Цветок, птица, волк.

Игры на нахождениевнешних и внутренних ресурсов

Пример “ПомогиЗолушке”

Золушка замесила тесто.Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела кобеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надопойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустойбутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тестомаленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

 

4.    Метод морфологического анализа

Суть метода в том, чтобыпопытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании новогообъекта. Данный метод позволяет выявлятьхарактерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создаватьсовершенно новые разновидности этих же предметов. Метод формирует такиемыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1517

Дети придумывают новыездания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей. Нонеобходимо помнить — любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисункаили аппликации, иначе ребёнок не чувствует удовлетворения от творческогопроцесса.

 

5.     Методфокальных объектов

Этот методпредполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойстваодного объекта на другой. На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети  синтересом играют в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели,посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки.

Главное, ни в чемне ограничивать детскую фантазию!

 

Дети с удовольствиемиграют в игру Необычный подарок.

Цель: учить детей переносить признак одного объекта надругой и объяснять практическое использование нового объекта.

— Даша, какой бы подарокты хотела получить от Никиты? (Книгу)

— А какую, опишиее. (Большую,толстую, со сказками, в которой много картинок)

— Никита, а ты что хотелбы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

— Опиши ее. (Красивую, с пультомуправления)

Далее детям предлагаетсяпоменять свойства их подарков местами.

— Даша пусть у тебя будеткнига с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашинойкниги. Что у нас получается?

Дети меняют признакиместами. Например :

Даша М. : — Уменя будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказываетсказки

Никита И. : -А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки.А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показыватьдетям сказки.

 

6.     Метод«Данетка»

Дает возможностьнаучить детей находить существенный признак в предмете, классифицироватьпредметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строитьна их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.  Игры« Да-нетки», «Чёрный ящик», «Угадай, что я загадала», «Игра в ситуации».

Играв ситуацию

— Пять кусочковугля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал.Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потомрастаял).

— Одновременно креке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка ипоблизости больше никого не было, они благополучно переправились напротивоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегамреки).

Игра  Да-нетка — Животныелеса

Водящий загадывает животное. Участники игры должны отгадать это животное , задавая  по очереди вопросы так, что водящий может ответить только  да или  нет. 

 

7.    Метод «Робинзона»

Это мысленныйэксперимент: вы находитесь на необитаемом острове, у вас есть бесконечноеколичество предметов одного вида, и больше ничего. Нужно удовлетворить все своипотребности с помощью только этих предметов. Метод позволяет боротьсяс психологической инерцией, помогает увидеть и использовать обычно неявные,скрытые свойства предметов, причем самым непривычным способом.

 

— Представим, что на наш остров вынесло судно, потерпевшеекораблекрушение, и мы решили посмотреть, что есть на этом судне.

— Оказывается, судно полно различной обувью. Есть тут и резиновыесапоги, босоножки, мужские туфли, унты, валенки, сланцы, кроссовки.

– Подумайте, из каких частей состоит эта обувь?

— В кроссовках есть шнурки

— Унты состоят из меха

— В босоножках есть металлические части

— Как можно использовать эту обувь, чтобы себя обезопасить?

Можно из шнурков сплести сетку, и растянуть ее между деревьями,чтобы звери не прошли.

— А как мы будем добывать питье с помощью обуви?

— Возьмем резиновые сапоги в них соберем росу или принесем изисточника воду в сапогах.

Можно берцами сбивать кокосы с пальмы и пить молоко

Работа по обсуждению нахождения еды, строению дома, созданиюодежды проходит аналогично.

 

8.     Опытнаядеятельность и экспериментирование

Также способствуют формированию ЕНГ:

·       Опыты с различными веществами иматериалами

·       Создание и изучение моделей (например,солнечной системы) и макетов (например, природных зон, «Этажи леса»)

·       Наблюдение за ростом растений (например,лука-севка или «От семян до цветов»)

·       Создание карт местности, группы и т.д.

 

 

Большое место в системе экологическогообразования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей иих родителей:

·       проведение родительскихсобраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.);

·       участие родителей вспортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

·       совместное озеленениетерритории детского сада;

·       тематические выставкиподелок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместнородителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

·       наглядная информация;

Такая работа с семьей способствует повышениюпедагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействиядетского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1517

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет