Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашеговыступления Формирование естественнонаучных представлений и основэкологической грамотности дошкольников.
Наша работа в ДОУ направлена на формирование начальных естественнонаучных понятий у дошкольников согласноФГОС. Благодаря этому, мы закладываем элементарные знания у детей испособствуем формированию целостной картины мира.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной»реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связаномежду собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Экологическаякультура поведения формируется на основе знаний,практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научитьсясопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животноенельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужнозакладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, вкотором мы все живем.
Естественно-научнаяграмотность — это способность человека использовать естественно-научные знания,выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира итех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятиясоответствующих решений.
В результате формирования естественно-научной грамотностидошкольники научатся:
— объяснятьестественно-научные явления на основе научных знаний;
— называть,характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научнымиявлениями и объектами;
— прогнозироватьи объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на нихчеловека или их взаимодействия с использованием научных знаний.
Вся работа поэкологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:
1) специально организованное обучениев форме занятий;
2) совместная деятельность взрослогос детьми;
3) свободная самостоятельнаядеятельность детей.
На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы,методы и формы обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитиеэмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения кприроде:
· решениепроблемных ситуаций;
· элементарноеэкспериментирование;
· работа смоделями;
· моделирование;
· игры;
· наблюдение;
· постановкапроблемных вопросов;
· участиедетей в уходе за растениями и т. д.
Методы,способствующие формированию ЕНГ:
1. МетодМозговой штурм
Детям ставятзадачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самыенереальные версии решения.
Запрещена любаякритика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей погруппе. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей.
· Как спасти бабушку от серого волка
· Как тушить пожар без воды
· Где спрятаться от жары летом
· Как оставить кусочек лета в зиму
Когда идейнакопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.
2. Метод«Синектика»
Это так называемый методаналогий.
• Прямаяаналогия
Основывается напоиске сходных процессов в других областях знаний (вертолёт – аналогиястрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, журавль, змея, луна, расческа и т.д.)
• Личностнаяаналогия (эмпатия)
Предлагаем ребёнкупредставить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления впроблемной ситуации.
— Представь, чтоты цветочек на клумбе, которую забыли полить.
— изобрази будильник, который забыли выключить;
— покажи походку человека, которому жмут ботинки;
— изобрази рассерженного поросенка,встревоженного кота, восторженного кролика;
— представь, что ты животное, которое любитмузыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прогавкай «В лесу родилась елочка…»,промяукай «Солнечныйкруг…» и т. д. ;
3. Метод противоречий
Помогает увидеть вокружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать.
Игры:«Чёрное-белое», «Хорошо-плохо», «Нравится — не нравится», «Маятник».
Воспитательподнимает карточку с изображением белого домика, дети называют положительныекачества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного домика – детиперечисляют отрицательные качества.
(Например,книга. Хорошо – из книг узнаёшь много интересного…, плохо – они быстро рвутся…и т.д.) Цветок, птица, волк.
Игры на нахождениевнешних и внутренних ресурсов
Пример “ПомогиЗолушке”
Золушка замесила тесто.Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела кобеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надопойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустойбутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тестомаленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
4. Метод морфологического анализа
Суть метода в том, чтобыпопытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании новогообъекта. Данный метод позволяет выявлятьхарактерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создаватьсовершенно новые разновидности этих же предметов. Метод формирует такиемыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение.
Дети придумывают новыездания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей. Нонеобходимо помнить — любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисункаили аппликации, иначе ребёнок не чувствует удовлетворения от творческогопроцесса.
5. Методфокальных объектов
Этот методпредполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойстваодного объекта на другой. На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети синтересом играют в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели,посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки.
Главное, ни в чемне ограничивать детскую фантазию!
Дети с удовольствиемиграют в игру Необычный подарок.
Цель: учить детей переносить признак одного объекта надругой и объяснять практическое использование нового объекта.
— Даша, какой бы подарокты хотела получить от Никиты? (Книгу)
— А какую, опишиее. (Большую,толстую, со сказками, в которой много картинок)
— Никита, а ты что хотелбы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)
— Опиши ее. (Красивую, с пультомуправления)
Далее детям предлагаетсяпоменять свойства их подарков местами.
— Даша пусть у тебя будеткнига с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашинойкниги. Что у нас получается?
Дети меняют признакиместами. Например :
Даша М. : — Уменя будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказываетсказки
Никита И. : -А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки.А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показыватьдетям сказки.
6. Метод«Данетка»
Дает возможностьнаучить детей находить существенный признак в предмете, классифицироватьпредметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строитьна их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Игры« Да-нетки», «Чёрный ящик», «Угадай, что я загадала», «Игра в ситуации».
Играв ситуацию
— Пять кусочковугля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал.Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потомрастаял).
— Одновременно креке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка ипоблизости больше никого не было, они благополучно переправились напротивоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегамреки).
Игра Да-нетка — Животныелеса
Водящий загадывает животное. Участники игры должны отгадать это животное , задавая по очереди вопросы так, что водящий может ответить только да или нет.
7. Метод «Робинзона»
Это мысленныйэксперимент: вы находитесь на необитаемом острове, у вас есть бесконечноеколичество предметов одного вида, и больше ничего. Нужно удовлетворить все своипотребности с помощью только этих предметов. Метод позволяет боротьсяс психологической инерцией, помогает увидеть и использовать обычно неявные,скрытые свойства предметов, причем самым непривычным способом.
— Представим, что на наш остров вынесло судно, потерпевшеекораблекрушение, и мы решили посмотреть, что есть на этом судне.
— Оказывается, судно полно различной обувью. Есть тут и резиновыесапоги, босоножки, мужские туфли, унты, валенки, сланцы, кроссовки.
– Подумайте, из каких частей состоит эта обувь?
— В кроссовках есть шнурки
— Унты состоят из меха
— В босоножках есть металлические части
— Как можно использовать эту обувь, чтобы себя обезопасить?
—Можно из шнурков сплести сетку, и растянуть ее между деревьями,чтобы звери не прошли.
— А как мы будем добывать питье с помощью обуви?
— Возьмем резиновые сапоги в них соберем росу или принесем изисточника воду в сапогах.
Можно берцами сбивать кокосы с пальмы и пить молоко
Работа по обсуждению нахождения еды, строению дома, созданиюодежды проходит аналогично.
8. Опытнаядеятельность и экспериментирование
Также способствуют формированию ЕНГ:
· Опыты с различными веществами иматериалами
· Создание и изучение моделей (например,солнечной системы) и макетов (например, природных зон, «Этажи леса»)
· Наблюдение за ростом растений (например,лука-севка или «От семян до цветов»)
· Создание карт местности, группы и т.д.
Большое место в системе экологическогообразования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей иих родителей:
· проведение родительскихсобраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.);
· участие родителей вспортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
· совместное озеленениетерритории детского сада;
· тематические выставкиподелок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместнородителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
· наглядная информация;
Такая работа с семьей способствует повышениюпедагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействиядетского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
