X-PDF

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории в обшеобразовательном учреждении».

Поделиться статьей

«Формированиефункциональной грамотности на уроках истории в обшеобразовательном учреждении».

Formation of functional literacy in history lessons in aneducational institution.

Филиппова Марина Михайловна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №1 им.Н.Н.Яковлева»

г.Олёкминска РС(Якутия)

Filippova MarinaMikhailovna

 teacher of history andsocial studies

MBOU N.N.YakovlevSecondary School No. 1

of Olekminsk RS (Yakutia)

Аннотация.  Сегодня формирование функциональной грамотностивыступает как основное условие интеграции учащихся в современном мире. В этомплане важную роль приобретает овладение учащимися функциональной грамотностью,которая служит инструментом повышения качества и конкурентоспособностичеловеческого капитала. Одна изважнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функциональнограмотных людей.

Основнойакцент статьи делается на раскрытии основных факторах и функциях уроков историии обществознания, необходимых для успешного формирования функциональнойграмотности учащихся.

Abstract: Today, the formation of functional literacy acts as the maincondition for the integration of students in the modern world. In this regard,the acquisition of functional literacy by students, which serves as a tool forimproving the quality and competitiveness of human capital, plays an importantrole. One of the most important tasks facing teachers is the formation offunctionally literate people. The main focus of the article is on thedisclosure of the main factors and functions of history and social studieslessons necessary for the successful formation of functional literacy ofstudents.

Ключевыеслова: функциональнаяграмотность, конкурсентноспособность, качество образования, компетентность,воспитание.

Keywords: functional literacy, competitiveness, quality of education,competence, upbringing.

 

Формированиефункциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современногообразования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показателькачества образования в масштабах от школьного до государственного. Обучение учащихся самостоятельно добывать,анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию длямаксимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступаетведущим направлением модернизации системы образования.

Функциональнаяграмотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевыхкомпетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практическойситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

Отсовременного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде,общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) можетпомочь любознательность, настойчивость, инициативность, способностьадаптироваться, лидерские качества. Функциональнаяграмотность предполагает способность человека решать стандартные задачи вразличных сферах жизни.

 Сегодня формирование функциональной грамотностивыступает как основное условие интеграции учащихся в современном мире. В этомплане важную роль приобретает овладение учащимися функциональной грамотностью,которая служит инструментом повышения качества и конкурентоспособностичеловеческого капитала.

Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формированиефункционально грамотных людей.

Какие жекомпоненты составляют понятие «функциональная грамотность»?

Видыфункциональной грамотности.

1.     Читательскаяграмотность

2.     Математическаяграмотность

3.     Естественнонаучнаяграмотность

4.     Финансоваяграмотность

5.     Глобальныекомпетенции

6.     Креативноемышление

Функциональнаяграмотность показывает, насколько обучающийся может использовать полученныезнания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Она фиксируетминимально необходимый уровень готовности личности для осуществления еежизнедеятельности в конкретной культурной среде. Важно отметить, чтостановление функциональной грамотности происходит в образовательном процессе,который построен в методологии компетентностного подхода.

Овладение функциональной грамотностьюна уроках истории складывается из нескольких составляющих:

1.Процесс овладения историческойграмотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносятдаты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемогособытия, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности вистории.

2.Процесс обучения — усвоениеисторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XX-XXI вв.). Затемрасширение полученных знаний в 10-11 классе путем циклического повторениякурса.

Следует выделить следующие функцииуроков истории и обществознания, необходимые для успешного формированияфункциональной грамотности учащихся:

I. ценностно — ориентационная,направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных,социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно — значимойдеятельности;

II. коммуникативная, позволяющаярасширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в томчисле за счёт включения в него исторических и литературных героев),познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения кпартнёрам, сформировать умение вести диалог;

III. социально-адаптационная,обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая емустановиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, атакже гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

IV. культурообразующая, способствующаяактивному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировойкультуры. 

Средства формирования функциональнойграмотности на уроках истории и обществознания:

•        пересказы (мифов, биографий,рассказов и т.д.) — предоставление учащемуся возможности, монологическиграмотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные историческиесюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить ихвоспитательный  диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональнуюсреду для усвоения базовых ценностей;

•        познавательные игры,викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества,индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения вдискуссиях;

•        исторические иобществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороныучителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

•        изучение исторических иправовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своёсобственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которыевыработало человечество за всю свою историю;

•        чтение вариативныхисточников, что позволяет учащимся отказаться  от однозначных и прямолинейныхсуждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Такимобразом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себяисторические роли, а с другой — входя в круг тех, кто эти роли оценивает.

•        исследовательские работы вформе презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиесяиспользуют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранамивойны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями,очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладатьчеловек, чтобы его имя не забывали).

Таким образом, учебные предметы«История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями дляиспользования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственныхаспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать исинтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитаниевысоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современнойсоциальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за еёреализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать наличность с разных сторон.

 

 

Списокиспользованной литературы:

1.     ДевятоваО.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной

грамотности. [Электронный ресурс]. – URL  http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D.

2.     Кемельбекова Г. А. Особенностиформирования функциональной

грамотностиучащихся по предметам гуманитарного цикла [Текст] // Проблемы и перспективыразвития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар,февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/

3.     Ковалева Г.С.Что необходимо знать каждому учителю о

функциональной грамотности?, //Сборник материалов Всероссийского форума экспертов пофункциональной грамотности 17 -19 декабря 2019 г. Секция Финансоваяграмотность., (с. 7-11)

4.     Сборникинформационных и методических материалов для педагогов. //

Сборник является частьюучебно-методического комплекта для проведения серии обучающих семинаров«Актуальные вопросы формирования функциональной финансовой грамотностишкольников»., М, 2020 https://fmc.hse.ru/data/2020/06/29/1610374147/СБОРНИК%20ИНФ.%20МАТЕРИАЛОВ.pdf

5.     ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ: ГЛОБАЛЬНЫЕ

КОМПЕТЕНЦИИ.// Сборникматериалов, М, 2020 https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_.pdf

 

 List of used literature:

1. DevyatovaO.Y. Instilling elementary skills of functional literacy. [electronicresource]. — URL http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D

2.Kemelbekova G. A. Features of the formation of functional literacy of studentsin the subjects of the humanities cycle [Text] // Problems and prospects ofeducation development: materials of the VIII International ScientificConference (Krasnodar, February 2016). — Krasnodar: Novation, 2016. — pp. 6-9.URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/

3. KovalevaG.S. What every teacher needs to know about functional literacy?, //Collectionof materials of the All-Russian Forum of Experts on Functional LiteracyDecember 17-19, 2019 Financial Literacy Section., (p. 7-11)

4. Collectionof information and methodological materials for teachers. // The collection ispart of an educational and methodological kit for conducting a series oftraining seminars Topical issues of the formation of functional financialliteracy of schoolchildren., M, 2020 https://fmc.hse.ru/data/2020/06/29/1610374147/СБОРНИК%20ИНФ.%20MATERIALS.pdf

5. FUNCTIONALLITERACY: GLOBAL COMPETENCIES.// Collection of materials, M, 2020 https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_.pdf


Поделиться статьей

Презентация по русскому языку на тему Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале Ранняя весна. Первоцветы

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения


Поделиться статьей

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОГЭ – 2023»

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ«ОГЭ – 2023» 2 слайд Приказ Минпросвещения России


Поделиться статьей

Презентация к выступлению на районных педагогических чтениях « Современное образование: педагогическое мастерство и педагогические технологии». на тему :«Духовно-нравственные ценности в воспитании социально-ответственной личности».

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 Презентация к выступлению


Поделиться статьей