X-PDF

Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках географии

Поделиться статьей

Формирование функциональной грамотности у обучающихся

на уроках географии

    

Кириченко Светлана Владленовна,

 учитель географии МБОУ СОШ№44 г. Хабаровска

E-mail: khv_life@mail.ru

 

Краткая аннотация работы

Методическое пособиепоможет учителю организовать обучение географии согласно требованиям ФГОСнового поколения.

Автор рассматриваетспецифику проведения современного урока, на основе деятельностного подхода,развития предметных и метапредметных компетенций; предлагает моделитехнологических карт уроков географии по разным темам, а также примеры заданий,направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся.

Пособие может бытьполезно аттестующимся учителям, слушателям курсов профессиональнойпереподготовки и повышения квалификации учителей, студентам, обучающимся понаправлению «География».

 

Ключевые понятия (термины, словосочетания) содержания конкурсной работы

ФГОС, география,функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, типы и виды уроковпо ФГОС, технологическая карта урока, структура урока, банк заданий.

 

Введение: новое время – новые требования

Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018  Правительству РФ поручено обеспечитьглобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение РоссийскойФедерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Для достижения даннойцели, дети, принятые в первые и пятые классы  1-го сентября 2022 г. сталиучиться по ФГОС третьего (нового) поколения, определяющего функциональнуюграмотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуациина основе сформированных предметных, метапредметных и универсальныхспособов деятельности (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО).

Понятие «функциональная грамотность» сформировано черезформат международного исследования PISA — разработанный Организациейэкономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качестваобразования.

В РоссийскойФедерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», проводимойв соответствии с «Методологией и критериями оценки качества общего образованияв общеобразовательных организациях на основе практики международныхисследований качества подготовки обучающихся»  (пр. Рособрнадзора,Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219)

Ряд документов,принятых Министерством просвещения РФ, подтверждает необходимость развития функциональнойграмотности школьников:

·       k

·       Приказ Министерствапросвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышениюфункциональной грамотности».

·       Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «Ометодическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.

 «Функциональнаяграмотность» применительно к образованию подразумевает то, чтоважны только сами знания, но и умение их применить: найти новую информацию,проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, инымисловами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно,важнейшая задача школы связана с необходимостью построения процесса образованияв логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шестинаправлениям:

— математическаяграмотность;

— читательскаяграмотность;

— естественнонаучнаяграмотность;

— финансоваяграмотность;

— креативноемышление;

— глобальныекомпетенции.

В структуруфункциональной грамотности по географии входит картографическая грамотность,читательская грамотность, математическая грамотность, но ввиду направленностипредмета особую роль занимает естественнонаучная грамотность.

Надо отметить, чточеткого механизма системного обучения школьников естественнонаучной грамотностина данный момент нет, и заданий, которые развивают естественнонаучнуюграмотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что ихразработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должныбыть не только привязаны к реальности, близки их опыту, но и соответствоватьвозрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными,содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятсяребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

Затруднения учителямогут вызывать следующие вопросы: с какой целью и как отбирать задания поестественнонаучной грамотности, в какой этап урока включать, как их оценивать?

Надо отметить, что поФГОС изменились требования и к структуре самого урока. Рассмотрим эти вопросы.

 

Типы, виды и структура современного урока,ориентированного на формирование функциональной грамотности у обучающихся всоответствии с требованиями ФГОС нового поколения

 Современный урокгеографии направлен на развитие функциональной грамотности обучающихся, основанна деятельностном подходе, который предусматривает привитие им умений,позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться втворческую, исследовательскую деятельность. Одних академических знаний в жизнитеперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученнуюинформацию и навыки в конкретных ситуациях.

Поэтому требования кструктуре современного урока предъявляемых в ФГОС последнего поколения,отличаются от требований, предъявляемых в государственных образовательных стандартах принятых ранее.

Отметим, что у многихучителей возникают трудности в отношении планирования уроков в соответствии сновыми стандартами. Рассмотрим особенности уроков, соответствующих ФГОС новогопоколения.

Уроки по ФГОС взависимости от цели делятся на следующие типы:

— уроки введения(«открытия») нового знания (ОНЗ);

— уроки рефлексии;

— урокиобщеметодологической направленности;

— уроки развивающегоконтроля.

Табл. 1. Виды уроков для каждого типаурока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Вид урока

1

•  уроки введения («открытия») нового знания (ОНЗ);

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, смешанного типа

2

•  уроки рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, уроки смешанного типа

3

•  уроки общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

4

•  уроки развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы

ФГОС требует структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Этим действиям их и должен научить педагог.

Табл. 2. Структура урока по ФГОС

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Консультирует

Решение проблемы

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Консультирует

Коррекция

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Систематизация знаний

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

Объяснение домашнего задания

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Учащиеся самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

Структуры уроковразных типов уроков несколько отличаются друг от друга. Например, на уроках ОНЗ(открытия нового знания) может отсутствовать этап проверки выполнения домашнегозадания. На уроках рефлексии не будет изучения нового материала. Наиболее полновсе этапы прослеживаются на уроках общеметодологической направленности. Урокиразвивающего контроля можно сравнить с традиционными уроками, когда сначалапроводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками.Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент насамоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжаетсяформирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они послеизучения большого блока материала. Приведём примеры структур уроков разныхтипов, согласно последним ФГОС.

Структура урока введения (открытия) нового знания

1.        Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности.

2.        Этап актуализации знаний.

3.        Этап фиксированияиндивидуального затруднения в пробном действии выявления места и причинызатруднения.

4.        Этап построения проектавыхода из затруднения.

5.        Этап первичногозакрепления с проговариванием во внешней речи.

6.        Этап самостоятельнойработы с самопроверкой по эталону.

7.        Этап включения в системузнаний и повторения.

8.        Этап рефлексии учебнойдеятельности на уроке.

Структура урокарефлексии

1.    Этап мотивации(самоопределения) к коррекционной деятельности.

2.    Этап актуализации ипробного учебного действия.

3.    Этап локализациииндивидуальных затруднений.

4.    Этап построения проектакоррекции выявленных затруднений.

5.    Этап реализациипостроенного проекта.

6.    Этап обобщения затрудненийво внешней речи.

7.    Этап самостоятельнойработы с самопроверкой по  эталону.

8.    Этап включения в системузнаний и повторения.

9.    Этап рефлексии учебнойдеятельности на уроке.

Структура урокаобщеметодологической направленности

1.    Этап мотивации.

2.    Этап актуализации ификсирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.    Этап закрепления спроговариванием во внешней речи.

4.    Этап включения изученногов систему знаний.

5.    Этап рефлексии учебнойдеятельности на уроке.

Структура урокаразвивающего контроля

1.    Этап мотивации(самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.

2.    Этап актуализации ипробного учебного действия.

3.    Этап локализациииндивидуальных затруднений.

4.    Этап построения проектакоррекции выявленных затруднений.

5.    Этап реализациипостроенного проекта.

6.    Этап обобщения затрудненийво внешней речи.

7.    Этап самостоятельнойработы с самопроверкой по эталону.

8.    Этап решения заданийтворческого уровня.

9.    Этап рефлексииконтрольно-коррекционной деятельности.

При подготовке кпроведению уроков план урока может быть представлен учителем в виде технологическойкарты.

Главное назначениетехнологической карты урока — отразить деятельностный подход в обучении,алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.

Технологическая картапоможет учителю обеспечить эффективное и качественное преподавание ивозможность достижения планируемых результатов освоения основныхобразовательных программ на всех ступенях образования в соответствии с ФГОС.

В дидактическомконтексте технологическая карта представляет проект учебного процесса, вкотором представлено описание от цели до результата с использованиеминновационной технологии работы с информацией. Это современная формапланирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Отличительные чертытехнологической карты: интерактивность, структурированность (чёткопрослеживается структура урока, все его этапы), алгоритмичность при работес информацией, технологичность и обобщённость. Это способ графическогопроектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбраннымучителем параметрам.

Такими параметрамимогут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы иприемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельностьобучающихся, результат (формируемые УУД).

В технологическойкарте должны быть определены пути достижения трёх групп результатовобразования: личностных; метапредметных; предметных.

Структуратехнологической карты урока включает:

·       название темыс указанием часов, отведенных на ее изучение;

·       цель освоенияучебного содержания;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

·       планируемыерезультаты (личностные, предметные, метапредметные,информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

·       метапредметныесвязи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

·       основныепонятия темы;

·       технологиюизучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель ипрогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала идиагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

·       контрольноезадание на проверку достижения планируемых результатов

Цель — характеризует предвосхищение результата деятельности и путиреализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со словОпределение, Формирование, Знакомство и пр.В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача — данная в определенных условиях (например, впроблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнутапреобразованием этих условий. Формулировка задач должна начинаться с глаголов -повторить, проверить, объяснить,научить, сформировать, воспитывать и пр.

Отметим, чтоунифицированной, устоявшейся формы технологической карты урока не существует.Федеральных нормативных документов по составлению карт нет.

Каждый учитель вправеразработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она помогала вработе, а не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка.

Вашему вниманиюпредлагаются:

1. Вариантысоставления технологических карт уроков по развитию функциональной грамотностиобучающихся.

2. Приложение -список универсальных учебных действий (УУД).

Данные шаблоныучителя географии могут использовать для составления своих технологических картуроков.

Далее мы предлагаемпознакомиться со спецификой отбора заданий, направленных на развитиефункциональной (естественно-научной) грамотности обучающихся на урокахгеографии и предлагаем разработанный нами Банк заданий.

 

Специфика отбора заданий, направленных на формированиефункциональной (естественно-научной) грамотности у обучающихся

Функциональнаяграмотность учащихся по географии проявляется в умении ориентироваться висточниках географической информации, нахождении и извлечении необходимойинформации, использовании различных источников географической информации длярешения учебных и практико-ориентированных задач, относящихся кестественнонаучной грамотности. Использование знаний учащихся о географическихзаконах и закономерностях, о взаимосвязях между географическими объектами,процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различийиграет большую роль в формировании естественнонаучной грамотности учащихсясредней школы.[1]

Для формирования /оценки естественно-научной грамотности используются тематические блоки, которыевключают описание реальной ситуации и задания, связанные с этой ситуацией.

Каждое из заданийхарактеризуется следующими признаками:

·       компетентность;

·       естественно-научноезнание;

·       контекст;

·       уровень сложности.

Естественно-научнаяграмотность — способность человека занимать активную жизненную позицию повопросам, связанным с развитием естественных наук и рименением их достижений,его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Естественно-научнограмотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем,имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от негоследующих компетенций:

·       научно объяснятьявления;

·       понимать особенностейестественнонаучного исследования;

·       интерпретироватьданные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Представленные компетенции требуют реализации определённых познавательныхдействий:

1. Научное объяснение явлений:

1.1 применить естественнонаучные знания для анализа ситуации/проблемы;

1.2 выбрать модель, лежащую в основе объяснения;

1.3 выбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные процессы;

1.4 создать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей;

1.5 выбрать возможный прогноз и аргументировать выбор;

1.6 сделать прогноз на основании предложенного объяснения процесса;

1.7 привести примеры возможного применения естественнонаучного знаниядля общества.

2. Пониманиеособенностей естественно-научного исследования:

2.1 различатьвопросы, которые возможно исследовать методами естественных наук;

2.2 распознатьгипотезу (предположение), на проверку которой направлено данное исследование;

2.3 оценитьпредложенный способ проведения исследования / план исследования;

2.4 интерпретироватьрезультаты исследований / находить информацию в данных, подтверждающую выводы;

2.5 сделать выводы попредположенным результатам исследования;

2.6 оценить способы,которые используются для обеспечения надёжности данных и достоверностиобъяснений;

2.7 предложить способувеличения точности получаемых в исследовании данных.

3. Интерпретироватьданные и использовать научные доказательства для получения выводов:

3.1 определятьнедостающую информацию для решения проблемы;

3.2 распознаватьпредположения (допущения), аргументы и описания в научно-популярных текстах;

3.3 находитьнеобходимые данные в источниках информации, представленной в различной форме(таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты);

3.4 преобразоватьинформацию из одной формы представления данных в другую;

3.5 интерпретироватьданные и делать соответствующие выводы;

3.6 оцениватьдостоверность научных аргументов и доказательства из различных источников

 

Задания имеют различный формат ответа:

— множественныйвыбор;

— задания насопоставления;

— задания наисключение неправильных утверждений;

установление правильной последовательности элементов;

— развёрнутый ответ….

 

Уровеньсложности: в работеиспользуются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Заданиябазового уровня проверяют овладение обучающимися наиболее значимым содержаниемв объёме и на уровне, обеспечивающих способность ориентироваться в потокепоступающей информации (знание основных фактов; понимание смысла основныхкатегорий и понятий, причинно-следственных связей между географическимиобъектами и явлениями). Достижение базового уровня свидетельствует о способностиобучающегося решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые совсеми учащимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем являетсядостаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.

Для выполнения заданий повышенногоуровня требуется более глубокое овладение содержанием в области географии.

Задания высокого уровняподразумевают овладение содержанием на уровне, обеспечивающем способность ктворческому применению знаний и умений. При их выполнении требуетсяпродемонстрировать способность интегрировать знания из различных областейшкольного курса географии для решения географических задач в новых дляобучающегося ситуациях.

Таким образом, представлениеи интерпретация результатов выполнения заданий обучающимся имеет уровневыйподход:

 

Табл. 3. Интерпретациярезультатов выполнения заданий обучающимся

Уровень

Характеристика

Отметка

Базовый уровень

достижение минимальных требований ФГОС

«3»

Выше базового (повышенный, высокий)

Достижение результатов выше базового уровня

«4» или «5» (если задание требует творческого подхода);

Уровень ниже базового

низкий, недостаточный

«2»

 

Такимобразом, каждое задание можно охарактеризовать по следующим критериям:

 

Табл. 4. Характеристика задания:

Компетенция (согласно кодификатору):

 

Контекст

 

Уровень сложности

 

Форма ответа (тип задания)

 

Критерии оценивания:

Ответ

Количество баллов

Правильный ответ:

 

Другой ответ

0

 

Планируемыерезультаты

К основнымпоказателям профессиональной деятельности учителя географии, свидетельствующимо его готовности строить образовательный процесс в направлении  развитияфункциональной грамотности обучающихся, следует отнести следующие компетенции:

– создание средствамипредметной области география условий для активного включения обучающихся впроцесс познания через решение заданий по развитию функциональной грамотности,обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область примененияпредметного знания в ситуациях реальной действительности;

– создание в процессеобучения условий, позволяющих обучающемуся осознать личностный смысл и ценностьовладения определенным учебным материалом;

– разумная адаптациясодержания предметной области география к современным требованиям, позволяющаянаряду с формированием функциональной грамотности обучающихся не забыть и об ихфундаментальной предметной подготовке; 

– выбор наиболееоптимальных технологий обучения на основе деятельностного подхода,обеспечивающих достижение обучающимися актуальных результатов образования,выраженных в функциональной грамотности и компетентности;

– самостоятельноеконструирование структуры урока и выбор методов и приёмов обучениясоответствующих ФГОС нового поколения.

Если учитель научитсяправильно выстраивать структуру урока, в соответствии с его целями и задачами,а также проводить отбор заданий по развитию функциональной грамотностиобучающихся, то он будет обладать качествами, соответствующими современномупрофессиональному стандарту педагога.

 

 

 

 

Табл. 5. Требования к педагогу

Трудовые действия

(Профстандарт «Педагог». Общепедагогическая функция.

Знать

Уметь

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

-специфику географии как учебного предмета;

-содержание предметной области;

-особенности заданий по развитию функциональной грамотности и требования к их отбору;

— решать задания по развитию функциональной грамотности предметного содержания «География»;

 

Планирование  и проведение учебных занятий, направленных на формирование функциональной грамотности

-этапы современного урока;

-методику постановки учебных целей и задач на разных этапах современного учебного занятия;

-формы организации учебной деятельности;

-ставить учебные задачи на разных этапах учебного занятия;

-организовывать разные формы учебной деятельности для решения учебных задач

-цифровые образовательные ресурсы, сервисы, инструменты и сервисы для организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

-применять цифровые образовательные ресурсы, инструменты и сервисы для организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Объективная оценка компетентностей обучающихся на основе решения  заданий по функциональной грамотности

— критерии оценивания;

 

-правильно оценивать результаты деятельности обучающихся по решению заданий по ФГ;

 — проводить формирующее и контролирующее оценивание;

Формирование УУД

-подходы к отбору учебных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности

-отбирать задания, ориентированные на развитие функциональной грамотности (естественнонаучной,  математической, картографической, читательской)

 

Списоклитературы

 

1.Баянова, Д. Н.Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе / Д. Н. Баянова. —Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 283-285.— URL: https://moluch.ru/archive/420/91957/ (дата обращения: 06.01.2023


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет