X-PDF

Формирование и развитие классного коллектива

Поделиться статьей

 

Министерство образования инауки Республики Башкортостан

 

Государственное автономноеучреждение 

дополнительногопрофессионального образования 

Институт развитияобразования Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по теме «Формированиеи развитие классного коллектива»

 

 

                                                                                                          Разработчикпроекта

Макарова ЛюдмилаВладимировна,

 учитель начальныхклассов

 

 

 

Руководитель проекта

Яфаева В.Г., докторпед. наук, профессор

кафедры дошкольного

и начального  образования

 

 

Уфа– 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Основная часть ………………………………………………………………….6

2.Опыт формирования коллектива младших школьников

2.1. Деятельность классного руководителя по формированию

 коллектива ………………………………………………………………… 10

2.2 Анализ результатов работы …………………………………………. 13

Заключение…………………………………………………………………..14

Списокиспользованных источников ………………………………………15

Приложения………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность

Важнейшийпериод становления личности будущего гражданина приходится на его школьныегоды. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играетшкольный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которойвоспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многограннымиотношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечиваетсявсестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, кактивному участию в общественной жизни, к защите Родины.
      Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классныйруководитель. Это и общественно полезные дела, и обсуждение книг, спортивныхсоревнований. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, аступеньками в духовном, познавательном развитии и воспитании ребят, важноверное педагогическое руководство их отношениями, создание условий длявзаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера,чувства коллективизма.

Школа – это дом, вкотором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Этомастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этическойдеятельности, это заведение, воспитывающее настоящего гражданина.

Деятельностьшкольников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологическийклимат, которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такойсредой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагогбессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние наличность каждого учащегося.

Данный проектнацелена на результат, под которым подразумевается объединение обучающихся вединый коллектив с сохранением индивидуальности каждого.

       Классный руководитель — особый феномен педагогической сферы. В результатесложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементоморганизации воспитания в школе. Профессиональная миссия учителя, на котороговозлагается функция классного руководителя, — педагогическое сопровождениепроцесса индивидуального становления и развития личности школьника в период егошкольного образования. Цели данной миссии — содействие максимальномуиндивидуальному развитию личности, педагогическая поддержка в нелегкомвхождении в общественную жизнь.

     Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическомотношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся наовладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферыколлектива.

     Помочь ребенку в этом, научить егожить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.

 Цельпроекта: создание сплоченного классного коллектива, как основыразвития индивидуальности каждого ребенка.

      Детальнорассмотреть процесс формирования детского коллектива. Выявить и рассмотретьположительное влияние совместной внеурочной деятельности, спортивных мероприятийна сплоченность, межличностные отношения между сверстниками, психологическийклимат класса и их влияние на процесс формирования коллектива.

Задачи проекта:

1.                    изучить литературу по теме проекта;

2.                    анализтеоретических основ формирования коллектива;

3.                    изучитьпсихологические особенности младшего школьника;

4.                    изучитьособенности формирования коллектива на данном этапе школьного возраста;

5.                    изучитьхарактер взаимоотношений детей в данной возрастной группе и его влияние наформирование психологического климата коллектива класса;

6.                     определитьосновные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками как факторвлияния на формирование сплоченности коллектива класса;

7.                    изучитьположительное влияние совместного проведения различных мероприятий на формированиеколлектива класса.

8.                    формироватьу школьников потребность в самообразовании, воспитании морально-волевыхкачеств, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолениитрудностей;

Участники проекта

      Учащиеся 4 класса, обучающиеся по УМК «Школа России» и новымфедеральным государственным стандартам второго поколения, родители, педагогидополнительного образования.

Этапы реализации проекта

     Работа над проектом проводится с 2019 года и включает 3этапа:

Первый этап (2019-2020 гг.) был посвящен изучению проблемыформирования коллектива младших школьников. Анализировалась литература поданной проблеме, конкретизировались пути, формы, методы организации проекта.

     На втором этапе (2020-2022гг.) осуществлялось внедрение вобразовательный процесс комплекса мероприятий по формированию коллектива черезсовместную деятельность.

     На третьем этапе (2022-2023гг.) происходит определениеэффективности проведенных мероприятий.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

В результате внедрения проекта наблюдаются:

— стремление учащихся преодолевать затруднения в учебе ивнеклассной работе, в личном поведении, умение проявлять собранность,организованность; учащиеся обладают настойчивостью в достижениипоставленных целей;

— стабильный положительный настрой учащихся  к активнойпознавательной  и творческой деятельности;

— осознание учащимися ценности межличностных отношений инеобходимости их расширения;

— заинтересованность и активное участие родителей по развитиюпознавательных способностей своих детей, учащихся класса;

— младшие школьники владеют навыками самостоятельной организацииучебной и внеурочной деятельности;

— уровень удовлетворенности родителей и учащихсяжизнедеятельностью класса, школы;

— высокий уровень сплоченности детского коллектива.

 Ресурсы проекта

Учебное оборудование: проектор, интерактивная доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

     А.С. Макаренко считал, что движение вперед — закон жизнидетского коллектива, остановка — смерть.[3] Динамика формирования коллективаобобщенно может быть определена по совокупности следующих признаков: общиесоциально-значимые цели, совместная организованная деятельность, отношенияответственной зависимости, возможность обособления личности в группе.

    Работая по новым федеральнымгосударственным стандартам, главной целью которого является развитие личности,на уроках формируются универсальные учебные действия. Работа над формированиемличностных и коммуникативных УУД позволяет эффективно решать проблему сплоченияклассного коллектива.                     Коммуникативные действия –обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и пониматьпартнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметьдоговариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважатьв общении и сотрудничестве партнера и самого себя.                   Личностныедействия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей исмыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках,выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей. С этойцелью на уроках применяются следующие приемы и методы: сопереживание героям ивыражение своих чувств к ним, помощь героям, использование пословиц, поговорок,разрешение проблемных ситуаций, работа в парах и группах.

    Самой важной задачей педагога является формирование исплочение коллектива. Что значит «формировать»? Это значит создавать, лепить,придавать чему-либо новую форму.

     Слово «сплотить» означает плотно соединить, добитьсяединства.

      Педагог должен быть дирижером, руководить, управлятьпроцессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружитьребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которыемогут привлечь к нему сверстников, — это ему под силу. От того, насколькодружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося.От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебногоматериала, эффективность работы учителя с классом и формирование личностиучащихся.          Формирование и сплочение коллектива — это как восхождение квершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик,именуемый «коллектив».

    А.Н. Лутошкин [2] выделил следующие этапы развития коллектива.

     У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь».На расстоянии одного перехода — «Мягкая глина». Примерно на середине пути кколлективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к«Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный, и вершина — «Горящийфакел».

«Песчаная россыпь» — это первый этап развитияколлектива. Бывает в коллективе, что каждый как песчинка: и вроде все вместе, ив то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединялолюдей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, аможет быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общихдел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости,«рассыпчатости» группы.

В связи с этим воспитательная работа в первомклассе строилась с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенокприходит в школу:

— обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапеобразования;

— обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся кактивной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

— формировать у детей способности стремиться к здоровому образужизни;

— использовать разнообразные формы организации работы с детьми;

—  привлечь родителей к реализации данной программы.

На данном этапе проводились диагностические методики.

    Для определение степени самооценки каждого ученика, выявлениеатмосферы в классном сообществе была проведена диагностическая методика «Еслибы ты был волшебником». ( Приложение 1)

      Ребятам предлагалось назвать три желания, которые они хотелибы исполнить. Анализ ответов был выполнен по следующей схеме: желания – длясебя, желания – для близких, желания – для других людей. Было выявлено, чтобольшинство детей хотели исполнить желание свое и близких людей.

      Для оценки уровня школьной мотивации была проведена анкетаН.Лускановой  (Приложение 2). Было выявлено, что 11 человек из класса имеютхорошую школьную мотивацию, у 10 человек –положительное отношение к школе, ноона привлекает их только внеучебной деятельностью, у 3 учеников – низкаяшкольная мотивация.

Исходя из этих данных, я определила комплекс мероприятий длярешения возникших проблем:

1.    Классные часы(«Ты –ученик. Правила поведения в школе», «Учимся дружить», «От улыбкисолнечной одной», «Пойми меня правильно»).

2.    Классныемероприятия («Праздник дружбы», «Прощание с Азбукой», «День защитниковОтечества», «Моя мама – лучшая на свете», «Здравствуй, лето!».

«Мягкая глина» — это второй этап. В группе, находящейся на этойступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Невсе получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативередко приходят на помощь друг другу.

Моими задачами во 2 классе были:

  — создать психолого-педагогические условия для общения иколлективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности,самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытияпотенциальных способностей;

 — воспитывать коммуникативную культуру школьника – умениеработать в паре, группе, коллективе;

 — нацеливать детей на успех через сотрудничество,настойчивость, личное старание и труд;

— формировать у детей способности самостоятельно стремиться кздоровому образу жизни; 

  — использовать разнообразные формы организации работыс детьми. 

Сплочение коллектива происходило как на уроках (работа в паре,группе), так и на занятиях внеурочной деятельности.

      На кружке «Волшебный сундучок» общекультурного направлениявыполнялись совместные поделки:они делились своими задумками стоварищами по классу, думают, как воплотить свои идеи ребята делились своимизадумками с товарищами по классу, думали, как воплотить свои идеи, помогалидруг другу. Опыт моей работы был представлен на педсовете и на выступлении вгородском фестивале педагогического творчества работников системы образования«Наша новая школа».

«Мерцающий маяк» — это третий этап. Формирующийся коллектив озабочен,чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудитьсясообща, помогать друг другу, бывать вместе. Группа заметно отличается средидругих групп своей индивидуальностью, но иногда не всегда хватает силподчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы.

Основными задачами работы в 3-м классе были:

— совершенствовать познавательную активность учащихся;

— нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость,личное старание и труд;

— создавать условия для общения и коллективной творческойдеятельности учащихся класса;

— формировать организаторские умения и навыки учащихся;

— использовать разнообразные формы организации работы сдетьми. 

Особое внимание уделялось работе в группе по созданию проектов:

1.    «Музейпутешествий».

2.    « Кто насзащищает?»

3.    «Математическиесказки»

4.    «Готовимспектакль».

5.    «Зимняястраничка»

«Алый парус» — четвертый этап. Алый парус – символустремленности вперед, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют попринципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованностьделами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетныетоварищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстнооказывают ее.

Задачами воспитательной работы в 4-м классе стали:

— обеспечивать устойчивую потребность у учащихся ксовершенствованию способностей;

— поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочнойдеятельности;

— обеспечивать формирование активной жизненной позиции черезпроведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

Сейчас у нас идет переход от этапа «Мерцающего маяка» к «Аломупарусу». Уделяется внимание на работу в паре, группе, создаются совместныепроекты на кружке «Волшебный сундучок».

«Горящий факел» — это живое пламя, горючим материалом которогоявляются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловоесотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за веськоллектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опыт формирования коллектива младшихшкольников

2.1. Деятельность классного руководителя по формированиюколлектива

Известно, что в жизни любого ребенка однажды происходит оченьзначимое событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится сребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не всегда новый круг общения сразуже становится близким, часто бывает ребенку сложно найти свое место вновой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является учитель,от него исходят все требования. Для этого педагог применяет разнообразныеспособы сплочения, включая детей в различные виды деятельности. Для детеймладшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей.  

Свою деятельность по созданию классного коллектива я условноразделила на несколько стадий, взаимосвязанных между собой:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательнойработы.

II. Организация классного самоуправления, создание классныхтрадиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата вклассе.

Полагаем, что на первой стадии формирования классного коллектива,возглавляющие функции принадлежат классному руководителю. Ведь на нем лежитпервостепенная задача по созданию благоприятных условий для развития каждогоребенка, он поощряет дружбу ребят, предупреждает обострения в их отношениях,подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Наше знакомство с ребятами началось 1 сентября на празднике«Первый раз в первый класс». В 1 класс пришли 27 учащихся — 14 девочек и 13мальчиков. Ребята пришли из разных детских садов, был адаптационный период. Поэтой причине в начале учебного года замечалось раздробление класса, каждыйребенок был сам по себе. Были обнаружены трудности в обучении у некоторыхучащихся класса, которые они испытывали ввиду ряда различных причин (отсутствиенадлежащего контроля со стороны родителей, интеллектуальные способности,мотивация к обучению).

Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательнойработы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

— адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене;

— создание и сплочение классного коллектива;

— воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения кстаршим;

— формирование и развитие познавательных интересов, потребностей имотивов;

 — воспитание социально-адаптированной и толерантной личности,любви к школе и её традициям;

— прививать навыки культуры поведения, отзывчивость ивзаимопомощь, чувство ответственности в учёбе.

     Далее была проведена работа по созданию классногосамоуправления. В конце первой четверти были проведены выборы классногосамоуправления. Каждый из ребят высказал своё мнение о том, в каком секторе онхотел бы работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник.После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которомубыли переданы некоторые простые функции руководства коллективом. В классе всеребята имеют поручениями с учетом их интересов, что содействует развитиюактивности, инициативы и деловитости.

    Наряду с работой по организации классного самоуправлениязакладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей наколлективные, творческие дела.  «Ничто так не скрепляет коллектив, -говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их -чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой неттрадиций… не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые янаблюдал…- это школы, которые накопили традиции».

     Классный коллектив — это большая семья. Скучен и неуютен дом,где нет праздников, где нет потребности после работы собраться всем вместе ипоговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что ждетвпереди.

    В классе традиционными стали следующие мероприятия:

     «День рождения класса». Цель – осмысление своей сплоченности,неповторимости и важности друг для друга. Проводится в рамках классного часапервого сентября в различной форме при участии детей и родителей.

    «Самый, самый лучший день» – поздравление учащихся с днемрождения, праздник именинников. Проводится четыре раза в год. Ребятазаблаговременно готовят для своих одноклассников – именинников небольшойсценарий, подарки и поздравления.

    Акция «Доброе сердце». Ребята собирают игрушки, канцелярскиетовары, книги и дарят детям – сиротам, детям из многодетных семей, а также оказавшимсяв трудной жизненной ситуации.

    «Спортивный праздник», цель которого показать значение спортав жизни человека. Данное мероприятие проводится в конце мая в форме состязаниймежду начальными классами по шахматам, легкой атлетике, гимнастике, прыжкам,и т.д.        Мероприятие дает отдельным ученикам возможность показать своюзначимость в классе, реализовав себя в том или ином виде спорта и защищая честьсвоего класса.

   Вместе с родителями проводятся прогулки в парк, где для ребят проводятсязанимательные игры и конкурсы. После этих прогулок дети длительное времяобсуждают данное мероприятие и делятся впечатлениями. У них возникает общийинтерес к коллективной деятельности, они с радостью поддерживают новые идеи.

    На таких мероприятиях формируются дружеские отношения междудетьми, культивируется внимательное отношение друг к другу. Существенную рольна этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольнымколлективом.  

    Также, объединению коллектива содействуют всевозможныевнеклассные мероприятия, где активное участие принимают как дети, так и ихродители.

        Всему этомуспособствует многообразная коллективная деятельность, которой руководитучитель, опираясь на актив детей и родителей.  

    На третьей стадии формирования классного коллектива главнойзадачей является установление благоприятного психологического микроклимата вклассе. Непременным условием развития личности ребенка в коллективе являетсяэмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найтисвое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассныхмероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внекласснойдеятельности – классный час. На классных часах ребята учатся рассуждать, рефлексироватьсвои чувства, сотрудничать. Формы проведения классных часов былиразнообразными: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона,сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивовличностного роста. Например, был проведен классный час «Добру откроютсясердца», цель которого —  сплочение коллектива и построение знаний о том,что такое добрый поступок, воспитание внутренней потребности к совершениюдобрых поступков. Классный час прошёл в форме круглого стола, где ребятампришлось учиться выслушивать друг друга, прислушиваться к суждению других.

     К тому же учитель начальных классов должен уделять большевнимания групповой работе на уроке. Так, на уроке технологии по теме «Леснаяполяна» (объёмное моделирование) ребята в группах подготавливали разныеэлементы из цветной бумаги. У каждой группы свое задание, в частности, ребята впервом ряду изготавливали цветы и бабочек, ученики второго ряда вырезалидеревья и кустарники, третий ряд прорабатывал детали неживой природы длядальнейшего составления совместной работы. В ходе урока каждый школьник былзаинтересован, старался выполнить пропорциональные элементы, волновался заисходный результат.

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов работы

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

     К концу первого года обучения было проведеноанкетирование, цель которого было выявить комфортно ли детям в классе.Анкетирование состояло из шести вопросов, на которые ребята должны были датьодин из трех вариантов ответа: да, нет, иногда.  Вопросы анкетированиябыли следующими:

С желанием ли ты ходишь в школу, в свой класс?

Легко ли тебе общаться с одноклассниками?

Обижают ли тебя в классе?  

Приходишь ли ты на помощь одноклассникам?

Любите ли вы вместе проводить время, сообща работать?

Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?

   О том, что детям в классе комфортно, подтверждают результатыанкетирования. Проанализировав анкеты ребят можно сделать вывод, что с желаниемходят в школу 80% детей, 4% — «нет», 16% ответило «иногда». Ребятам легко вобщении (72% ответили положительно, а 28% опрошенных ребят ответило «иногда»,так как им нелегко дается общение с людьми). Неоднозначно ответили на третийвопрос, так как по-разному понимают значение слова «обида». Готовы оказатьпомощь одноклассникам 76% учеников, 16% опрошенных ответило «иногда», и 8%, аэто два ученика ответили «нет». На пятый вопрос положительно ответило 76%ребят, а это большинство, ответ «нет» отсутствует, 24% ответило «иногда». 100% учеников не хотят поменять школу и класс.

     Следует заметить, что сплочение классного коллектива — этоочень продолжительный процесс. И потому необходимо постоянно отслеживатьразвитие взаимоотношений ребят в процессе участия, в обсуждении вопросов,затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу надзаданиями. Это отличная возможность рассмотреть статус каждого в классе иоптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.        

     Разумеется, в начальной школе еще бывают расхождения,несовпадение мнений, но общая совместная жизнедеятельность в рамках официальнойпервичной группы дает возможность классному коллективу перейти к более высокимуровням организации, модифицирует межличностные взаимоотношения и ведетпри благоприятных условиях (грамотном руководстве учителя) на следующую ступеньразвития.

 

 

 

 

 

Заключение

        «Дети – это нежные загадки, и всамих загадках кроется ответ» (М.Цветаева).

      Дляменя мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классныхруководителей, его класс, — самый лучший, любимый, конечно же, доставляющиймассу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.

    Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своихуспехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей идаже учителя. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребятабудут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своимтеплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это иличный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительскогоавторитета и мн. др. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен бытьоснован на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизнистановится « Закон протянутой руки, души распахнутой». Именно в доверии,которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм длянашей непростой, но такой нужной работы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованныхисточников

1.       Педагогика.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центрАкадемия, 2002. – 576 с.

2.       http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_8.html

3.       Рожков,М. И., Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. / М. И.Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: «ВЛАДОС», 2000 г.

4.       Сухомлинский,В. А. Сто советов учителю. / В. А. Сухомлинский. – Киев: Рад.шк., 1984. – 254 с.

5.       Головин,С. Ю. Словарь практического психолога. / С. Ю. Головин. – Минск.: Харвест,1998.

6.       Диагностикамежличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации./ Сост. Л. В. Сгурская, Г. С. Тамарский. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003.– 44 с.

7.       Анастази,А. Психологическое тестирование. / под ред. К.М. Гуревича, В.И.Лубовского. — М., 1982.

8.       Щуркова,Н. Е. Классное руководство: Рабочие диагностики. / Н. Е. Щуркова,  –М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Приложение 1

 «Если бы я был волшебником, то…»

 

1.      Я быникогда не расставался (лась) с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).

2.      Я быходил (а) по пятам невидимкой за (мамой, папой, дедушкой, бабушкой, сестрой,братом)

3.      Я быпридумывал(а) сны, где всегда был(а) бы (мама, папа, брат, сестра, дедушка,бабушка).

4.      Я быподарил(а) необычный подарок (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой,бабушкой).

5.      Я быподелился (лась) своим волшебством с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой,бабушкой).

6.      Я бысоздал(а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).

7.      Я быпостроил(а) самый  красивый дом для (мамы, папы, брата, сестры,дедушки, бабушки).

8.      Я бывзял (а)с собой на сказочный остров (маму, папу, брата, сестры, дедушки,бабушки).

9.      Я быиспек(ла) самый вкусный пирог для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки,бабушки).

10.  Я бы одел (а) в самыйлучший наряд (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для оценки уровняшкольной мотивации (1-4 кл.)

Анкета для оценкиуровня школьной мотивации Н. Лускановой

Цель: изучение уровняучебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношениедетей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу ипредполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ,свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебныхситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ — 1 балл; ответ, позволяющийсудить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0баллов.

Тебе нравится в школе?

не очень

нравится

не нравится

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда срадостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

Если бы учитель сказал, чтозавтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могутостаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

Тебе нравится, когда у вас отменяюткакие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавалидомашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одниперемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менеестрогий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получитьза каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

 оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокийуровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательныймотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школойтребования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны иответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. Врисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процессурока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошаяшкольная мотивация.

Подобные показатели имеют большинствоучащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Врисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а приответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов –положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детейвнеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучночувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, сучителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки,тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы вменьшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках нашкольную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но неучебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкаяшкольная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно,предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются постороннимиделами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьнуютему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативноеотношение к школе, школьная  дезадаптация.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет