Формирование коммуникативной компетенции удетей с ОВЗ.
Успешная социальная адаптация учащихся сОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитииречи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудностикоммуникативного поведения. Проблема формирования коммуникативной компетенциидетей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной иуспешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность.
Речевое недоразвитие учащихся, слабостьпобудительных к речи мотивов вызывают затруднения в общении с окружающимилюдьми. Большинство старшеклассников с нарушением интеллекта не умеютподдерживать беседу, не знают, как начать разговор, как ответить на вопроссобеседника, затрудняются в формулировании вопроса, просьбы. Ответы учащихсямогут быть чрезмерно пространными или излишне сжатыми, а подчас ограничиваютсятолько словами «да» или «нет».
Вместе с тем установлено, чтоцеленаправленное воздействие на речь приводит к ее совершенствованию, к болееточному выражению мыслей, адекватному ведению диалога и даже монологическоговысказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическаядеятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речидетей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может бытьиспользована как средство общения.
Уроки чтения, русского языка, этики ивнеклассные занятия создают условия для общения школьников, как с учителем, таки с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения,создания проблемной ситуации.
Условия создания ситуаций живого общенияс помощью учебника чтения самые разные. Очень нравятся детям уроки сиспользованием разных форм сотрудничества. Например – работа в парах, группах.
В ходе уроков литературного чтенияформируется ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения. К этим качествам , прежде всего, относятся : проявление интереса к беседе;желание общаться; умение ориентироваться в речевой ситуации; обеспечениевнимания к собеседнику; умения вести беседу, не перебивая собеседника,последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;строить речь грамматически правильно; точно отбирать слова для выражениямыслей; придавать речи соответствующую интонационную окраску.
Для овладения умелой, искусной речевойдеятельностью практикуются разные формы устной речи :
ответы на вопросы к рассказу,
подробный или выборочный пересказ,
подробный и сжатый пересказ содержанияпрочитанного по плану,
составление творческих рассказов сизменением лица рассказчика от имени одного из героев произведения,
построение простейших предложений посхемам,
устное рисование картинок к тексту,
составление характеристик персонажейпроизведения.
Проводятся игры – драматизациипрозаических произведений, чтение по ролям.
Исходя из опыта работы, считаюэффективными и результативными следующие упражнения и задания, способствующиеразвитию речевых и коммуникативных навыков:
Одной из главных работ на уроке русскогоязыка в коррекционной школе является словарная работа .
Над работой со словарным словом решаютсятакие задачи :
1. Обогащение словарного запаса речиобучающихся.
2. Уточнение значений слов, усвоенныхдетьми, но употребляемых не вполне верно.
3. Активизация словарного запаса речиобучающихся.
Главным условием работы по формированиюкоммуникативных навыков обучающихся считаю работу над текстом .
Уроки развития речи (сочинения,изложения)
— восстановление деформированного текста;
— постановка учащимися вопросов к тексту,
— составление плана с опорными словами,
— Работа с серией сюжетных картинок.
Рекомендуются следующие виды заданий:
а) восстановить последовательностькартинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок,которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;
б) отобрать среди других те картинки,которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
в) определить место выпавшейкартинки среди других;
г) расположить сюжетные картинки вопределенной последовательности;
д) найти лишнюю картинку в серии сюжетныхкартинок;
е) определить ошибку в последовательностикартинок после прочтения рассказа учителем;
ж) найти ошибку в читаемом тексте,сравнивая его с серией сюжетных картинок;
з) «распутать» два события. Детямпредлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинкисерии «На снежной горке» и три картинки серии «Верный друг»).
Д) восстановить текст по картинкам
Исправить предложения, если естьошибки:
Мальчик стеклом разбил мяч. После грибовбудут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги. Козапринесла девочке корм.
Система работы по формированию связей речидолжна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности. Поэтомуразвитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ сопорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ безопоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетнойкартинке, самостоятельный рассказ.
Однимиз компонентов для развития навыков общения является этика. К ней такжеотносится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какоеповедение приемлемо и как общаться в той или иной среде. От коммуникативнойкомпетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальнойсреде, которая диктует нам определенные правила поведения.
Немаловажнуюроль играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам с ОВЗадаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такиезанятия улучшают коммуникативные компетенции школьников, делают их болеераскованными и общительными.
Поэтомуочень часто на уроках этики использую проблемные ситуации, игры, анализ притч.
Игра«Сиамские близнецы» (терпение, коммуникация, тесное сотрудничество)
Похвалилки(формирование коммуникативных навыков, повышение самооценки.. Я хорошо умею….)– тема «Счастье»
Анализрассказа А. Гайдара «Совесть» ( анализ по вопросам, развитие коммуникативныхнавыков) – тема «Долг и совесть»
Проблемнаяситуация: Я добрый, потому что я подарил друзьям папины марки, которые онсобирал с детства. Папа расстроился. Разве я прав?
Мамаугостила меня двумя конфетами. У меня есть два друга, и я их хотел угостить. Новедь тогда мне не останется. А конфеты – это МНЕ мама дала. Я их не угостил.Разве я прав? – тема «Этика – наука о нравственной жизни человека»
Таким образом , коммуникативная технологияобучения русскому языку, чтению, этике помогает сформировать социальнуюкомпетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сферсамоопределения личности.