X-PDF

Формирование культурного поля младшего школьника на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Поделиться статьей

 

«Формированиекультурного поля младшего школьника на уроках английского языка и во внеурочнойдеятельности»

 

 

учительанглийского языка

МОУ«Волосовская начальная

общеобразовательнаяшкола»

ДементьеваТатьяна Владимировна

 

Культурное поле каждого человекаиндивидуально, оно формируется под влиянием семьи и окружения, а также впроцессе образования. Для характеристики культурного поля младшего школьникапотребности, интересы, мотивы оказываются важнейшими, а наиболее существеннымипоказателями сформированности культурного поля является активность личности,проявляющаяся в творчестве, расширении собственного кругозора, сохранении исозидании культурных ценностей. Процесс формирования культурного поля можетбыть успешным, если он входит в учебную работу школьника, связан с задачами,решаемыми на уроке, и в то же время выходит за рамки учебной деятельности,побуждая ребенка к самостоятельному поиску.

     Хочу обратить ваше внимание к Указу ПрезидентаРоссийской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальныхцелях развития Российской Федерации на период до 2030 года», вкотором  сформулирована  цель национального проекта РФ «Образование»:

      Воспитание гармонично развитой исоциально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностейнародов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Все педагогическоесообщество, в том числе педагоги Ленинградской области,  нацелено на созданиеусловий для достижения  этой цели. Также в основе федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитиекачеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,инновационной экономики, задачам построения демократического гражданскогообщества на основе толерантности, диалога культур и уважениямногонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российскогообщества.

      Огромное значение для приобщения личности ккультурному богатству мира, для ее вхождения в традиционное наследие культурыимеет язык, способный не только символически обозначить реальность, но ипредметно артикулировать в слове, речи, диалоге.

 Давайтевслушаемся в  мудрые слова А. Сент-Экзюпери   : «Главная роскошь на земле –роскошь человеческого общения». В наше время эти слова, пожалуй, актуальны какникогда. Наши учащиеся, к сожалению, теряют навыки общения, навыки владенияязыком как средством коммуникации. Тревожная тенденция, свидетельствующая отом, что обучающиеся школ слабо владеют связной монологической речью, заставилапо – иному расставить приоритеты в системе преподавания  языков в школе.Сегодня учитель, на мой взгляд, должен не только давать минимум знаний,необходимых для грамотного письма, но и создавать условия для формированиянавыков речевой деятельности, языковой и духовной культуры школьников, уменияграмотно и хорошо говорить в разных условиях общения.

Говоря об изучениииностранного языка, в данном случае английского, важно помнить о формированииобщекультурного кругозора у детей, используя дополнительный и занимательныйматериал на уроках.  Для этого существует множество нестандартных форм работыучителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранномуязыку.

Изучение иностранного языка призваносформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурнойкоммуникации. Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо увлечь ребёнка,заинтересовать предметом, так как именно этот возраст является благоприятнымдля развития познавательных мотивов. Такую личность невозможно формировать беззнаний о социокультурных особенностях страны, язык которой дети изучают. Главноев процессе познания — не только накопление сведений о стране, но и познаниелюдей, своих сверстников, их образа мыслей, поведения, отношения кобщечеловеческим ценностям.    Например через поэтические вечера, театральныепостановки.

Школьники должны не столько запоминатьучебный материал, сколько его понимать. Поэтому на занятиях необходимопредоставлять возможность самостоятельно устанавливать связи и отношения,сравнивать и находить между предметами и явлениями черты сходства и различия,тождества и противоположности, самостоятельно проводить анализ и синтез, т.е.пытаться учить детей самостоятельно и систематически мыслить.

Формирование функционально грамотнойличности предполагает применение многообразия педагогическихтехнологий, таких как  проблемно-диалогическая технология освоения новыхзнаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебныхситуаций»,  информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебныхдостижений учащихся и другие.

Я широко применяю современныепедагогические технологии: технологии групповой работы,личностно-ориентированного обучения, театральной педагогики, проектнойдеятельности, информационные, с помощью которых наиболее вероятно достижениесоциокультурной компетентности учащихся — обучение в сотрудничестве и методпроектов.

    Формирование культурного поля это путь к саморазвитию, через осознаниесобственных потребностей, через самореализацию в творческой деятельности. Сцелью приобщения учащихся к иноязычной культуре, сохранения и приумножениянравственных, культурных ценностей общества в нашей школе ведется внеурочнаяработа с обучающимися. Помимо проектов, викторин, разработаны сценарииспектаклей на английском языке «Красная шапочка», «Анна и Дельфин», «Заяц иЧерепаха», «Волки и пастух» и другие. Разработаны сценарии праздников-концертов«В мире поэзии», гдешкольники и их родители принимают активное участие и знакомятся с творчествоманглийских, шотландских, американских писателей и поэтов, а также сравнивают ихтворчество с творчеством русских поэтов и писателей.     

Представленная информация была полезной?
ДА
60.49%
НЕТ
39.51%
Проголосовало: 1301

     И, конечно, не последнюю роль играют встречи с гостями из-за рубежа. Особоважно, что гостями являются такие же школьники. В результате происходитсвоеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстникаи самих себя, страны, обучающиеся выделяют общее и специфичное, чтоспособствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения кстране, её людям, традициям. Таким образом, обучающиеся должны быть готовы испособны вести диалог культур, осваивая факты собственной культуры и культурыстраны изучаемого языка.

    В то же время, несмотря на то, что проблема обучениямежкультурному общению постоянно привлекает внимание педагогов и методистов, нельзясказать, что процесс формирования готовности младших школьников кмежкультурному иноязычному общению освящен полно и широко.  Идеяобучения культуре через язык и язык через культуру еще не достаточнореализована в системе начального образования. Дидактическое оснащениемежкультурного воспитания в начальной школе предполагает: опору нафункционально-адекватные культуроведчески-ориентированные материалы, развитиесамостоятельности учащихся в процессе сопоставления родной и иноязычнойкультур, обучение на основе ситуаций как системы социально-статусных, ролевых,деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения в “микросреде”изучаемой культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА


1. Ажмякова H.H.  «Проблема межкультурного воспитания младшихшкольников в учебном процессе»

2. Алифанова Е.М.  «Формированию коммуникативной компетентностидетей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованныхигр»

3.Бим И.Л. «Некоторые исходные положения теории учебникаиностранного языка» // ИЯШ.-2002, №5.Федеральный компонент государственногообразовательного стандарта общего образования

4. Корякина М.И.  «Формированию основ межкультурного общениямладших школьников средствами народных сказок»

5. Шихардина Л.И.  «Межкультурному диалогу на уроках иностранногоязыка как фактору развития личности учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.49%
НЕТ
39.51%
Проголосовало: 1301

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет