X-PDF

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЖ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Поделиться статьей

ФОРМИРОВАНИЕКУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЖ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Аннотация. Данная статьяпосвящена формированию особенностей культуры безопасности жизнедеятельности обучающихсяпри изучении вопросов безопасности в профессиональной деятельности педагога дошкольного и начального школьногообразования. Одной из важных психолого-педагогических условий, котораяучитывается при формировании культуры безопасности жизнедеятельности на занятияхпо ОБЖ, является создание творческой атмосферы, предусматриваетдоброжелательность между участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: безопасностьжизнедеятельности, культура безопасности, система образования

 

Актуальностьвыбранной мною темы  вызвана реальностью рисков возникновения чрезвычайнойситуации на современном этапе развития общества, вследствие чего возросласоциальная значимость профессии педагога, в том числе дошкольного и начальногошкольного образования, как лиц ответственных за безопасность детей.

Основными компонентамикультуры безопасности жизнедеятельности являются:

¾             на индивидуальном уровне – она состоит измировоззрения, норм поведения, индивидуальных ценностей и личной готовности вобласти безопасности жизнедеятельности;

¾             на коллективном уровне – она состоит изкорпоративных ценностей, профессиональной этики и морали;

¾             на государственном уровне – она состоит изтрадиций безопасного поведения, социальных ценностей, готовности населения вобласти безопасности жизнедеятельности [1].

Для будущегопедагогического работника важны все компоненты на всех трех вышеназванныхуровнях.

На педагога дошкольного и начального школьногообразования возложена обязанность по обучению и воспитанию детей самогомладшего возраста, которые в силу возраста не в состоянии обеспечитьсобственную безопасность,  как в повседневных жизненных ситуациях, так и вчрезвычайных. Исполнение данной обязанности невозможно без формирования упедагога из мировоззрения, норм поведения, индивидуальных ценностей и личнойготовности в области безопасности жизнедеятельности.

Для обеспечениябезопасности вверенных для обучения и воспитания детей, педагогу указанноговыше профиля, необходимо привитие выпускникам культуры безопасностижизнедеятельности, как состояния развития человека, социальной группы,общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовойдеятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровняопасности, что является одной из корпоративных ценностей. Данная задачаполностью коррелируется с требованиями освоения образовательных программ поспециальностям 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.01«Дошкольное образование», изложенными в федеральных государственных образовательныхстандартах среднего профессионального образования, утвержденных приказамиМинистерства просвещения № 742 и № 743 от 17.08.2022 г. [4; 3].

В соответствии с требованиямиосвоения, указанных образовательных программ, выпускник, освоившийобразовательную программу, должен эффективно действоватьв чрезвычайных ситуациях (ОК. 07).

Такимобразом, традиции безопасного поведения, социальных ценностей, готовностинаселения в области безопасности жизнедеятельности, нормативно закреплены нагосударственном уровне.

Исходя, изназванных выше, требований, педагог, преподающий учебную дисциплину «Основы безопасностижизнедеятельности», должен рассматривать такие необходимые в повседневной жизнитемы и вопросы:

¾    как безопасное поведение в различныхэкстремальных ситуациях;

¾    правила дорожного движения;

¾    пожарная безопасность;

¾    правила безопасного поведения и оказаниепомощи, терпящим бедствие на воде;

¾    оказание первой медицинской помощи.

Помимо этого необходимо вповседневном общении со студентами обращать внимание на их безопасноеповедение. Например, правильная осанка, соответствие одежды погодным условиям,соблюдение личной гигиены, правильное питание и прочее. Обязательно делатьакцент на требования приобретаемой профессии.

Важным аспектомвоспитания культуры безопасности жизнедеятельности,  у выпускниковпедагогического колледжа, является подготовка к действиям при возникновениичрезвычайной ситуации.

Как отмечалось выше,педагог при возникновении чрезвычайной ситуации, обязан осуществить всеобязательные мероприятия по обеспечению безопасности детей. Не только самомувоспользоваться индивидуальными средствами защиты, но и обеспечить даннымисредствами детей и организовать их правильное использование, с соблюдением всехмер безопасности.

В ходе проведенныхзанятий по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» возникаетряд проблем при выполнении практических заданий, связанных со спецификойконтингента обучающихся.

В ГБПОУ «Челябинскийпедагогический колледж № 2» это, как правило, девушки – студентки первогогода обучения в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет.

Данной возрастной группехарактерен определенный максимализм при реагировании на требования преподавателя.Эта проблема особенно  проявляется на практических занятиях по изучениюустройства  и применению гражданского противогаза ГП – 5. Студенту очень важнареакция остальной группы на процесс одевания им противогаза. Имеет местоопасение возможных насмешек со стороны одногруппников. У некоторых обучающихсявозникает чувство страха перед процедурой использования индивидуальногосредства защиты. Помимо этого, у обучающихся (молодых девушек) возникаетпроблема сохранности внешнего вида. То есть возникают определенныепсихологические барьеры. Для преодоления данных барьеров очень важенподготовительный этап перед отработкой практического навыка.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Подготовительный этап недолжен ограничиваться вступительной речью преподавателя. Очень важно наладитьдиалог с учебной группой, в ходе которого обучающиеся должны сами логическим путемубедиться в том, что умение выполнить норматив по надеванию гражданскогопротивогаза, является одним из обязательных профессиональных навыков педагога.В чрезвычайной ситуации педагог, должен не только сам правильно использоватьданное средство индивидуальной защиты, но и оказать помощь в его использованиидетям. В случае гибели педагога детям помочь будет некому.

Понимание того, чтосохранение, своих и доверенных детей, жизни и здоровья важнее реакцииокружающих и внешнего вида,   будет одним из важных шагов по формированиюкультуры безопасности жизнедеятельности.

Все сто двенадцатьобучающихся студентов первого года обучения в ГБПОУ «Челябинский педагогическийколледж № 2» и присутствующих на занятиях отработали навык поиспользованию индивидуального средства защиты гражданского противогаза ГП – 5,преодолев психологические барьеры. С тремя обучающимися потребовалосьиндивидуальное общение.

Следующим важнейшим шагомявляется доведение мер безопасности перед выполнением норматива. Монологобязательно должен чередоваться диалогом с учебной группой. Обучающимсяпредлагается самим определить, что может причинить вред (травмировать, илипричинить физическую боль) в процессе надевания противогаза и дать правильныеответы:

¾             несоответствующая прическа на голове;

¾             средства коррекции зрения (очки,контактные линзы);

¾             украшения (серьги, пирсинг на лице).

Далее преподавательдоводит нормативы по надеванию гражданского противогаза, а также  условия икритерии его оценки, предусмотренные приказом МЧС РФ от 9 января 2013 г. № 3 «Обутверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарнойслужбы Государственной противопожарной службы аварийно–спасательных работ притушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыханияи зрения в непригодной для дыхания среде» [2].

При оцениванииработы обучающихся на практическом занятие, не стоит акцентировать вниманиесоблюдении временных рамок норматива, что в свою очередь требует дополнительныхдлительных тренировок, из – за которых возможна утрата интереса. В первуюочередь необходимо уделять внимание следующим аспектам:

1.                Преодоление психологических барьеров.

2.                Соблюдение последовательности выполнения норматива;

3.                Исключение ошибок при выполнениинорматива, которые могут повлечь летальный исход при возникновении чрезвычайнойситуации:

¾             перекос маски противогаза, исключающийнормальное дыхание;

¾             наличие складок, позволяющих проникнутьзараженной среде  в органы дыхания;

¾             разгерметизация стыка крепления фильтра.

Правильная реализацияподготовительного этапа позволяет студентам преодолеть психологические барьерыи дает дополнительную мотивацию  при выполнении норматива по надеваниюгражданского противогаза, что в свою очередь способствует формированию культурыбезопасности.

После преодоления всехпсихологических барьеров, при отработке практических навыков, в дальнейшем у обучающихсявозникает дополнительный интерес и вопросы по изучаемой дисциплине. Самозанятие приобретает игровую форму, что способствует личной готовности в областибезопасности жизнедеятельности.

В рамках занятий по учебнойдисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», необходимо уделять должное вниманиеличной самоорганизации будущего педагога, а именно порядка на рабочем месте,независимо от того, что это школа или учреждение дошкольного образования.Педагог обязательно должен знать план помещения, где осуществляетпрофессиональную деятельность, пути эвакуации детей, места хранения средствиндивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения и иных подручныхматериалов.

С помощью игровых форм,проводить тренировки по эвакуации детей и использованию индивидуальных средствзащиты, вызывая тем самым интереса у детей. Решение указанных задач неразрывносвязано с сформированность у педагогического работника культуры безопасности.

В настоящее времябезопасность становится обязательным условием и одним из критериевэффективности деятельности образовательного учреждения. Правильносформированная, у будущего педагогического работника, культура безопасности,позволяет снизить уровень внешних угроз ему и доверенным детям, а такжеснижения уровня административного управленческого воздействия  на него, врамках профессиональной деятельности.

 

Литература

1.  Васин, И. В. Формирование культурыбезопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности вшколе / И. В. Васин, Е. А. Селихов. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 46-48. — URL:https://moluch.ru/archive/350/78731/ (дата обращения: 01.03.2023).

2.  Об утверждении Правил проведения личнымсоставом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарнойслужбы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средствиндивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде:приказ МЧС РФ от 9 января 2013 г. N 3 // Гарант. – 2023. – 28 февр. – URL:https://base.garant.ru/70340860/?ysclid=lepmr1x05i593701736(дата обращения: 28.02.2023).

3.  Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднегопрофессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование:приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2022 № 743// Гарант. – 2023. – 28 февр. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209230010?ysclid=lepn4ec02o289836116(дата обращения: 28.02.2023).

4.  Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднегопрофессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание вначальных классах: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от17.08.2022 № 742 // Гарант. – 2023. – 28 февр. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209230008?ysclid=lepn84eof7439935648(дата обращения: 28.02.2023).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет