Формирование культурымышления — одно из условий развития современного ребенка
Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения совзрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического общения. Вдошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которыйсущественно влияет на умственное развитие ребенка.Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможностьумственного развития детей очень высоки :дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов иявлений, но и внутренние, существенные связи и отношения.
В периоддошкольного детства формируются способностик начальным формам абстракции,обобщения, умозаключения. Например, старшие дошкольники могут понятьзависимости между внешним строением животных и условными их существованиями. Достаточно легко формируются также и представления об основных условиях роста и развития растений. Однако такое познаниеосуществляется детьми, как правило, не в понятийной, а внаглядно-образной форме, в процессепредметной деятельности с познаваемыми объектами.
Значениедля умственного воспитания имеет разборка предметного содержания мыслительнойдеятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшемвозрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательноеовладение детьми следующими основными отношениями действительности:1) «часть-целое»,2) «предмет-предмет»,3) «предмет-системапредметов».
Известно,что овладение каждым типом отношений существенное влияние на становлениеи развитие основных форм детского мышления (наглядно-действенного,наглядно-образного, логического). Так формирование у детей 2-3 лет обобщенныхпредставлений, отражающих отношения «часть-целое», становится основой развития особых умений воспроизводить мысленноскрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этихскрытых частей. То есть, овладение данным отношением оказывает положительноевлияние на становление и развитие наглядно-образного мышлениядошкольников.
Приблизительнос 4 лет возможно формирование удетей умений рассматривать предметы в их взаимосвязи и взаимодействии с целымисовокупностями других предметов, выступающими в качестве систем, внутри которыхискомый предмет существует и функционирует. То есть, объектом познавательнойдеятельности ребенка становитсяфундаментальное отношение «предмет-система предметов».
Чрезвычайноважную роль в умственном развитии дошкольниковиграет ознакомление с изменением и развитием предметов и явлений.В процессе изменений, вызываемых естественными причинами или практическимидействиями самого ребенка, предметпредставляет в виде последовательных состояний, все более различающихся междусобой. Предметная преобразующая деятельность самого ребенка в значительной мере определяет содержание ипоследовательность получаемой им информации об объектах,что существенно влияет на переработку этой информации,осуществляемую в процессе умственной деятельности. Иначе говоря, в ходематериального действия происходит активизация уже имеющихся у ребенка знаний и умственных знаний, осуществляется ихдальнейшее развитие и усвоение, т. е.их интериоризация.
При этом мыслительные действиядетей, направленные на понимание всех последовательных преобразований объекта,могут достигать значительной сложности.
Внешниематериальные действия обусловливают разнообразныеи достаточно сложные мыслительные процессы (анализ и сопоставление различныхсостояний преобразуемого объекта, а также актуализацию знаний детей, на основекоторых происходит осмысление получаемой информации.
Знания –это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новыхзнаний необходима и организация новых познавательных действий детей.
Дошкольныйвозраст – это возраст интенсивного развития творческихспособностей детей, период неиссякаемых вопросов, фантазииф. Разнообразияигровых замыслов. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоитв формировании у дошкольников творческогоотношения к окружающему миру.