Государственноеавтономное образовательное учреждение среднего
профессиональногообразования Республики Крым
«Ялтинскиймедицинский колледж»
Доклад на тему:
Формированиекультуры здоровья-основа здоровьесберегающих образовательных технологий
Докладчик:
Кузьменко О.А. — преподаватель физического воспитания
Формирование культурыздоровья-основа здоровьесберегающих образовательных технологий
Здоровье– это не всё,
но всё без здоровья – ничто!
(Сократ)
Охрану здоровья молодежи можно назвать приоритетным направлением деятельностивсего общества, поскольку лишь здоровая молодежь в состоянии должнымобразом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматьсяполезным трудом. Необходимо ли обучать будущих медицинских работниковтехнологиям здоровьесбережения? Насколько необходимы такие знания в ихдальнейшей работе?
Здоровьечеловека, в первую очередь, зависит от стиля жизни.
Онопределяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными ирелигиозными традициями, убеждениями, личностныминаклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствуетвыполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функцийв оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилийличности в сохранении и укреплении индивидуального иобщественного здоровья.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровьяобучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами вкачестве причины признается и отрицательное влияние учебных заведений наздоровье подростков. Обучающимся, испытывающим проблемы со здоровьем, трудноучиться. Здоровьесберегающиепедагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностейподростков: нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности,овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии»,по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии,программы, методы, которые направлены на воспитание у подростков культурыздоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведениездорового образа жизни. Т.е. Здоровьесберегающиетехнологии – это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии реализуютсяна основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основеличностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,благодаря которым студенты учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культурычеловеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретаетсячерез постепенное расширение сферы общения и деятельности обучающего, развитиеего саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю),становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания,формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центробразовательной системы ставят в центр личность подростка, обеспечениебезопасных, комфортных условий её развития и реализации. Личность подросткапревращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.
Значение здоровьесберегающих технологий в учебномпроцесс.
Здоровьесберегающие технологии -предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинскихвоздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формированиеценного отношения к своему здоровью. Нет какой-то одной единственной уникальнойтехнологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задачнекоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процессмедико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог- медицинский работник — студент); физкультурно-оздоровительный; экологической(создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодарякомплексному подходу к обучению студентов могут быть решены задачи формированияи укрепления здоровья обучающихся. Только тогда можно сказать, чтоучебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьеразвивающимобразовательным технологиям.
Поэтомувсе, что относится к образовательному учреждению, характер обучения ивоспитания, уровень педагогической культуры преподавателей, содержаниеобразовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. — имеетнепосредственное отношение к проблеме здоровья обучающихся. Необходимо лишьувидеть эту связь.
Если забота оздоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллективаи происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализацииздоровьесберегающих технологий.
Формированиездоровья подрастающего поколения зависит от усилий преподавателей всехспециальностей, при этом здравотворческая деятельность будет тем эффективнее, чемвыше уровень культуры здоровья всех субъектов образовательного процесса. Однакосегодня главной проблемой остается отсутствие приоритета здорового образа жизнив обществе, недостаточное понимание молодежью места здоровья в образовательномпространстве, оторванность от окружающей среды, от традиционно-педагогическойкультуры народа.
Созданиеобразовательно-воспитательного пространства, доброжелательной системы отношенийв учебном заведении и микросоциуме, благоприятная психологическая, духовнаяатмосфера, будет способствовать повышению эффективности здорового образа жизниучащейся молодежи.
Функции здоровьесберегающейтехнологии:
· формирующая: осуществляетсяна основе биологических и социальных закономерностей становления личности. Воснове формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющиеиндивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующеевоздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, в группе,установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личностив обществе, учебной деятельности, природной среде;
· информативно-коммуникативная: обеспечиваеттрансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностныхориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью,ценности каждой человеческой жизни;
· диагностическая: заключаетсяв мониторинге развития студентов на основе прогностического контроля, чтопозволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии сприродными возможностями студента, обеспечивает инструментально выверенныйанализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогическогопроцесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым студентом;
· адаптивная: воспитаниеу студентов направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни,оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость кразличного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды.
· рефлексивная: заключаетсяв переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумноженииздоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты сперспективами.
· интегративная: объединяетнародный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя ихпо пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Типы технологий
— Здоровьесберегающие (профилактическиепрививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организацияздорового питания)
— Оздоровительные (физическая подготовка,физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия,арттерапия)
— Технологииобучения здоровью (включение соответствующих тем в предметыобщеобразовательного цикла)
— Воспитаниекультуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности студентов,внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенныетехнологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критериюсубъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
• Внесубъектные: технологиирациональной организации образовательного процесса, технологии формированияздоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания(включая диетическое) и т.п.
• Предполагающие пассивнуюпозицию студента: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использованиепедагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья молодежи. По словампрофессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательныетехнологии — это системный подход построенный на стремлениипедагога не нанести ущерб здоровью обучающимся».
Применение здоровьесберегающих технологий налекционных и семинарских занятиях в условиях медицинского колледжа
Каждое занятие длястудента – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности.Энергичных студентов, которых мы видим лишь на переменах, а вот со звонком назанятие исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущеныплечи, свисает голова.
Поэтомупедагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:
1)обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха,рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных,неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2)число видов учебной деятельности: опрос студентов, чтение, слушание, рассказ,рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, и др. Норма – 4-7 видов зазанятие. Частые смены одной деятельности другой требуют от студентовдополнительных адаптационных усилий;
3)среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебнойдеятельности. Ориентировочная норма – 10-20 минут;
4)числовидов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельнаяработа и т.д. Норма – не менее трех;
5)наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативыи творческого самовыражения самих студентов. Это такие методы, как методсвободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способавзаимодействия; свобода творчества и т.д.).
6) место и длительность примененияТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),умение преподавателя использовать их как возможности инициирования дискуссии,обсуждения;
8)позы студентов, чередование поз;
9)физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место,содержание и продолжительность. Норма – на 20-30 минут урока по 1 минутке из3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10)наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес кзанятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемомуматериалу и т.п.)
11)наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем издоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей. Формированиеотношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка пониманиясущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образежизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщениестудентам знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12)психологический климат на занятии;
13)наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток,улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
Вконце занятия следует обратить внимание на следующее:
· Плотность урока, т.е. количество времени,затраченного студентами на учебную работу. Норма — не менее 60 % и не более 75-80%;
· Момент наступления утомления студентов иснижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастаниюдвигательных и пассивных отвлечений у студентов в процессе учебной работы;
· Темп и особенности окончания занятия:
-быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы студентов, быстрое,практически без комментариев, записывание домашнего задания;
-спокойное завершение занятия: студенты имеют возможность задать преподавателювопросы, преподаватель может прокомментировать задание на дом, попрощаться состудентами;
-задержка студентов в кабинете после звонка (на перемене).
Поэтомуна лекционных и семинарских занятиях нужно использовать следующие упражнения:
Простейшее упражнение для глаз:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз
2. Горизонтальные движения вправо-влево
3. Вращение глазами по часовой стрелке ипротив
4. Закрыть глаза и представить по очередицвета радуги как можно отчетливее
5. На доске до начала занятия начертитькакую-либо кривую и предложить «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, азатем в другом направлении.
Упражнения на релаксацию:
Студентыподнимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По команде снимаютнапряжение в спине, шее, плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, коленислегка подгибаются. Затем студенты выпрямляются, последовательно разгибаясь втазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.Упражнение повторяется.
Упражнение для формирования правильной осанки:
Однапрямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. Приседания, хлопки в ладошинад головой. Вращение головой вправо и влево. Ходьба на месте, высоко поднимаяноги.
Дыхательная и звуковая гимнастика (дляпрофилактики заболеваний верхних дыхательных путей)
Погладитьнос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей,правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохепостучать по ноздрям 5 раз.
Сделать8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрываяотдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделатьвдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукиваяпальцем по крыльям носа.
Несколькораз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, атакже снимает стрессовое состояние.
Заключение
Чтобы образовательныетехнологии стали действительно здоровьесберегающими, необходимо, чтобы самипедагоги приходили в колледж с соответствующей внутренней позицией, личностнойфилософией здоровьесберегающего образования. Важно использовать и различныеформы тренингов, умело сочетая личностный рост, развитие коммуникативнойкомпетентности и уверенности в себе
В качествеосновных принципов, которые должны лежать в основе построенияздоровьесберегающих технологий в обучении могут быть предложены следующие:
· учебно-материальная база обучения должна соответствоватьоптимальным гигиеническим условиям для работы студентов;
· режим работы в кабинетах, лабораториях должен предусматриватьчередование непрерывной работы с периодами отдыха;
· учитывать психофизиологического воздействия цветовой гаммы;
· способствовать осознанию студентами собственных психосоматическихпроцессов;
· формировать творческую активность и навыки закаливания.
Конечно, методологияздоровьесберегающего образования требует дальнейшего развития в планесравнительной диагностики эффективности тех или иных технологий, и в планеподготовки педагогических кадров.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса,сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,направленные на сохранение и укрепление здоровья студентов.
Литература
1. Антонова Л.Н. Психологические основанияреализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н.Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. -(Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на2001-2005 гг.»).
2. Гараева Е.А.Здоровьесберегающие технологии в профессионально- педагогическомобразовании- М.: АПК и ПРО, 2002
3. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народноеобразование, 1998. – 256 с.
4. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК иПРО, 2002. – 121 с.
Электронные ресурсы:
Здоровье иобразование www.valeo.edu.ru
