X-PDF

Формирование метапредметных результатов через проектную деятельность (из опыта работы)

Поделиться статьей

Формирование метапредметных результатовчерез проектную деятельность на уроках литературы в пятых классах (из опытаработы учителя Сухановой Н.П. МБОУ «СОШ№11 города Кургана)

 

         Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что«школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, безвсякого исключения». Учитель должен стать конструктором новых педагогическихситуаций, новых знаний, способов деятельности и создания собственных продуктовв освоении знаний.

         Обычные уроки позволяют получать некий объемзнаний, а на метапредметных ценится дело (действие), позволяющее мыслить болеесвободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).

         В процессе проектной деятельности формируетсячеловек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельнополучающий необходимую информацию из максимально большего числа источников,умеющий ее анализировать, строить модели, экспериментировать, делать выводы,принимать решения.

         Развитие универсальных учебных действий имеет своивозрастные закономерности. Выделяются три основных этапа:

1)   Этап исследовательских проб. 5-6 класс.

2)   Этап поиска. 7-9 класс.

3)   Этап осмысленного самоопределения. 10-11 класс.

Основные принципы формирования метапредметныхрезультатов образования с учетом философии ФГОС:

1)   Процесс важнее результата;

2)   Полученный опыт ценнее приобретённого навыка;

3)   Содержательный пример богаче общего вывода.

Через проектную деятельность формируютсяабсолютно все универсальные действия, прописанные в стандарте.

 

Проект – временная целенаправленнаядеятельность на получение уникального результата.

Целью проектной деятельности являетсяпонимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых приизучении различных предметов.

Обучение в сотрудничестве являетсячастью метода проектов. От успеха каждого ученика зависит успех всего проекта.Это огромной стимул активной познавательной деятельности, прочному усвоениюзнаний и поиску новой информации.

Единство литературного образования всреднем звене обеспечивается на разных уровнях: это общие для изученияпроизведения, общие для культуры авторы, общиепроблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – это самое важное –в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счетформирования общих компетенций.

Программой по литературе предусмотреноиспользование различных организационных форм работы обучающихся: урочная ивнеурочная деятельность.

Предполагается использование различныхпедагогических технологий, методов обучения, среди которых и метод проектов.

Условием формирования метапредметныхпонятий, например, таких как система, факт, закономерность, анализ, синтез,является владение обучающимися основой читательской компетенции, приобретениенавыков работы с информацией.

Проект- это буквально нечто брошенное, пущенное вперед. В последнее времяэто слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми иоригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельностичеловека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, являетсясамостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участникамипроцесса обучения, а не пассивными статистами.

Цельпроектного обучения состоит в том, чтобы создатьусловия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотноприобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоватьсяприобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретаюткоммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себяисследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системноемышление.

Основные требования киспользованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой висследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска дляее решения.

2. Проблема, затронутая вработе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна,то должно быть оригинальным ее решение).

3. В основе деятельностидолжна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа обучающихся.

4. Использованиеисследовательских методов.

5. Выполненная работадолжна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной областиисследования.

6. Работа должнасоответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрироватьналичие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

 

 

Обращение к проектупродиктовано жизнью. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, какотсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствиенавыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможностьпочувствовать предмет, получить новые знания, а учителю — решатьвышеперечисленные проблемы.

Наиболее  сложным для  учащихся  5 – 7  классов  является  начало  работы над  проектом. Их пугает  неизвестность, неумение работать в  группе, ответственность не  только за  себя, но  и  за  всех  членов  группы. Поэтому  учитель  сначала  знакомитребят  с  сутью  проектного  метода  и  мотивирует  деятельность  учащихся.Для  этого  в помощь  начинающим  работу  над  проектом  должны  быть  собраны все  необходимые материалы, в  том числе  памятки, методические  рекомендации.В  связи  с  этим  возникает необходимость  создания пакета  документов для учеников, который  включает  в  себя:

1.    Памятку  по работе  с  проектом.

2.    Требования к  оформлению  проекта.

3.    Критерии  оценивания  проекта  (портфолио, защита).

4.    График  консультационных  дней.

5.    Паспорт  проектной  работы.

Практика  показывает, что учащихся  уже  с  пятого  класса  нужно знакомить  с  элементами  пакета документов. Это дает  возможность  ребятам  не  только  понять, о  чем  идет речь, но и  сосредоточить  свое  внимание  на  различных  этапах  работы, грамотном распределении  времени  и  обязанностях; узнать  заранее, по  каким  критериям будет  оцениваться  их  работа.

Как  же  лучше  организовать  процесс работы  над  проектом?

С  пятого  класса для  адаптации  обучающихся  лучше постепенно  вводить  мини – проекты,краткосрочные  и  недельные  проекты. Время  подготовки  не  должно  быть длительным, потому  что  ребята  часто  забывают  или  откладывают  работу  на последний  день. При  этом  обязательны  консультационные  дни  (количество консультаций  зависит  от  продолжительности  проекта  и  расписания). По характеру  результата  вначале  лучше  использовать  продукционный  проект (учащиеся, сделав  что-то своими  руками,  будут  более  удовлетворены: в наличии  есть  оценка  и  «вещь»)  или информационный  проект  (получить информацию  в  наше  время  не  составляет  труда, остается  ее  только преподнести  на  должном  уровне).

   Правила успешной проектной деятельности

 

1. В команде нет лидеров.Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены командыдолжны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместевыполняют проектное задание.

4. Каждый должен получатьудовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлятьактивность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность законечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

     Общие подходы кструктурированию проекта:

1. Начинать следует всегдас выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимопродумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамкахнамеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя(наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд стой же целью, т.д.). Здесь уместна мозговая атака с последующимколлективным обсуждением.

3. Распределение задач погруппам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации,творческих решений.

4. Самостоятельная работаучастников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским,творческим задачам.

5. Промежуточныеобсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научномобществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6.Защита проектов.

7. Коллективноеобсуждение, экспертиза, результаты оценки.

     План действийучащихся в проекте

Каждая группа, участвующаяв проекте, получает План действий учащихся в проекте, включающий всебя:

1. Выбор темы проекта(исследования).

2. Ставим цель. (Для чегоя это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование,то затем нужно выдвинуть предположение — гипотезу. (Сделай свое предположение отом, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Чтонужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, времявыполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставимэксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяемсвои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты.(Если что-то не удалось — это тоже результат).

7. Анализируем результаты.(Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируемдальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат вколлективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогаютучащимся успешно двигаться к достижению цели — созданию проекта.

    Критерии оцениванияработ учащихся

1. Степеньсамостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости вгрупповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическоеиспользование предметных  и общешкольных ЗУН;

4. Степень осмысления использованнойинформации;

5. Уровень сложности истепень владения использованными методиками;

6. Оригинальность идеи,способа решения проблемы;

7. Осмысление проблемыпроекта и формулирование цели проекта или исследования;

8. Уровень организации ипроведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспеченияобъектами наглядности;

9. Владение рефлексией;

10. Творческий подход вподготовке объектов наглядности презентации;

11. Социальное иприкладное значение полученных результатов.

       

.

 

Для усвоения учебного предмета«ЛИТЕРАТУРА» в своей рабочей программе для пятого класса я запланировала дватворческих проекта:

1)   Создание сборника русских народных сказок (перваячетверть)

2)   Создание работы иллюстраций «Мой сверстник в литературе»(четвертая четверть)

Изучение литературы в 5-мклассе начинается с раздела «Фольклор».

На эту тему отводится более трех недель. Кроме того,народным сказкам посвящаются уроки развития устной и письменной речи,внеклассного чтения. В школах именно по народным сказкам часто устраиваютсяутренники, конкурсы. Словом, у школьников 5 класса есть возможность еще развернуться к их любимому жанру, вспомнить героев своих любимых сказок,поговорить об их необыкновенных приключениях, воспринять красоту и слаженностьсамих сказок.
      Народные сказки с их неторопливымповествованием, напевностью, характерной для русского языка, особенно важны длясовершенствования устной речи школьника
.

Первый творческийпроект в пятом классе был посвящен русским народным сказкам.

 Делов том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшиеобщечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферычеловека:

·                     Область отношений между людьми;

·                     Инструменты преодоления трудностей и разрешения    конфликтов;

·                     Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;

·                     Рекомендации по противостоянию стрессу;

·                     Типологии людей и способы влияния на них;

·                     Духовное развитие человека;

·                     Мужская и женская психология.

Образный, символический язык сказкиобращен напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой вподсознании создается символический банк жизненных ситуаций, ценностей.И чем больше сказок впитает подсознание ребенка, тем более успешным он будет вовзрослой жизни.

 

 

Учебныйпроект

Проблема проекта

Почему?

Сказки интересные и поучительные

Актуальность проблемы — мотивация

Цель проекта

Зачем? (мы делаем проект)

Узнать больше русских народных сказок

Целеполагание

Задачи проекта

Что? (для этого мы делаем)

Найти, прочитать, предложить текст с рисунками для сборника

Постановка задач

Методы и способы

Как? (мы это можем делать)

Используем фонды библиотек, ресурсы интернета

Выбор способ и методов, планирование

Результат

Что получится? (как решение проблемы)

Сборник русских народных сказок (о животных, волшебных, бытовых)

Ожидаемый результат

 

 

Алгоритм деятельности учителя и учащихся втехнологии проектного обучения.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

 

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсу-ждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объе-динению школьников в группы

Подготовка мате-риалов к проектной работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предостав-ления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

Метапредметные УУД

Определять возможные роли в совместной деятельности.

Организовывать учебные взаимодействия в группе.

Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа инфор-мации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

Метапредметные УУД

Составлять план решения проблемы.

Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

Метапредметные УУД

Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. 

4.Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

Метапредметные УУД

Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Соблюдать нормы публичной речи в соответствии с коммуникативной задачей.

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

Метапредметные УУД

Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности, делать выводы.

 

 

Проект «Созданиесборника русских народных сказок».

            Цель: приобщитьобучающихся к русским традициям, к непрерывному общекультурномусовершенствованию.

            Задачи:

1)          Систематизировать иуглубить знания по теме «Русские народные сказки»;

2)          Содействоватьформированию гуманных, правильных качеств личности;

3)          Создать условий дляразвития творческих способностей обучающихся.

4)          Анкетированиеобучающихся:

·                Что нравится вам всказках?

·                Какой передается опытв русских народных сказках?

·                Почему нужны сказки в21 веке?

·                Чему учат сказки?

Сроквыполнения проекта – 2 недели, возраст учащихся – 10-11 лет – 5 класс.

Предметныеобласти: литература, русский язык, изобразительное искусство.

Организационныйэтап:

·                 анкетирование

·                выявление и формулировкацели и задач проекта

·                 консультация учителя

·                 формирование групп

·                 распределениеиндивидуальных заданий в группе.

Подготовительныйэтап:

·                ознакомиться соспециальной литературой

·                 посетить различныеинтернет-сайты, посвящённые русским народным сказкам.

Осуществлениепроекта:

·                отбор материала

·                 чтение русскихнародных сказок

·                 систематизациясобранного материала

·                  созданиеиллюстраций к сказкам.

Заключительныйэтап:

·                оформление сборника

·                 защита проекта.

 

                             Итог  проекта:

1)          Русские народныесказки о животных.

2)          Сказки о животных.

3)          Сборник бытовыхсказок.

4)          Сборник русскихнародных сказок.

5)          Русские волшебныесказки.

6)          Русские народныесказки. Бытовые.

7)          Сказка о семьекошачьих.

В ходеработы над проектом собрано и прочитано более 50 произведений, созданыиллюстрации к сказкам, оформлены сборники.

Таким образом, работая над проектом, мы формируем уважение кнародному творчеству, создаём морально-нравственную, эстетическую основу длявосприятия более сложных текстов, предлагаемых школьной программой. Подобныепроекты являются хорошей основой для изучения других гуманитарных дисциплин. Носамое главное –  пятиклассники глубоко погружаются в русскую историю и культуруи начинают понимать, что народная сказка – это не развлечение, а жизненнаямудрость,  которая отражает историю страны и народа.

Давая ответы на вопросы анкеты, ребята чаще всего писали, чтоименно из сказок начинается понимание добра, что сказки мудрые и добрые, чтозло наказывается, а добро побеждает, что сказки несут в себе веру и красоту,вселяют надежду и оптимизм.

Считаю,что обучающиеся получили определенный опыт работы в группе и индивидуально вкачестве редактора, художника-иллюстратора, оформителя. Ребята проявилипонимание цели и задач проекта, умение планировать и осуществлять работу, нашлиспособы осуществления проекта, дали взаимооценку деятельности и еерезультативности.

      Назащите проекта пятиклассники составили обращение:

«Сказка…Мудрая, таинственная, добрая, познавательная, интересная, вечная.

  Многиеписатели сочиняли и пересказывали народные сказки: А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен,А.Н.Толстой, П.П.Бажов, Ш.Перро, братья Гримм и другие. Именно в сказках есть ответына многие жизненные вопросы. Сказки учат нас гибкости в решении новых и трудныхситуаций, есть даже термин «сказкотерапия» — «лечение сказками». Друзья!Пройдите этот курс и  помните, что только в сказке дураку везет! «

 В заключение следует отметить, чтопроектная деятельность  носит элемент творчества, а интерес детей ктворческой работе всегда выше и, что особенно важно, такая работа направлена на формирование общеучебных умений: поиск информации, ее обработка,умение представить в виде рассказа, создание иллюстраций и  презентаций.

 Работа над проектом создает навыкипубличных выступлений, умения слушать, анализировать и оценивать информацию,так как по  каждому  представленному на общее обозрение материалунеобходимо составить свое мнение. Работа в группах  способствует развитиюкоммуникативной культуры учащихся.

Лев Николаевич Толстой утверждал: »Еслиученик в школе не научился сам ничего творить,  то в жизни он всегда будет толькоподражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.»

Но невозможно заставить человекатворить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказеПрофессия, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать иошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен нанастоящее творчество, задача  учителей русского языка и литературы — мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать своималенькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.

 

 

 

 

                                         

                                                Литература:

1.    Фундаментальное ядро содержания общего образования.Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011

2.     Чернобай Е.В. Технология урока в современнойинформационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012

3.    Алмазова  И.Г. Проектирование  как  средство социального  и  интеллектуального  творческого  саморазвития    субъектов образования  // Начальная  школа. – 2006. — № 7.

4.    Метод  проектов // Завуч. –2004. — № 8

5.    Проектно – исследовательскаятехнология. Теория  и практика.- 2005.- С.67 — 80

6.    Пулина  А.А. Метод  проектов  в практикесовременного  учителя. – НАТА.2000.- С. 5 – 13

7.    Челишева И.Л. Метод проектов как мотивація учебной деятельности  и  способ формированиятворческой личности учащихся // Русский  язык  и литература  в  учебных  заведениях. – 2009.- № 3. – С. 36– 39

8.    Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта вобразовательном учреждении. М. Аркти, 2008

9.    Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии.М., 1998.

10.Горбич О. И. Технологии личностно –ориентированного обучения. Метод проектов. Русский язык. № 21, 2009.

11. Черкашина Т. В. Литература 10 класс. Проектнаядеятельность. Волгоград: ИТД «Корифей». 2008.

12. Журнал «Литература в школе» — № 7, 2002. Ст.Борисенко Н. Б. «Как мы работали над проектом, или технология исследовательскойдеятельности учащихся».

13.Литература. Учебное пособие для 5 класса подредакцией Коровиной – М. 2014 год.

14. www.nsportal.ru

15. www.pedsovet.ru

16. www.pedmir.ru

17. www.razvitum.org


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет