Заседание ГМО преподавателей –организаторов и учителей ОБЖ «Метапредметные результатыобучения как содержание функциональной грамотности и важнейший компонентреализации требований ФГОС».
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках ОБЖ. Представлениеопыта работы». Выступление Т.В. Кущевой
Слайд 1. Смысловоечтение – способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии наних, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развитиязнаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Формированиенавыков смыслового чтения является компонентом познавательных метапредметныхрезультатов. Формирование данных универсальных учебных действий является способомформирования функциональной грамотности.
При работе с текстом,преподавателю необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующихчитательских умений:
1. находить втексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
2. ориентироватьсяв содержании текста, понимать целостный смысл текста.
3.уметь выполнятьзадания, включающие составление схем, таблиц – то есть структурировать текст.
4.устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
5.резюмировать главную идею текста;
6. преобразовыватьтекст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,информационный, текст non-fiction);
7. выполнять сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, другихкниг, Интернета).
Приемыформирования навыков смыслового чтения используются наразличных этапах урока.
Слайд 2. Например,на этапе усвоения новых знаний при работе с определением, разбиваем определениена части, задаём вопросы к каждой из них.
Чрезвычайнаяситуация – это обстановка (какая?) неблагоприятная, сложившаяся где? (наопределенной территории – классификация по масштабам распространения), далее – причиныприродной и техногенной ЧС, далее последствия.
Слайд 3. Работа надопределением явления «терроризм». Выделяем составляющие терроризма – идеологиянасилия (далее – виды терроризма) и практика воздействия (виды терактов). Цельтеррористов – воздействие на принятие решения органов власти, средство –устрашение.
Слайд 4. Прием «Верные и неверные утверждения», «Найди ошибки в тексте»
Цель: понимать информацию, содержащуюся втексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разногохарактера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в текстеинформации.
Прием можно применять на этапе проверкизнаний, актуализации знаний. Предлагаются высказывания по теме урока. Например, Правила поведения пассажиров.
Определить верно или неверно утверждение. Затем попросите учащихсяустановить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. Послезнакомства с основной информацией (текст параграфа) возвращаемся к даннымутверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученнуюна уроке информацию.
Слайд5. «Основные обязанности велосипедиста».Прочитайте текст и запишите номера неверных утверждений.
Слайд6. Задание: Прочитайте памятку и укажитеномера пунктов, которые необходимо исключить.
Слайд7. Выбрать среди перечисленныхзадач те, которые возложены на гражданскую оборону.
Слайд 8. Прием «Найди в тексте ответ» применяется на этапе получения новых знаний. Задание «Безопасность пешехода». Ответить на вопросы, пользуясьтекстом учебника.
Слайд 9. Изучение правил дорожногодвижения для велосипедиста организуется следующим образом: изучая текстучебника, обучающие 1 варианта выписывают, что разрешается водителю велосипеда,2 вариант – что запрещается. Затем по ходу обсуждения задания ответы еслинеобходимо корректируются и записываются.
Слайд 10. Изучениетемы «Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможныепоследствия»
Составление памяток, пользуясь текстом учебника: «Как действовать при внезапномобрушении здания», «Как действовать в завале» и т.д.
Слайд 11. Прием«Задай вопрос»
Цель: сформироватьумение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся втексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Учитель создаётситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу.Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ.
Прием «Составьзадание».
Цель: сформировать умение вдумчиво читать,преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
В последнее время большое значение уделяетсяметоду проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Этосоставление ребуса, кроссворда, головоломок. В течение урока ученик не обладаетдостаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд илиостроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложитьученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не простобеглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь спредыдущим пройденным материалом.
Приём «Кластер»
Кластеры использую для структуризации исистематизации материала. Кластер – способ графической организации учебногоматериала, суть которой заключается в том, что в середине листа записываетсяили зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от негофиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Прием «Составьзадание» может являться примером краткосрочных, оперативных проектов,которые ученик выполняет на этапе проверки домашнего задания или итога урока.Например составить тест из 5 заданий, в котором:
2 задания -с вариантами ответа 1 — открытый вопрос
1 задание –на соответствие
1 задание -на восстановление последовательности.
Слайд 12. Урок:«Основные характеристики пожара». Изучение новогоматериала организовано в малых группах. Каждой группе дается задание. Затемгруппа представляет информацию классу.
Слайд 13. Приём «Восстанови текст».
Цель: сформировать умения целенаправленночитать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Следует расположить словосочетания вправильном порядке, получив например определение изучаемого понятия или явления.Либо задание – к определению подобрать слово.
Слайд 14-16. Приём«Сопоставление» / нахождение сходств и различий –приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель:сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую втексте информацию. Установление соответствия.
Например: установить соответствие между датойи мероприятием становления РСЧС
Задания потеме «РСЧС»
Концепция ФГОСтребует от преподавателя организовать учебную деятельность так, чтобыобучающиеся вели самостоятельную работу с учебником и дополнительнойлитературой. Главное преимущество технологии продуктивного чтения – активнаяпозиция ученика к содержанию текста, как средства для осуществлениямыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт. Аэто главный принцип ФГОС – «Научить учиться»