«Формирование нравственной культуры ребенка».
Балабанова О.Л.
Тимонина Е.В.
МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка», г. Тамбов
В настоящее время Россия переживает одиниз непростых исторических периодов. И самая важная задача, стоящая перед педагогамидетского сада предостеречь разрушение личности, сформировать удетейпредставления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,гражданственности и патриотизме.Доброта и милосердие – этовысочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств,мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочькому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.
Хочется, чтобы и дети, и взрослые усвоилии всегда выполняли простые законы милосердия и доброты : «упавшемупомоги встать,
старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу, иделай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь».
Исходя из важности указанной проблемы, мы ищемспособы актуализации нравственного воспитания дошкольников, попытаемся найтиновые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательнойдеятельности.
Целью нашей работы стало стремление помочь детямувидеть ценность нравственных норм, правил и традиций, показать их социальнуюроль, научить ребят мирными способами разрешать споры и конфликты.Н.И. Пирогов отмечал такую систему работы по формированию полноценной духовно- нравственнойличности «Возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремлениек добру, постепенному образованию твёрдой и свободной воли…».Осознаниедетьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений одоброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированиюсоциально правильного поведения.
Успешность работы не возможна без стремления испособности родителей уделять достаточно внимания духовно- нравственному воспитанию детей, исключения активной пропаганды стереотипов агрессивногоповедения на примере героев компьютерных игр, мультфильмов.Опыт работы поуказанной проблеме позволяет сделать вывод о том, что духовно-нравственноевоспитание в дошкольном возрасте, основанное на изучении истоков народнойкультуры, конкретных поступков и ситуаций будет способствовать формированиюнравственной культуры ребенка, усвоению ценностей, традиций культуры общества,в котором ему предстоит жить.
Для реализации поставленных задач в рамках рабочейпрограммы по духовно- нравственному воспитанию детей нами были использованыследующие формы работы с детьми:беседы, игры, театрализация, практическиезанятия, решение проблемных ситуаций, творческие задания, конкурсы,использование ИКТ, произведений искусства.
В процессе общения с детьми мы используем демонстрациювидео-аудио программ драматических постановок духовно-нравственной тематики,организовали выставка рисунков на Рождественскую тематику. Дети вместе сродителями посещали Епархиальную ёлку.
Чтение мифов, легенд, библейских историй, преданий,произведений устного народного творчества духовно-нравственной направленностиявляется замечательным средством для воспитания в детях добра и порядочности,миролюбия, умения мирным путём разрешать детские конфликты, договариваться,помогать друг другу. Подборка и разыгрывание с детьми воспитательных ситуаций,ситуаций морального выбора помогает детям погрузиться в типичную ситуацию,которая случается в жизни детского коллектива, найти правильный способ еёразрешения.
Коллективные общие дела, акции с участием детей,родителей, педагогов формируют желание творить добро, создают радостное настроение от совместной деятельности. Внашем детском саду в преддверии Нового года уже стала традиционной акция«Елочка — зеленая иголочка». Цель акции – привлечение внимания дошкольников иих семей к проблеме вырубки елок в канун Нового года. Через добрыеэкологические дела формируем нравственные представления о необходимостизаботиться об окружающей природе. Мы убеждаем детей и родителей, что не стоитрубить ели ради нескольких праздничных дней. Итогом акции становится новогоднийпраздник, который проводится вокруг красивой искусственной елки – так демонстрируетсяна деле бережное отношение всего дошкольного учреждения к живым деревьям.
Активно откликаютсяродители и на участие в акции по сбору макулатуры. Этим с детских лет мыстараемся привлечь внимание воспитанников и их родителей к проблеме бережного,рачительного отношения к такому богатству — как лес, который является важнымприродным ресурсом в хозяйственной деятельности человека, но еще более важнымресурсом в сохранении экологии окружающей среды – «легких нашей планеты».
Народные праздники помогают детям почувствовать себячастичкой своего народа, позволяют узнать о его традициях и обычаях, развиваюттворческие способности, учат бережному, трепетному отношению к природе,предкам, истории. Так на празднике Покровской ярмарки, Масленицы хороводами, плясками,закличками,калядками, выставками яств и поделок мы стараемся донести до нашихдетей, что они являются носителями русской народной культуры, которая влечет засобой много интересных, увлекательных и красочных действий.
Ценнейшая культурная традиция- это умение чтить свою историю.Вдень 100- летия со дня рождения нашего земляка единственного штурмана авиации,дважды удостоенного звания Героя Советского Союза Василия Васильевича Сенькостаршие дошкольники слушают рассказы педагогов рассказы о подвигах В.В.Сенько,возлагают цветы к памятнику легендарного лётчика, который за героизм,проявленный в боях с немецкими захватчиками, удостоен присвоения высокогозвания – Героя Советского Союза. Не остаются без внимания педагогов игероические события Великой отечественной войны: день снятия блокадыЛенинграда, Сталинградская битва, героизм солдат Брестской крепости.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложнаязадача, которую активно решают наши педагоги в рамках реализации программвоспитания.
Ежегоднонаши воспитанники участвуют в акции «Подари книгу с любовью». Принесённые книги мы передаём в подарок детям из детских домов. Большинствородителей с радостью откликаются на акцию, приносят не одну, а несколькокрасочных книг.
Такважно не просто хранить исторически сложившиеся воспитательные традиции иособенности русского народа, но и стремиться перенести их в будущее, чтобы неутратить исторического национального лица и самобытности.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Абраменкова,В. В. Проблема духовно-нравственного раз-
витиясовременного ребенка [Текст] / В. В. Абраменкова //
Вестник ПСТГУIV: Педагогика. Психология. – 2005 –
Вып. 1 – С.103-113.
Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение
в школе[Текст] / Н. А. Алексеев. – Ростов н/Д : Феникс, 2006
Ш.
Г.
Cоциальное
развитиедошкольников
[Текст] / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014 – № 2 –
Архангельский,Н. В. Нравственное воспитание [Текст] /
Н. В.Архангельский. – М. : Просвещение, 1979 – 461 с.
Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. –
2-е изд., доп.и перераб. – М. : Просвещение, 1988 – 479 с.
Бим-Бад, Б. М.Педагогический энциклопедический сло-
варь [Текст] /Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл.,
Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей
[Текст] / О.С. Богданова, Л. И. Катаева. – М. : Просвещение,
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психо-
логия [Текст]: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчано-
ва. – М. :Высшей школы экономики, 2012 – 840 с.
Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст] : учеб. для вузов /
Н. В.Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2000 – 304 с.
Бродская, С.Л. Возрастная психология в вопросах и от-
ветах [Текст]: учеб. пособие / С. Л. Бродская. – М. : КНОРУС,
Варич, Е. Н.Развитие самооценки детей старшего до-
школьноговозраста [Электронный ресурс] / Е. Н. Варич. –
Режим доступа:http://ivanovomama.ru/articles-one?id=1346.
75
