X-PDF

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Поделиться статьей

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ

ДОШКОЛЬНИКАВ УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Авторы: Шутьева И.П., Некрасова С.С., Землянская М.В., МартыненкоЕ.Н., Алиева Е.В., Плотникова А.А.,ТрофименковаН.Н., 2020 (г. Гуково, Ростовская область)

  «…дажесамо слово патриотизм подчас используется в ироническом или дажеругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своѐпервоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, егоисторией, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче,крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость идостоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения»

                                                                                                                                             В.В.Путин

 

Развитиероссийского государства и общества, модернизация общего образования и введениефедеральных государственных стандартов ставят новые задачи в области воспитаниямолодого

поколения.В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитаниядошкольников. 

Воспитаниечувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Родина,Отечество – эти слова вызывают образы близкие каждому: матери и отца,родителей, те, кто дает жизнь новому существу и играют огромную роль встановлении личности ребенка. Без любви к семье и Родине невозможно построитьсильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициямстаршего поколения нельзя вырастить достойных граждан и вдохновить людей навысокие дела. Эти чувства должны воспитываться с раннего детства.

Дошкольныйвозраст – лучший период для формирования любви к Отечеству через познание малойРодины. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой роднойкрай, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется«пустить корни в родную землю». 

Всоответствии  с государственной программой «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2016-2020 годы», в которой говорится, чтопатриотическое воспитание представляет собой систематическую целенаправленнуюдеятельность  органов государственной власти, институтов гражданского обществаи семьи по формированию у граждан   высокого патриотического сознания, чувстваверности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга иконституционных обязанностей по защите интересов Родины», коллектив МБДОУДетского сада № 7 «Золотой ключик» г.Гуково уже не первый год реализуетинновационный проект  по формированию патриотических позиций удошкольников.            

Сегодня,когда на государственном уровне гражданскопатриотическое воспитание выделено вкачестве приоритетного направления, наш проект можно считать особенноактуальным.

Цельюинновационного проекта является создание интегративной образовательной среды дошкольнойобразовательной организации для развития высокой социальной активности,гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России,обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их всозидательном процессе в интересах своей Родины.

Длядостижения данной цели были определены 4 приоритетных направления работы впатриотическом воспитании дошкольников: 

      нравственно-патриотическое;

      военно-патриотическое;

      спортивно-патриотическое;

      гражданско-патриотическоенаправления.

Именносочетание работы в этих направлениях позволяет воспитывать детейответственными, чувствующими причастность к родному краю, его истории,традициям, уважающими Отечество, любящими свою семью, готовыми к выполнениюсвоих гражданских обязанностей.

Чтобыоценить успешность реализации проекта необходимо рассмотреть, какую работу совсеми участниками образовательного процесса важно проводить в каждом конкретномнаправлении. Нравственно — патриотическое воспитание.

Впоследние годы духовно-нравственное воспитание является одним из наиболеезначимых направлений в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.Это вызвано обновлением содержания и необходимостью более ранней ориентации итворческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – однаиз актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня. Известнаистина: что заложено в человека с детства, то остается навсегда. В детские годыформируются основные качества человека. А любовь к Родине начинается с отношенияк семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. 

Через совместные интегрированные мероприятия, организованныев рамках государственных праздников («День защитыдетей», «День России», «День семьи, любви и верности», «День города»,«День рождения детского сада», «День государственного флага», «День народногоединства» и т.д.) можно прививать детям интерес кязыку и культуре страны, края, родного города.

Взрослея на этом фундаменте, дети будут ответственно искренне слюбовью и уважением выстраивать свои взаимоотношения с людьми и окружающиммиром. Но это возможно только в тесном сотрудничестве воспитанников, ихродителей и педагогов, которые являются одной большой многонациональной семьей.Военно-патриотическое воспитание.

НародРоссии всегда защищал свое отечество, родную землю. Вера, доблесть, отвага, честь – неотъемлемые черты настоящего патриота. Сдошкольного возраста, необходимо рассказывать детям о самых важных событияхнашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадедыво имя сохранения своей Родины, как самоотверженно защищали родную землю вбоях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время, тогда детибудут гордиться, что являются частью такого замечательного народа, и что ихсемьи напрямую причастны к истории страны. Обращение к отеческомунаследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок и гордость занее.  

Каждыймалыш с трепетом, мечтает, прильнув к телевизору во время парада оказаться наместе его участников, но это будет совсем не скоро, а лишь, когда ониподрастут. Но сплочѐнный труд и любовь к Отчизне делает невозможное, и ужесегодня дети могут одеть военную форму, заботливо подготовленную родителями, иприкоснуться к прошлому навестив ветеранов или пригласив их на встречу впраздничной обстановке.  

При организации работы в этом направлении, очень важно проводитьвстречи с ветерана ВОВ. Детям необходимо общение с такими гостями, так как этоживой наглядный для них пример героизма и любви к Родине.

Реальноеучастие в важных для нашей страны мероприятиях («День защитника Отчества»,«День победы», «День белых журавлей», «День боевой славы», «Встречи светеранами», «День памяти и скорби», «Свеча памяти», «Бессмертный полк»,«Посылка солдату» и т.д.), позволяет детям прочувствовать, как достойно носитьзвание Герой – защитник Родины!

Спортивно-патриотическоевоспитание.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.39%
НЕТ
40.61%
Проголосовало: 1140

Патриотическоевоспитание дошкольников подразумевает воспитание физически здоровой личности.Физическое развитие ребенка неотъемлемая часть воспитательного процесса.Физическая культура и спорт обладает огромным воспитательным потенциалом,поэтому задача педагогов дошкольного образования сформировать физически идуховно-развитую личность, которая сможет проявить моральноволевые качества, силу,ловкость, выносливость, стойкость, мужество, дисциплинированность и готовностьслужить своему отечеству и традициям.

Спортивно-патриотическоевоспитание заключается в многоплановой, систематической деятельности с детьми,и начинается она с раннего и младшего возраста. Поэтому в старшей иподготовительной к школе группе дети уже имеют определенный и достаточнопрочный запас двигательных навыков и умений. 

Оченьхорошо, когда существует взаимодействие со специалистами физкультуры и спорта.Так, например, на базе детского сада могут функционировать спортивные секции«Юный футболист», «Легкая атлетика».  

Врамках реализации инновационного проекта необходимо проводить большоеколичество мероприятий по физкультуре и спорту патриотической направленности(«Всемирный день здоровья», «День гимнастики», «Врач в гостях у ребят», «Мойпапа может все», «Мы пожарные», «Спорт и еда», «Мама, папа, я – спортивнаясемья», «Искорка», «Велопарад» и др.). На примере педагогов, важно привлекатьвоспитанников и их семьи к активному прохождению испытаний Всероссийскогофизкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». При подготовке ксдаче нормативов можно провести в рамках ДОО подобные мероприятия: «ГТО – путьк здоровью», «Я и моя семья на стартах ГТО», «Готов к труду и обороне»,«Приведи бабушку и дедушку на ГТО», «Возрождение ВФСК ГТО», «Комплекс ГТОглазами маленьких художников», «Спортивная бабушка», «Тропа здоровья»,«Подтянись к движению», «Готов к труду и обороне».

Спортивно-патриотическоевоспитание занимало и будет занимать центральное место в системе дошкольногообразования. И, благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов– есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан,патриотов России.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Патриотами нерождаются, ими становятся. Поэтому задача гражданско-патриотическогонаправления развивать у дошкольников чувствогордости за свою Родину, воспитывать желание и стремление трудиться на ееблаго, беречь и умножать ее богатства.    

Работу в этом направлении можно организовать через деятельностьдетских отрядов. Таких как:

Отряд юных помощников инспекторов дорожного (ЮПИД) – задача отряда совместно с педагогами помочь дошколятам изучитьправила дорожного движения и распространить эти знания среди родителей детскогосада и своих сверстников, вовлечь их в числоактивных пропагандистов законопослушного поведения на улицах и дорогах. Ведь человеку, прежде чем трудиться на благо страны,нужно научиться ответственно и добросовестно выполнять любое порученное емудело. И юпидовцы с такой задачей справляются на отлично. В рамках работы отрядаможно провести огромное количество мероприятий:

  выставки рисунков: «Что о правилах узнали, то в рисункахрассказали», «Полезный транспорт», «Правил дорожных на свете немало, все бы ихвыучить вам не мешало!», «Осторожно, дети!», «Современный светофорчик»;

  праздники: «С днем рождения, ЮПИД», «День рождения светофора»,«Правила дорожного движения достойны уважения!» в рамках Дня Госавтоинспекции;

  акции: «Родительский патруль и ЮПИД», «Мы за безопасноедетство», «Пешеход, засветись в темноте», «Пристегнись!», «Мы объявляем войнуДТП», «Родитель, купи ребенку автокресло»;

  викторины: «Знатоки ПДД», «Знаки разные нужны, знаки разныеважны!», «Азбука безопасности», «История отряда ЮПИД», «Знаки пешеходные в нашевремя модные»;

  КВНы: «Звездный ЮПИД», «Правила дорожного движения».

Отряд юных защитников природы – деятельность такого сообщества дошкольников позволяет крепко сформироватьу ребѐнка ценностное отношения к природе, еѐ животному и растительному миру,развить внутренние потребности любви к природе и богатый внутренний мир.Экологическое воспитание развивает у детей чувство патриотизма. Составляющей интересной и плодотворной работы юныхэкологов являются познавательные мероприятия («#ДеньЭкодолга», «Природа– твой друг! Приди ему на помощь!»), акции («Яркая экология» для привлеченияродителей к сбору макулатуры, «Сдай батарейку – спаси ежика», «Собери мусор –получи конфетку»), спортивно-экологические развлечения («В гостях у Бабы Яги» -где принимают в отряд юных защитников природы ребят старшего дошкольноговозраста), праздники («День Осени», «День птиц» и т.д.), экологическаявикторина для воспитанников «Юные знатоки природы», конкурсы совместноготворчества поделок из природного материала

(«Пчелка»,«Нежные руки бабушки, умелые рукидедушки»).                                       

Приэтом немаловажную роль в воспитании патриотизма у дошкольников играет ипривитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных в уголке природы. А взрослымнеобходимо создавать все условия, чтобы трудовые поручения доводились до конца,и дети несли ответственность за их выполнение. Это позволяет маленькимпатриотам испытывать чувство гордости за то, что кому — то помогли.

Работав тесном контакте с семьей позволит дошкольникам закрепить знания, полученные вдетском саду. Если дома есть домашние животные и комнатные растения за которымисовместно с родителями ухаживают дети, то они будут осознавать, что природаявляется частичкой их семьи, детского сада, города, страны.

Осознаваяважность этого вопроса мамы и папы будут стремится во всем помочь своим детям идошкольному учреждению. Можно привлечь родителей к окапыванию деревьев,кустарников, сбору семян и разведению рассады для посадки цветов. Плодотворныйтруд взрослых может быть хорошим примером для детей. Такие начинания детей иродителей необходимо поощрять, ведь так рождается гражданская ответственность,желание защищать природу. 

Отрядюных помощников всероссийского добровольного пожарного общества– цель создания, которого — ознакомление воспитанников с современнымисредствами борьбы с пожарами и другими чрезвычайными ситуациями. Обучение детейнавыкам личной безопасности всегда очень актуально. Если взрослые знают о том,как следует вести себя в той или иной опасной ситуации, то дети такойинформацией просто не владеют, и встретившись с опасностью лицом к лицу, они частооказываются беззащитны. Суть деятельности заключается в следующем: значимые дляребенка взрослые в совместной с ним деятельности передают ему социальный опыт,вступают в деловое сотрудничество. Мотивацией детей к усвоению норм и правилбезопасного поведения становиться желание быть похожими на образец, в качествекоторого выступает маленький пожарный-спасатель. Это человек, который,мужественно и отважно несет свою службу, приходит на помощь попавшим в беду. Носамое главное то, что он является носителями знаний о безопасном поведении вовсех сферах нашей жизни. Принимая на себя роль помощников спасателей,воспитанники действуют либо в смоделированных взрослыми ситуациях, либовключаются в общественно-полезную деятельность в реальных условиях. Таким образом,работа по усвоению дошкольниками правил ППБ и безопасного поведения помогает всоциальном становлении, в выработке особого взгляда на окружающий мир.

Гражданская позиция – нести ответственность за собственные жизньи здоровье, сохранить жизнь человеку и природе – это тоже патриотизм.Комплексно-тематическая работа по гражданско-патриотическомувоспитанию имеет свои положительныерезультаты, которые оказывают важное значение в социально-гражданском и духовномразвитии подрастающей личности. 

Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решениигосударственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины,готового к активной деятельности на ее благо.

Планомерная,систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общиеусилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступкидают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы попатриотическому воспитанию подрастающего поколения. Это позволяет расширитькругозор, сформировать исторические знания, представления об этнической,художественной культуре, гуманное отношение к представителям всех народов,сознание правильности здорового образа жизни.  

Осуществляяработу по патриотическому воспитанию необходимо помнить: «Не будешь патриотомсам, не сможешь и в ребѐнке пробудить чувство ценности и любви к Родине».Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовноесамоопределение, а самоопределение не как иначе, как формирование личнойпозиции.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.39%
НЕТ
40.61%
Проголосовало: 1140

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет