X-PDF

Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Поделиться статьей

Формирование представлений об эстетическихпризнаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

 

Овладение изобразительнойдеятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение для развития эстетическоговосприятия, образного представления, эстетических чувств (форма, цвет,композиция). Интерес к рисованию появляется у детей рано. Малыш хочет и можетпытаться изображать что-то в том случае, если у него есть яркий образ предмета.Такой образ возникает, когда сам объект эмоционально значим  для малыша (мама,любимая игрушка и т.д.) Возможность изображать предметы, занимающие чувства имысли малыша, в будущем  явиться для него источником стремления  научитсяизображать их более совершенно. Несмотря на то, что их рисунки получаются оченьнесовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношение,что так важно для того, чтобы это занятие доставляло ребенку удовлетворение иинтерес, было творческим.

Художественная деятельностьнеотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразнымиспособами материалы, малыши знакомятся с их свойствами и качествами. У ребенка раннего возраста уже формируются сенсорныеориентировки в цвете, форме, влияние, фактуре предметов развивается способностьвсматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в нихобщее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийныхдействий с изобразительными материалами. Эти действия имеют ярко выраженнуюсенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характераизобразительного материала – все это требует еще и координации в работезрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы иявления, ребенок познает их, у него формируются первые представления. Все это говорито колоссальных  возможностях не только сенсорного, но и умственного развитиядетей в условиях изобразительной деятельности (Н.Н Поддьяков, Н.П. Сакулина,С.Т. Комарова).  В изобразительной деятельности у самых маленьких детей науровне предпосылок вполне успешно формируются базисные качества личности, какколлективность, любознательность. Способность замечать своеобразие мира – этоначало творчества, которое проявляется затем при создании образа.

Если мы посмотрим наизобразительную деятельность малыша, то увидим, что у него также возникаетжелание поделится узнанным с близкими людьми в рисунке. Этим ребенок приобщаетблизкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном ипоразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональнуюреакцию близких людей, его зрителей, — он счастлив. Ощущение того, что тебяпонимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенкастремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительныйязык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество.

Многочисленные исследования ученыхвсего мира, изучающих психологию, подтверждают, что основы обучениязакладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. И чемраньше «окунётся» ребенок в мир прекрасного – тем гармоничнее будет егоразвитие.

Ребёнок в раннем возрасте впервыеприобщается к миру искусства, у него возникает интерес к эстетическомувосприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов.Формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира:основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий),выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольностъ, устойчивость,подвижность), величин (большой/маленький, длинный/короткий и др.), поверхности(пушистый, гладкий, шершавый и др.).

Ребенок эмоционально воспринимаетсодержание, реагируя жестами, мимикой. Его привлекают яркие краски, карандаши,большой лист бумаги; он испытывает удовольствие, рисуя вместе с воспитателем.Надо стремиться к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались этим.

Изображение формы в рисовании малышиосваивают не сразу, быстрее ими овладевают в лепке. Поэтому темы лепки ирисования перекликаются. Красоту цветовых пятен, выразительность линий,объемность пластических образов, дети познают, прежде всего, в процессесобственного художественного опыта.

Игры-занятия изобразительнойдеятельностью направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке,выявление у них способностей замечать красивое в окружающем (картинках,игрушках), что способствует воспитанию художественно-эстетических качествребёнка.

Цель нашей работы — создатьусловия для формирования представлений об  эстетических признаках объектовокружающего мира у детей третьего года жизни

 Задачи:

1. Развивать у детейинтерес и желание заниматься изобразительной деятельностью

2.  Развивать интерес,внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельныеэстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, наэстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

3. Формировать умениерассматривать картинку, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образыпредметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетическиреагировать, сопереживать героям.

4. Знакомить с произведениямиприкладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируяэмоциональную отзывчивость, видение таких средств выразительности как цвет,цветовой ритм.

Свою работу мыначали с проведения диагностики развития в изобразительной деятельности.Выявили трудности в освоении эстетических представлений, получили следующиерезультаты: 60% детей проявляли интерес лишь к наиболее ярким свойствампредметов и явлений, эмоционально откликались на проявления эстетического, нотолько по побуждению взрослого; 40% детей проявляют интерес к восприятиюпредметов, желание их рассматривать, эмоционально откликаются на красивое,выделяют лишь основные признаки предметов, которые делают их красивыми (яркиецвета, основные формы). Проявляют интерес к изобразительным материалам,деятельности. Наибольшие затруднения вызывает определение формы, цвета ихарактера поверхности объектов.

 Формирование эстетических представлений об объектахокружающего мира у детей мы осуществляли: в повседневной жизни, в играх, вразных видах деятельности. В формировании эстетических представлений особуюроль играют прогулки, наблюдения, рассматривание объектов живой и неживойприроды, подвижные игры и др. Специальные игры-занятия дают нам возможностьуточнить, упорядочить и расширить детские представления. Мы добивалисьжелаемого успеха, проводя  занятия в игровой, занимательной форме, чтобы ввестидетей в образную ситуацию, которая поможет им эмоционально восприниматьсозданный совместно с воспитателем рисунок, лепку.

Ведущими главным в нашей работе по формированию представлений об эстетическихпризнаках объектов окружающего мира мы считаем наглядные методы (наблюдение,рассматривание предмета, показ картин, иллюстраций и т.д.). Ценность наблюдениязаключается не только в том, что в его процессе формируется представлениеребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой дляпоследующего изображения. В наблюдении у детей формируется яркое, живое представлениеоб окружающем мире. В своей работе с детьми наблюдение мы  часто сочетаем сэлементами обследования, более детального рассматривания каких-топризнаков предмета.
Наблюдая с малышами окружающую природу (на прогулке, в уголке природы), мы обращаемвнимание на разнообразие цветов и красок (красный, синий, желтый, зеленый,белый, коричневый, черный), помогаем различать их, чтобы использовать затем врисовании. Рассматривая с малышами окружающие предметы (яркие игрушки,предметы быта, декоративно – прикладного искусства), мы обращаем их внимание нато, что все предметы состоят из разных форм, имеют определенный цвет.

В этом возрастемалыши только начинают учиться рисовать, лепить, поэтому само ознакомление сразнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Мыподдерживаем и развиваем этот интерес, предлагая детям различные изобразительныематериалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски. Так как двухлетние малышине могут рисовать несколькими красками, мы обращали особое внимание нагармоничное сочетание цвета краски и бумаги. Сочетание цветного пятна с фономвызывает у детей различные ассоциации, создает определенную настроенность(жёлтое пятно — «огонек», он будет «гореть» только на темно-синем или черномфоне).

Овладениеизобразительно-выразительными средствами(ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание детского рисунка, лепки,позволяя находить сходство с окружающими предметами и явлениями. Сенсорныеосновы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве отобразного начала. Каждый раз мы старались опираться на выразительностьотдельных средств, материала, чтобы приобщать детей к художественнойдеятельности.

Ориентируясьна то, что детей третьего года жизни интересует мир предметов и действия сними, мы строили содержание игры на событиях или фактах, центром которыхявляются различные предметы и действия с ними. Например, под влиянием фольклора(песенок, потешек, сказок) и непосредственных наблюдений малышам становитсяблизким и понятным образ петушка. Вместе с детьми мы обыгрывалиигрушечного петушка, для которого дети потом нарисовали горошек, выполняли сним разные действия: петушок «гуляет», «ищет» зернышки, «разгребает» землю ит.д.

Вигровых приемах чаще использовали развернутые практические действия с игрушкой.Это вызвано тем, что рисунки, выполненные  2-х летними детьми, не всегдаузнаваемые, а действия, близкие к реальным, с известной игрушкой будет детскоевоображение, помогают оживить образ.

Художественныепроизведения, музыка также помогают детямосвоить эстетические признаки объектов окружающего мира: они повышают положительное эмоциональное отношение детей к игре,способствует формированию образного представления об изображаемом. Мысчитаем, что комплексное воздействие различных видов художественнойдеятельности способствует созданию эмоционального отношения к образу.  Дидактическиеигры закрепляют представления детей о эстетических признаках объектов («Большиеи маленькие», «Разноцветные фонарики», «Что привез Мишутка» и др. Различныевкладыши, сенсорные панно, игрушки-забавы также помогают нам в освоениисвойств объектов. 

Тесноесотрудничество с родителями помогает формировать у малышей  представления обэстетических признаках окружающего мира. Работа шла по следующим направлениям:изучение интереса родителей к вопросу, уровня их педагогической культуры поэтой проблеме (с этой целью был проведён опрос Что такое эстетическоевоспитание?,); повышение их педагогической культуры  (с этой цельюпровели родительское собрание, где сообщили задачи работы с детьми на год, втом числе по разделу Изобразительное искусство и художественнаядеятельность, консультации: «Особенности восприятия детьми младшегодошкольного возраста цвета, формы, размера предметов окружающего мира»,«Эстетическое воспитание детей третьего года жизни»); активное включениеродителей в образовательный процесс (с этой целью привлекли родителей кизготовлению дидактических игр и пособий)

Результаты итогового педагогическогообследования по данному вопросу показал: кконцу учебного года дети проявляют активный интерес к восприятию эстетических свойств и явлений, желание рассматривать и действовать с ними; у этих детейнаблюдается эмоциональный отклик на проявления эстетического, интерес кизобразительной деятельности, выделяют основные признаки предметов, которыеделают их красивыми (яркие цвета, основные формы), большинство детей без затрудненийопределяют форму, цвет и характер поверхности объектов и выражают эти эстетическиепризнаки объектов в речи.

  Таким образом, формированиепредставлений об эстетических признаках окружающего мира у детей младшегодошкольного возраста имеет большое значение в развитии личности ребёнка, сочетаниеразличных видов художественной деятельности способствует формированиюпредставлений об эстетических признаках окружающего мира у детей младшегодошкольного возраста.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет