X-PDF

Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Поделиться статьей

Формирование представлений об эстетическихпризнаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

 

Овладение изобразительнойдеятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение для развития эстетическоговосприятия, образного представления, эстетических чувств (форма, цвет,композиция). Интерес к рисованию появляется у детей рано. Малыш хочет и можетпытаться изображать что-то в том случае, если у него есть яркий образ предмета.Такой образ возникает, когда сам объект эмоционально значим  для малыша (мама,любимая игрушка и т.д.) Возможность изображать предметы, занимающие чувства имысли малыша, в будущем  явиться для него источником стремления  научитсяизображать их более совершенно. Несмотря на то, что их рисунки получаются оченьнесовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношение,что так важно для того, чтобы это занятие доставляло ребенку удовлетворение иинтерес, было творческим.

Художественная деятельностьнеотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразнымиспособами материалы, малыши знакомятся с их свойствами и качествами. У ребенка раннего возраста уже формируются сенсорныеориентировки в цвете, форме, влияние, фактуре предметов развивается способностьвсматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в нихобщее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийныхдействий с изобразительными материалами. Эти действия имеют ярко выраженнуюсенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характераизобразительного материала – все это требует еще и координации в работезрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы иявления, ребенок познает их, у него формируются первые представления. Все это говорито колоссальных  возможностях не только сенсорного, но и умственного развитиядетей в условиях изобразительной деятельности (Н.Н Поддьяков, Н.П. Сакулина,С.Т. Комарова).  В изобразительной деятельности у самых маленьких детей науровне предпосылок вполне успешно формируются базисные качества личности, какколлективность, любознательность. Способность замечать своеобразие мира – этоначало творчества, которое проявляется затем при создании образа.

Если мы посмотрим наизобразительную деятельность малыша, то увидим, что у него также возникаетжелание поделится узнанным с близкими людьми в рисунке. Этим ребенок приобщаетблизкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном ипоразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональнуюреакцию близких людей, его зрителей, — он счастлив. Ощущение того, что тебяпонимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенкастремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительныйязык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество.

Многочисленные исследования ученыхвсего мира, изучающих психологию, подтверждают, что основы обучениязакладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. И чемраньше «окунётся» ребенок в мир прекрасного – тем гармоничнее будет егоразвитие.

Ребёнок в раннем возрасте впервыеприобщается к миру искусства, у него возникает интерес к эстетическомувосприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов.Формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира:основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий),выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольностъ, устойчивость,подвижность), величин (большой/маленький, длинный/короткий и др.), поверхности(пушистый, гладкий, шершавый и др.).

Ребенок эмоционально воспринимаетсодержание, реагируя жестами, мимикой. Его привлекают яркие краски, карандаши,большой лист бумаги; он испытывает удовольствие, рисуя вместе с воспитателем.Надо стремиться к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались этим.

Изображение формы в рисовании малышиосваивают не сразу, быстрее ими овладевают в лепке. Поэтому темы лепки ирисования перекликаются. Красоту цветовых пятен, выразительность линий,объемность пластических образов, дети познают, прежде всего, в процессесобственного художественного опыта.

Игры-занятия изобразительнойдеятельностью направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке,выявление у них способностей замечать красивое в окружающем (картинках,игрушках), что способствует воспитанию художественно-эстетических качествребёнка.

Цель нашей работы — создатьусловия для формирования представлений об  эстетических признаках объектовокружающего мира у детей третьего года жизни

 Задачи:

1. Развивать у детейинтерес и желание заниматься изобразительной деятельностью

2.  Развивать интерес,внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельныеэстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, наэстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений;

3. Формировать умениерассматривать картинку, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образыпредметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетическиреагировать, сопереживать героям.

4. Знакомить с произведениямиприкладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируяэмоциональную отзывчивость, видение таких средств выразительности как цвет,цветовой ритм.

Свою работу мыначали с проведения диагностики развития в изобразительной деятельности.Выявили трудности в освоении эстетических представлений, получили следующиерезультаты: 60% детей проявляли интерес лишь к наиболее ярким свойствампредметов и явлений, эмоционально откликались на проявления эстетического, нотолько по побуждению взрослого; 40% детей проявляют интерес к восприятиюпредметов, желание их рассматривать, эмоционально откликаются на красивое,выделяют лишь основные признаки предметов, которые делают их красивыми (яркиецвета, основные формы). Проявляют интерес к изобразительным материалам,деятельности. Наибольшие затруднения вызывает определение формы, цвета ихарактера поверхности объектов.

 Формирование эстетических представлений об объектахокружающего мира у детей мы осуществляли: в повседневной жизни, в играх, вразных видах деятельности. В формировании эстетических представлений особуюроль играют прогулки, наблюдения, рассматривание объектов живой и неживойприроды, подвижные игры и др. Специальные игры-занятия дают нам возможностьуточнить, упорядочить и расширить детские представления. Мы добивалисьжелаемого успеха, проводя  занятия в игровой, занимательной форме, чтобы ввестидетей в образную ситуацию, которая поможет им эмоционально восприниматьсозданный совместно с воспитателем рисунок, лепку.

Ведущими главным в нашей работе по формированию представлений об эстетическихпризнаках объектов окружающего мира мы считаем наглядные методы (наблюдение,рассматривание предмета, показ картин, иллюстраций и т.д.). Ценность наблюдениязаключается не только в том, что в его процессе формируется представлениеребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой дляпоследующего изображения. В наблюдении у детей формируется яркое, живое представлениеоб окружающем мире. В своей работе с детьми наблюдение мы  часто сочетаем сэлементами обследования, более детального рассматривания каких-топризнаков предмета.
Наблюдая с малышами окружающую природу (на прогулке, в уголке природы), мы обращаемвнимание на разнообразие цветов и красок (красный, синий, желтый, зеленый,белый, коричневый, черный), помогаем различать их, чтобы использовать затем врисовании. Рассматривая с малышами окружающие предметы (яркие игрушки,предметы быта, декоративно – прикладного искусства), мы обращаем их внимание нато, что все предметы состоят из разных форм, имеют определенный цвет.

В этом возрастемалыши только начинают учиться рисовать, лепить, поэтому само ознакомление сразнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Мыподдерживаем и развиваем этот интерес, предлагая детям различные изобразительныематериалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски. Так как двухлетние малышине могут рисовать несколькими красками, мы обращали особое внимание нагармоничное сочетание цвета краски и бумаги. Сочетание цветного пятна с фономвызывает у детей различные ассоциации, создает определенную настроенность(жёлтое пятно — «огонек», он будет «гореть» только на темно-синем или черномфоне).

Овладениеизобразительно-выразительными средствами(ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание детского рисунка, лепки,позволяя находить сходство с окружающими предметами и явлениями. Сенсорныеосновы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве отобразного начала. Каждый раз мы старались опираться на выразительностьотдельных средств, материала, чтобы приобщать детей к художественнойдеятельности.

Ориентируясьна то, что детей третьего года жизни интересует мир предметов и действия сними, мы строили содержание игры на событиях или фактах, центром которыхявляются различные предметы и действия с ними. Например, под влиянием фольклора(песенок, потешек, сказок) и непосредственных наблюдений малышам становитсяблизким и понятным образ петушка. Вместе с детьми мы обыгрывалиигрушечного петушка, для которого дети потом нарисовали горошек, выполняли сним разные действия: петушок «гуляет», «ищет» зернышки, «разгребает» землю ит.д.

Вигровых приемах чаще использовали развернутые практические действия с игрушкой.Это вызвано тем, что рисунки, выполненные  2-х летними детьми, не всегдаузнаваемые, а действия, близкие к реальным, с известной игрушкой будет детскоевоображение, помогают оживить образ.

Художественныепроизведения, музыка также помогают детямосвоить эстетические признаки объектов окружающего мира: они повышают положительное эмоциональное отношение детей к игре,способствует формированию образного представления об изображаемом. Мысчитаем, что комплексное воздействие различных видов художественнойдеятельности способствует созданию эмоционального отношения к образу.  Дидактическиеигры закрепляют представления детей о эстетических признаках объектов («Большиеи маленькие», «Разноцветные фонарики», «Что привез Мишутка» и др. Различныевкладыши, сенсорные панно, игрушки-забавы также помогают нам в освоениисвойств объектов. 

Тесноесотрудничество с родителями помогает формировать у малышей  представления обэстетических признаках окружающего мира. Работа шла по следующим направлениям:изучение интереса родителей к вопросу, уровня их педагогической культуры поэтой проблеме (с этой целью был проведён опрос Что такое эстетическоевоспитание?,); повышение их педагогической культуры  (с этой цельюпровели родительское собрание, где сообщили задачи работы с детьми на год, втом числе по разделу Изобразительное искусство и художественнаядеятельность, консультации: «Особенности восприятия детьми младшегодошкольного возраста цвета, формы, размера предметов окружающего мира»,«Эстетическое воспитание детей третьего года жизни»); активное включениеродителей в образовательный процесс (с этой целью привлекли родителей кизготовлению дидактических игр и пособий)

Результаты итогового педагогическогообследования по данному вопросу показал: кконцу учебного года дети проявляют активный интерес к восприятию эстетических свойств и явлений, желание рассматривать и действовать с ними; у этих детейнаблюдается эмоциональный отклик на проявления эстетического, интерес кизобразительной деятельности, выделяют основные признаки предметов, которыеделают их красивыми (яркие цвета, основные формы), большинство детей без затрудненийопределяют форму, цвет и характер поверхности объектов и выражают эти эстетическиепризнаки объектов в речи.

  Таким образом, формированиепредставлений об эстетических признаках окружающего мира у детей младшегодошкольного возраста имеет большое значение в развитии личности ребёнка, сочетаниеразличных видов художественной деятельности способствует формированиюпредставлений об эстетических признаках окружающего мира у детей младшегодошкольного возраста.


Поделиться статьей

Перспективное планирование Познавательное развитие

Поделиться статьей

Поделиться статьей Дата Совместная деятельность ребёнка и взрослого     месяц неделя Непосредственно образовательная деятельность Программное содержание Методическое обеспечение Реализация


Поделиться статьей

Сценарий развлечения для группы раннего возраста Осень золотая.

Поделиться статьей

Поделиться статьей Сценарийразвлечения для группы раннего возраста Осень золотая.   Цель:Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость,способствовать развитию интереса


Поделиться статьей

План – конспект прогулки. Наблюдение за берёзой зимой»

Поделиться статьей

Поделиться статьей План – конспект прогулки.Наблюдение за берёзой зимой» Наблюдение за березойзимой Цели:  формировать знания обособенностях жизни деревьев зимой;  воспитывать


Поделиться статьей

Проектная работаМастера — умельцы нашего села по Индивидуальному проектуВыполнил ученик 10 класса Рахимов Артур.Руководитель проекта Галеева Р. А.с. Казанское 2022 год

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАФИЛИАЛ КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


Поделиться статьей