Егорова Виктория Александровна,
учитель биологии и педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №703 Московского района Санкт-Петребруга
Формирование регулятивных учебных действийу учащихся на основе применения технологии проблемного обучения на урокахбиологии
Сегодня на смену знаний, умений, навыковкак результатов обучения в школе приходят личностные, предметные иметапредметные результаты обучения. Важно развивать у учащихся способностьсамостоятельно добывать знания и применять их при решении различных учебных ижизненных проблем. Однако, в силу устоявшихся традиционных взглядов на обучениев школах этому не уделяют достаточного внимания развитию у учащихся. В настоящеевремя перед школой стоит актуальная проблема формирования универсальных учебныхдействий (далее – УУД). При этом особое внимание уделяется формированиюрегулятивных учебных действий, поскольку сегодня любому человеку необходимо научитьсясамостоятельно планировать и выполнять различного рода задания, решатьпроблемы, принимать ответственные решения, находить пути достижения цели,замечать недочеты и исправлять ошибки в своей деятельности.
Каким образом сформировать регулятивныеУУД у учащихся? Данным вопросом занимались многие ученые, исследующие проблемуна примере учащихся начальной школы [2,3,5,6].
О.В. Кузнецова в своей статье приводитпримеры разнообразных методов и приемов, которые способствуют формированиюрегулятивных учебных действий. Например, работа над причинами ошибок, заданияна выбор правильного ответа, прием «карта знаний» и т.д. По мнению О.В.Кузнецовой, анализируя причины ошибок, учащиеся учатся восстанавливать ходсвоих мыслей и находить ошибки. Такой вид работы способствует формированиюдействий рефлексии, контроля и коррекции. Задания на выбор правильного ответапозволяют учащимся замечать ошибки в рассуждениях других учеников. О.В.Кузнецова отмечает, что подобные задания «способствуют формированию действиякоррекции и контроля, так как в ходе их выполнения учащимся необходимо найтиошибки, проанализировать их причины, поставить цель коррекции своих знаний ивыбрать задания для устранения ошибок» [3]. И.В.Урих для диагностики и формирования регулятивных учебных действий приводитразнообразные виды заданий, например, поиск информации впредложенных источниках, заучивание материала наизусть в классе, задания сзапланированными ошибками, терминологический диктант и контрольный опрос наопределенную проблему [5]. С.М. Андрюшечкин отмечает, чтона различных уроках можно использовать проблемное обучение, как основной методформирования регулятивных УУД. По его мнению, в ходе решения проблемы создаетсятакая педагогическая ситуация, когда учащимся под руководством учителянеобходимо организовать свою учебно-познавательную деятельность: осуществитьцелеполагание, если проблема формулируются самими учащимися; спланироватьрешение проблемы, определив, при необходимости, последовательность ипрактических, и теоретических действий; оценить полученный результат, когдапроблема решена [2].
В частности, Л.И. Флегонтова отмечает, что на урокахможно использовать мультипликационные фильмы. Автор считает, что в процессепросмотра мультфильма используется прием «стоп-кадр»: в какой-то проблемный,конфликтный по сюжету момент показ мультфильма приостанавливается, и учащимсянеобходимо спрогнозировать дальнейшие события и найти конструктивное илитворческое решение проблемной ситуации, что способствует формированиюрегулятивных учебных действий [6].
Однако для учащихся основной школыприемлемыми могут быть другие методы и технологии. Одним из перспективныхрешений на методическом уровне данной проблемы может иметь применение технологиипроблемного обучения. Методические аспекты применения данной технологии науроках биологии еще недостаточно разработаны и внедрены в практику обучения вшколе. Это подтверждают результаты анкетирования, проведенного нами в период 2018-2020гг., где задействованы были 100 учителей общеобразовательных школ Санкт-Петербурга.Анализ результатов анкетирования позволил выяснить, что только 12% из опрошенныхучителей систематически используют технологию проблемного обучения, указываяпри этом на достижение цели – формирование у учащихся регулятивных учебныхдействий. Большинство учителей (78%) указали, что не владеют в совершенстветехнологией проблемного обучения, а потому редко применяют ее на своих уроках.Настораживает тот факт, что 10% принявших участие в опросе учителей указали,что они даже не знакомы с технологий проблемного обучения.
Достижение метапредметных результатов приобучении биологии возможно при организации познавательной деятельности учащихсякак системной деятельности по усвоению содержания на основе примененияспециально разработанных проблемных задач. В качестве примера, как можносодействовать развитию у учащихся регулятивных учебных действий на урокебиологии с применением технологии проблемного обучения, можно рассмотреть фрагментнатему «Виды корней и типы корневых систем» (6класс).Учитель начинает урок с демонстрации мультфильма по басне Ивана АндреевичаКрылова «Свинья под дубом». Далееучитель задает учащимся вопросы: «Вы узнали это произведение?», «Прав ливорон, что обнажив корни дерева, они могут засохнуть?», «Почему растение неможет существовать без корней?», «Каквы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?».
Учащиеся начинают рассуждать, почему же обнажив корнидерева, они могут засохнуть. В данном случае учитель подводит учащихся кцелеполаганию на уроке. Далее можно предложить учащимся следующие задания: 1.Пользуясьрисунком учебника, установите последовательность развития корней корневойсистемы. 2.Рассмотрите рисунок «Видоизменения корней» и составьте рассказ орастениях с разными видоизменениями корней. 3.Используя текст параграфа,определите, что общего у корневых систем верблюжьей колючки и эхинокактуса ичем они отличаются [1].
Для организации учащихся по коррекции своей учебнойдеятельности можно предложить задания с запланированными ошибками в тексте,например, в конце урока учитель выдает учащимся текст с биологическимиошибками: «Один из учеников написал сочинение на тему«Строение листа». Ваша задача найти и исправить биологические ошибки в тестесочинения. «Лист – это часть побега. Он осуществляет три основные функции –фотосинтез (образование минеральных веществ), газообмен и испарение воды.Листья бывают простыми и сложными. Простые листья, состоящие из нескольких листовыхпластинок. Такие листья у березы, клена, дуба, черемухи и у других растений.Сложные листья, состоящие из одной листовой пластинки, характерны для ясеня,рябины и многих других» [4].
Таким образом, сформированность регулятивных УУД впроцессе обучения детей благоприятно отражается на уровне их развития. Учащиесяобретают способность самостоятельно учиться, ставить для себя цели, искать иприменять информацию для выполнений задания, контролировать процесс, а такжедавать оценку результатам своей деятельности.
Библиографический список:
1. Андреева, Н.Д. Задачный подход к формированию содержания какспособ развития универсальных учебных действий при обучении биологии в школе //Естественнонаучное образование в условиях перехода на новые государственныеобразовательные стандарты: опыт и перспективы с элементами научной молодежнойшколы «профессиональные компетенции учителя-естественника»: Сборник материаловфорума. – Якутск: Изд-во СВФУ им. М.К. Аммосова, 2016. – С. 62–64.
2. Андрюшечкин, С.М. Дидактическийкомплекс проблемного обучения: теория, модель, практическаяреализация [Текст]: монография / С. М. Андрюшечкин. –Москва: Баласс, 2018. – 150 с
3. Кузнецова, О.В. Методы и приемы формированиярегулятивных универсальных учебных действий [Текст] / О.В. Кузнецова //Управление начальной школы – 2016. – № 1. – С. 42–49.
4. Пасечник,В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник [Текст] / В.В.Пасечник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 207 с.
5. Урих,И.В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условияхреализации стандартов нового поколения (ФГОС): Учебно-методическое пособие /Авт. – сост. П.М. Горев, В.В. Утемов. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 275 с.
6. Флегонтова,Л.И. Мультипликационный фильм как средство формирования универсальных учебныхдействий [Текст] / Л.И. Флегонтова // Управление начальнойшколы– 2014. – № 8. – С. 13–31.