Здравствуйте, уважаемыечлены жюри и конкурсанты! Тема моего выступления: «Формированиеsoft skills через ТРКМ на уроках французского языка»
Образованиедолжно идти за меняющимся миром. И конкурентное преимущество получат люди,которые обладают soft skills. ВладимирПутин, президент РФ
Такое мнение высказал Владимир Путин на сессииВсемирного фестиваля молодёжи и студентов и оно полностьюотражает основную идею ФГОС второго поколения. Видыуниверсальных учебных действий по ФГОС ООО полностью идентичны навыкам softskills или, так называемым, «гибким» навыкам. Это надпрофессиональные навыкивзаимодействия с людьми, такие как коммуникабельность и эмпатия, умениеработать в команде и др. Ведь жизнь не ограничивается только школьным уроком,поэтому перед учителем стоит куда более важная задача: воспитать не толькопрофессионала, но и гармоничную личность. Общество остро нуждается в людях, способныхчётко, ясно и структурировано мыслить. Поэтому критическое мышление как soft skill— отличная инвестиция в собственное будущее.
Дляразвития навыка мыслить критически существует образовательная технологияразвития критического мышления (ТРКМ). Создателями ТРКМ являются американскиеучёные Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Структура данной технологии полностьюсоответствует основным этапам урока согласно ФГОС ООО. Её суть заключается втрёхмерной базовой модели: вызов, осмысление, рефлексия. В рамках этой моделишкольники приобретают способность взвешенно подходить канализу и потреблению информации, полученной на уроке.
Рассмотримуниверсальные приёмы ТРКМ, которые я систематически использую на урокахфранцузского языка.
Приём«Шесть шляп мышления» был впервые предложенанглийским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Наиболее эффективен настадии рефлексии. Суть данного приёма в разборе проблемной ситуации, не имеющейоднозначного решения, используя разные типы мышления. Класс делится на группы по6 человек. Одна группа садится в центре класса, надевшляпы, остальные учащиеся в своих группах готовят ответы на разработанном мноюбланке, который содержит адаптированные вопросы по теме тезиса и заданному типумышления. После того как каждый участник центральной группы проработал все 6шляп, в работу включается другая группа и т.д.
Цветшляпы определяет направление развития мысли:
v Белая— информация;
v Жёлтая— позитив;
v Черная— критика;
v Красная— эмоции;
v Зеленая— креатив;
v Синяя— управление.
Какиеsoft skillsпомогает развить данный приём? Метод шести шляпмышления позволяет развить гибкость ума, креативность, учесть мнение каждого ирассмотреть ситуацию со всех сторон.
Приём«Интерактивный гексагон»
Автором является англичанин, учитель истории Рассел Тарр. Ввидууникальной, похожей на соты форме, учащиеся могут устанавливать различные связимежду содержимым шестиугольников. При использовании подобного метода ониспособны сами вносить коррективы в свою деятельность и нести ответственность запринятое решение. Приём хорош для применения на уроке усвоения новых знаний,навыков и умений.
Насвоих уроках я использую данный приём несколькими способами: предлагаю учащимсявписать учебный материал в шестиугольники на бланке, либо уже подписанные сотыпредлагается разрезать и собрать как мозаику.
Какиеsoft skillsпомогает развить данный приём? Школьники учатсяпонимать учебную задачу, планировать план действий, действовать согласно плану,при этом совершенствуя навыки коммуникации и работы в группе.
Приём«Ментальные карты (интеллект-карты, mind map)»
Авторприёма — Тони Бьюзен, американский учёный и бизнесмен. Идея педагогическогоприёма состоит в том, что центральная идея помещается в центр. Затем от этойидеи ответвляются связанные с ней идеи, мысли и ассоциации.
Приёмментальных карт я использую на стадии рефлексии или в качестве команднойпроектной деятельности. Построив карту мысли, учащиеся легко запоминаютструктуру презентации, могут отклоняться от линии повествования и легковозвращаться к ней. Получается продуманная импровизация. Таким образом,учащиеся становятся авторами уникального продукта.
Какиеsoft skillsпомогает развить данный приём? Ментальная картаидеальное решение для проверки знаний учащихся и параллельного развитиякреативности, чувства личной ответственности перед командой за работу над своимответвлением, навыка самоорганизации, умения учитывать чужое мнение.
Вчем новизна? Элементы новизны содержатся в методических приёмах взаимодействияпедагога и ученика, направленные на создание условий для свободного развития soft skills в рамках урока и за его пределами.
Softskills — навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и нагляднопродемонстрировать. Умение мыслить критически – важный навык, который нужноразвивать с юных лет. Разбираясь в тонкостях «гибких» навыков можнопредположить, что soft skills являются прототипом федеральных стандартов.
Приподготовке к выступлению я использовала следующие источники информации, которыеВы видите на экране.
БлагодарюВас за внимание и готова ответить на все Ваши вопросы.