X-PDF

Формирование у младших школьников орфографического навыка

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

«Формированиеорфографического навыка

 умладших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

ПоляковаМарина Александровна

учительначальных классов

 

 

 

 

2022

 

В современныхусловиях развития инклюзивного образования учителя начальных классовсталкиваются с проблемой коррекции и преодоления орфографических ошибок детей сречевыми нарушениями, с проблемой обучения их грамотному письму.

Трудности учащихсяв овладении орфографическим навыком во многом

обусловленыособенностями их речи. Для освоения орфографических

действий младшимшкольникам необходимо уметь правильно выполнять

фонетическийанализ, хорошо ориентироваться в слого-звуковой и

морфемнойструктуре слова, иметь сформированный грамматический строй

речи и достаточныйсловарный запас. В связи с этим, у детей с фонетикофонематическим илексико-грамматическим недоразвитием речи возникают орфографические проблемы.Без своевременного коррекционного

воздействия данныепроблемы могут трансформироваться в дизорфографию

Овладениеорфографическим навыком детьми с нарушениями речи

осложняется тем,что данный процесс требует от учащихся определённой

психологическойготовности (способности к анализу, синтезу, сравнению,

обобщению;возможности самоконтроля). Исследования особенностей

когнитивной сферыдетей с недоразвитием речи свидетельствуют о

недостаточнойсформированности названных психологических действий и о

низкой познавательнойактивности в целом.

Существеннуюпомощь в формировании орфографического навыка у

учащихся сречевыми патологиями должна оказывать коррекционная работа.

В науке илогопедической практике исследованы вопросы нарушения и

коррекцииписьменной речи младших школьников, в том числе с

недоразвитиемречи.

         Всеназванные нарушения отрицательно сказываются на овладении детьми орфографическимнавыком, поскольку обнаружение орфограммы и применение правила требуетграмотного фонетического и морфологического анализа, оперирования лексическимисвязями между словами, владением грамматической парадигмой слов, пониманияродовидовых отношений между орфограммами, осмысления структуры орфографическогоправила. Например, учащиеся не могут определить, в какой части слова находитсябезударный звук, следовательно, не могут верно выбрать правило проверкинаписания. Если же дети выбирают верное правило, они часто не могут егоприменить, так как не способны подобрать проверочное слово вследствиенедостаточного словарного запаса или подбирают его ошибочно, ориентируясьтолько на схожесть звучания (не учитывая значение слова). В связи с этим,необходимо в формирование орфографических умений включать работу по коррекциипроявлений ранее указанных речевых нарушений.

       Орфограмма- написание в соответствии с определенным правилом или традицией, избираемое изнескольких возможных. Применительно к обучению в начальной школе используетсяследующее определение орфограммы: написание, которое нельзя установить на слух.В зависимости от места орфограммы в потоке речи выделяются следующие основныевиды орфограмм: орфограммы слабой позиции звуков (зима, дуб, прелестный,птичка); слитное, раздельное написание или написание через дефис (под березой,подберезовик, по-детски); написание с заглавной или строчной буквы (рыжик,котенок Рыжик); перенос слов (тем-но); сокращенное написание слов (сущ.,физ-ра, г. Калуга). В программу начальной школы по орфографии включаетсяизучение следующих видов орфограмм: буква или сочетание букв на месте слабыхпозиций звуков, пробел между словами, дефис (место разделения слова), написаниезаглавной буквы. Сокращённое написание слов специально не изучается, ношкольники осваивают такое написание эмпирическим путем в ходе письменной работына уроке.

      Взависимости от языкового уровня, связанного с появлением орфограммы, выделяютсяорфограммы, обусловленные только закономерностями фонетики и графики (например,правописание гласных после шипящих, ь,ъ), и орфограммы, связанные с морфемнымсоставом слова и грамматикой (например, правописание безударных гласных вокончании имен существительных). Достаточно много орфограмм связано с явлениямиразных уровней языка (например, правописание безударной гласной в корне слова).Указанная типология орфограмм имеет значение для определения содержания идифференциации орфографической работы с учащимися с нарушениями речи. Освоениепервого типа орфограмм требует формирования у школьников с нарушениями речипрочных знаний о фонемах и их обозначении, умения верно произносить звуки иопознавать на слух, соотносить с буквами. Освоение второго типа орфограммпредполагает знание учениками морфем, представление об образовании слов,владение ими умением членить слово на части. Освоение первого типа орфограммыидет по пути от звука к букве и за счет выполнения фонемного и звуко-буквенноговидов анализа; в процессе освоения второго типа орфограмм ведущую роль играютдругие виды анализа: морфемный, словообразовательный, семантический.

      Первым шагомк формированию умения видеть орфограмму является знакомство учащихся с общимпонятием об орфограмме. Осуществить это с детьми посредством объясненияабстрактных признаков орфограммы трудно, но, поскольку большинство орфограммрусского языка являются орфограммами слабых позиций гласных и парных согласныхзвуков, знакомство с опознавательными признаками данных орфограмм – возможныйпуть решения названной задачи. Таким образом, учащихся следует учить находитьбезударные гласные звуки, парные согласные звуки в абсолютном конце слова иперед другими согласными звуками кроме непарных звонких согласных звуков. Еслик этой работе добавить сопоставление звукового состава слова с буквенным иобнаружение в части слов расхождения произношения и написания, у учащихся снарушениями речи сложится представление об орфограмме как «ошибкоопасном» местев слове

   Также считаюважным отметить, что успешному формированию орфографической зоркостиспособствует разграничение детьми понятий «звук» и «буква», т.к. эторазграничение лежит в основе природы орфографии. Средством осознания разницымежду звуком и буквой является разделение во 29 времени анализа звучащих слов инаписанных, а также грамотное проведение звуко-буквенного анализа.

        Вформировании умения видеть орфограмму необходимо учитывать закономерностипоэтапного формирования умственных действий. Любое умственное действиеформируется на основе предоставленного образца сначала во внешнем плане спомощью материальных средств и речевого проговаривания. В ходе овладенияорфографическим действием речевое проговаривание включает воспроизведение шагованализа слова для обнаружения орфограммы («Произносим слово», «Выделяем звуки попорядку», «Ищем гласные звуки», «Ставим ударение», «Ищем безударные гласныезвуки», «Выделяем части в слове», «Определяем, в какой части слова естьбезударный гласный звук» и т.п.). Средствами материализации признаковорфограммы является универсальное графическое обозначение ударного гласногозвука или его буквы (диагональная линия сверху), универсальное обозначениелюбой орфограммы (например, подчеркивание ее чертой) и графическое обозначениеорфограмм отдельных видов (точка под безударным гласным и его буквой, волнистаялиния под парным согласным звуком в слабой позиции или его буквой) и т.п.Установление типа орфограммы позволяет ученикам верно выбрать соответствующееправило. В противном случае ученики допустят ошибки в написании (например, еслиребенок обнаружил безударный гласный звук, он может проверить орфограмму самымчастым способом — изменив слово по 30 числу, не учитывая, что звук находится вприставке, следовательно, так не проверяется написание). Определение типаорфограммы требует понять ее языковую основу (где и почему возниклаорфограмма), значит, учащиеся смогут лучше понять и соответствующее правило. Всвязи с этим, рационально изучать орфограммы по группам, устанавливая сходствои различие их признаков.

 

 

Диагностическийматериал для оценки уровня орфографической

зоркостина этапе констатирующей диагностики

Тест1

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть сочетание ши, подними

руку.

Слова: шапка, шина, ключи, плащи, шумим,уши.

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть сочетание ща, подними

руку.

Слова: шапка, щётка, пищат, щипать, гуща,часто.

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть сочетание чу, подними

руку.

Слова: чудо, шура, щука, дочурка, ключ,плáчу

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть сочетание звуков чк,

подними руку.

Слова: дочка, пчела, зайчик, корочка,щека, цикл.

Тест2

Инструкция: Прочитай текст. Подчеркниодной чертой безударные

гласные буквы. Подчеркни волнистой чертойбуквы парных согласных на

конце слова.

Чиж

У чижа гнездо на сосне. Скоро в нем запищатптенцы. Чиж полетел на

пруд. У воды есть корм. На берегу прудакуст сирени. Мошки любят этот

запах. Чиж будет сыт.

Диагностический материал для оценки уровняумения выполнить

орфографический контроль речи на этапеконстатирующей диагностики

Инструкция: найди в написании слов ошибки.Подчеркни каждую

ошибку одной чертой. Исправь ошибку:напиши сверху правильную букву или зачеркни лишнюю букву.

 

Надаче

Всё лето мы жыли на даче. Дачя стоит околорики. Брат купил юре новые

удочьки. Мальчик сел под дуп и ловит рыбу.Вот проплыл ёрж. Юра поймал

щючку. День закончился. В ночьном небевидна звизда. Хорошо на даче!

 

Диагностическийматериал для оценки степени автоматизации

орфографическогонавыка на этапе констатирующей диагностики

Диктант

Примечание: подчеркнутые орфограммыучащимся не известны или не

известны способы их проверки, поэтомунеобходимо указывать, какую букву

нужно писать, или указать, что пишется послуху. Необходимо указывать на

знаки препинания, незнакомые учащимся (онитакже подчеркнуты).

Ученикам известно слово девочка, нужнонапомнить, что слово «словарное»,

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1138

и орфографически его не проговаривать.

Любимыйкот

У Шуры живёт кот Васька. Он весь белый,голова с серым пятном. Хвост

пушистый. Один ус короче. Летом Васькувзяли на дачу. Он спал на окне. Там

тепло. Девочка часто играла с котом. Онивместе ходили гулять в сад. Васька

– весёлый друг. Дачная жизнь хороша!

Видызаданий на поиск орфограммы

1. Найди орфограмму «сочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу».

Шапка, шина, ключи, плащи, шумим, уши,щётка, пищат, щипать, гуща,

часто, чудо, шура, щука, дочурка, ключ,плáчу.

2. Правильно ли ученик нашел и подчеркнулв словах орфограмму

ЧК?

Дочка, зайчик, корочка, шашка.

3. Найди в словах сочетание мягкий согл.звук + звук [й] + гласный

звук.

Юля, майка, лейка, платье, ручьи, красная,вьет, май, подъезд.

4. Найди безударную гласную букву в корнеслова, которую нужно

проверять. Подчеркни ее одной чертой.

Вода, бегут, смешной, кормушка, спешат,морской, (в) окне, приехал,

ключик, лесной, трава, совята, (под)деревьями, смотрим.

5. Найди букву парного согласного на концеслова, которую нужно

проверять. Подчеркни ее одной чертой.

Шкаф, компот, сапог, батон, тетрадь, корм,вода, год, нож, мороз.

6. Раздели слова на группы: в первую группупиши слова с проверяемой

безударной гласной в корне, во-вторую – снепроверяемой гласной в корне.

Слова: садовый, стаканчик, листопад,мебель, дорога, пестрели, ворона,

уличный, солить, крошить, деревенский.

 

Диагностическийматериал для оценки уровня орфографической

зоркостина этапе контрольной диагностики

Тест1

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть сочетание [шы], подними

карточку с ши, если в слове есть сочетание[жы], подними карточку с жи.

Слова: шапка, жизнь, шина, лыжа, плащи,дружить, шумим, уши, ужѐ.

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть сочетание [ч’а], подними

карточку с ча, если в слове есть сочетание[щ’а], подними карточку с ща.

Слова: шапка, часто, пищат, плащ, гуща,каша, дача, площадка, пачка.

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть сочетание [ч’у], подними

карточку с ча, если в слове есть сочетание[щ’у], подними карточку с ща.

Слова: чудо, шура, щука, гуща, плачý, ищý,ключ, зашуршал, почуял,

прищурил.

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть сочетание [ч’к], подними

карточку с чк, если в слове есть сочетание[ч’т], подними карточку с чт.

Слова: дочка, почта, зайчик, корочка,плачет, мечтает, ножка, летчик,

удочка.

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть сочетание [ч’н], подними

карточку с чн, если в слове есть сочетание[щ’н], подними карточку с щн.

Слова: сочный, гонщик, выращен, член(предложения), мощный, солнце,

молочный, кончик, овощной.

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть сочетание [н’ч], подними

руку.

Слова: кончик, точный, одуванчик, женщина,пончики, обманчивый,

ступенька, тоньше, мельче.

Инструкция: Послушай слово. Если в словеесть звук [j], подними руку.

Слова: лейка, лить, яма, семья, семя,Коля, колье, полью, Вит.

Тест2

Задание 1.

Инструкция: Прочитай текст. Подчеркниодной чертой безударные

гласные буквы, которые по слуху писатьопасно. Подчеркни волнистой чертой

буквы парных согласных на конце слова и всередине слова перед глухими

согласными.

Зимой

Зима. Мороз. На ветвях иней. Лед сковалречку. Лодки вынесло на берег.

Снег укрыл дорожки в лесу. Подул холодныйветер. Снег упал с берез.

Пролетела синичка. По тропе пробежал заяц.След ведет в бор. Там есть корм.

Под елью островки земли и сугроб. Там спитмедведь. Тихо в лесу!

Задание2.

Инструкция: Прочитай текст. Найди слова, вкоторых есть сочетание

мягкий согл. звук + звук [й] + гласныйзвук. Подчеркни сочетания букв этих

звуков одной чертой.

Нарядныйлес

Ночная вьюга украсила лес. Днем выглянулосолнце. Все кругом

сверкает. Ели надели мягкие рукавицы. Напеньках пушистые шапки. Хлопья

снега накрыли землю чистой скатертью.Звонкая семейка синиц оставила

узоры из следов. Блестит изгиб ручья. Каккрасиво вокруг! Хочется всё

объехать и посмотреть.

Тест3

Инструкция 1: Послушай рассказ.

Воробей

Под крышей сарая было гнездо. Маленькийворобей упал из гнезда.

Рыжий кот Васька подкрался к малышу. Матьне испугалась врага. Она

прыгала перед Васькой, била кота крыльями.Васька не выдержал. Птенец был спасен.

Ответь на вопросы:

1) Откуда упал маленький воробей?

2) Кто хотел его съесть?

3) Кто защитил птенца?

4) Как мама защитила своего сына?

Инструкция 2: перед тобой текст этогорассказа. Некоторые слова

написаны слитно. Найди границу междусловами и обозначь ее вертикальной

линией. Помни: предлог и частица не – этоотдельные слова.

Воробей

Подкрышейсарая былогнездо. Маленькийворобейупализгнезда.

РыжийкотВаська подкралсякмалышу.Матьнеиспугалась врага.

ОнапрыгалапередВаськой, билакотакрыльями.Васьканевыдержал.

Птенец былспасен.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1138

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет