Формирование УУД на уроках и внеурочных занятиях по технологии
в 5 классах в разделе «Технологии обработки текстильных материалов».
Перемены, происходящие в современном общественашли свое отражение в современном стандарте образования, который большоевнимание уделяет результатам обучения учащихся. Под результатами понимается нетолько предметные знания, но и умение применять эти знания в практическойдеятельности. А это значит, что важной задачей учителя становится формированиесистемы универсальных учебных действий учащихся. Логика развития универсальныхучебных действий , помогающая ученику почти в буквальном смысле объятьнеобъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.
По современным данным, для ученика очень важноуметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания,отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должныбыть не только в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпыобновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходитсянеоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывноеобразование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Поэтому приоритетной цельюшкольного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельноставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать иоценивать свои достижения.
Достижение данной целистановится возможным благодаря формированию системы универсальных учебныхдействий(УУД) на уроках и внеурочных занятиях.
Ведущую роль в формировании УУДиграет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболееэффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определениепланируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Каждый учебный предмет взависимости от предметного содержания и правильной организации учебнойдеятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формированияуниверсальных учебных действий.
Возможности предмета«Технология» позволяют гораздо больше формировать универсальныеучебные действия (УУД) у учащихся. В нём все элементы учебной деятельностидостаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.
В составе основных видовуниверсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный,регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Разберем развитие УУД напримере изучения «Технологии» в 5 классе в разделе «Технологииобработки текстильных материалов».
К личностным УУД относятся:
• положительное отношение кучению, к познавательной деятельности,
• желание приобретать новыезнания, умения, совершенствовать имеющиеся,
• осознавать свои трудности истремиться к их преодолению,
• осваивать новые видыдеятельности,
• участвовать в творческом,созидательном процессе;
• осознание себя какиндивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себяобщепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий,поступков;
• осознание себя как гражданина, какпредставителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение кдругим народам;
• стремление к красоте,готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностныхуниверсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
• участие в проектах;
• творческие задания;
• зрительное, моторное,вербальное восприятие музыки;
• мысленное воспроизведениекартины, ситуации, видеофильма;
• самооценка события,происшествия;
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимсяорганизацию своей учебной деятельности:
• целеполагание — что известно инеизвестно;
• планирование — определениепоследовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищениерезультата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способадействия и его результата с заданным эталоном;
• коррекция;
• оценка;
• саморегуляция.
Предмет «Технология» способствует формированиюрегулятивных УУД путём «приобретения навыков самообслуживания; поэтому науроках и внеурочных занятиях учащиеся получаю опыт овладения технологическимиприемам ручной и машиной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».
К коммуникативным УУДотносятся:
· умениевступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
· участвоватьв общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
· задаватьвопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
· формулироватьсобственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· строитьнебольшие монологические высказывания,
· осуществлятьсовместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретныхучебно-познавательных задач.
Для формированиякоммуникативных ууд мною используются:
— организация взаимной проверкизаданий
— обсуждения участниками способовсвоего действия
— учебные игры, соревнования
-работа в группах должна всегдазавершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы показать учащимся, какони работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с нимианализируется не только результат, но и процесс работы.
К познавательным УУД относятсяумения:
· осознаватьпознавательную задачу;
· читать ислушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её вматериалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе;
· осуществлятьдля решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
· выполнятьучебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
· пониматьинформацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Для формирования познавательныхууд мною используются:
— не только использование наглядныхмоделей (схемы, чертежи, планы), но и обучение самостоятельно строить схемы,модели, таблицы и т. п.
— задания по самостоятельномунахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другойдополнительной литературе.
— осуществлять классификации,сравнения личной работы с другими.
Предмет «Технология» имеетпрактико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенкупредставление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать этизнания в разных сферах учебной и внеурочной деятельности (при поискеинформации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Овладение учащимися универсальнымиучебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоенияновых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е.умение учиться.
Поэтому в этом учебном году я сталапроводить и внеурочное занятие по технологии – это курсы «Кройки и шитья» гдеучащиеся более подробно знакомиться с разными видами швейных машин ( ручных,ножных, электрических, обметочных) и шьют более сложные вещи, чем в учебноевремя, такие как различные сумки ( бумеры), различные вещи для дома и быта,игрушки, подарки для родителей и близких людей.