Министерство науки и высшегообразования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Хакасский государственныйуниверситет им. Н. Ф. Катанова»
Посвящается 10-летию созданияинститутов Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия иУполномоченного по правам ребенка в Республике Хакасия
ЗАЩИТАПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Сборник материалов
Всероссийскойнаучно-практической конференции
(Абакан, 07–08 октября 2021 г.)
Абакан
2021
1
УДК 342.7(063)
ББК 67.400.3я431 |
|||
|
З402 Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» |
||
Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518 З402 |
Защита прав человека: теория и региональная практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Абакан, 07–08 октября 2021 г.) / науч. ред. В. В. Наумкина, отв. ред. В. Н. Козлова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2021. – 200 с. |
||
|
ISBN 978-5-7810-2236-6 |
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
Настоящий сборник содержит материалы Всероссийской научно-практической конференции «Защита прав человека: теория и региональная практика», посвященной 10-летию создания институтов Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия и Уполномоченного по правам ребѐнка в Республике Хакасия и организованной совместно Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Хакасия, институтом истории и права ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» при поддержке Правительства Республики Хакасия 07–08 октября 2021 г. в г. Абакане. В конференции приняли участие практические работники, преподаватели, аспиранты и студенты из городов Москва, Санкт-Петербург, Алтайского и Красноярского краев, Иркутской, Томской, Тюменской областей, республик Коми, Крым, Алтай, Тыва, Хакасия, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также из Республики Беларусь. Сборник материалов предназначен для практических и научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов, а также государственных и муниципальных служащих, всех, интересующихся проблемами, связан- |
||
ными с юриспруденцией. |
|
||
|
|
|
УДК 342.7(063) ББК 67.400.3я431 |
ISBN 978-5-7810-2236-6 |
© Уполномоченный по правам человека в Республике Хакасия, 2021 © Уполномоченный по правам ребѐнка в Республике Хакасия, 2021 |
|
|
© ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2021 |
|||
© Институт истории и права ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2021 |
2
эволюционной динамики, открытость для использованияиного позитивного опыта и одновременно критическое отношение к нему [5, с.32–40; 6, с. 50–61; 7, с. 226–231];
— изменения в Федеральный закон «Обобразовании в Российской Федерации» логически продолжили тренд, которыйформировался на основе системы нормативных правовых актов, нацеленных наформирование патриотизма граждан (Концепция федеральной системы подготовкиграждан России к военной службе на период до 2020 г., утвержденнаяРаспоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 134-р и др.);
— в систему существующих нормативныхправовых актов в России интегрировано Распоряжение Правительства РФ от 23января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых врамках программы Десятилетия детства на период до 2027 г.»;
— с 1 июля гражданам, впервыеполучающим российский паспорт, будут вручать экземпляр Конституции. Об этомговорится в изменениях, которые внѐс Председатель Правительства РФ в Положениео паспорте гражданина Российской Федерации. Решение коснѐтся четырнадцатилетнихграждан, получающих паспорт впервые, а также иностранцев, получающих российскоегражданство. Решение нацелено на то, чтобы повысить уровень патриотическоговоспитания, способствовать бережному и уважительному отношению кгосударственной символике России;
— развивается нормативная база длярегулирования отношений в сфере патриотического воспитания школьников иучащейся молодежи в вузах и колледжах на уровне субъектов РФ. В частности, речьидет о Постановлении Президиума Правительства Республики Хакасия от 31.03.2021№ 43-п «Об утверждении Плана основных мероприятий, проводимых в РеспубликеХакасия в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»;
— в систему патриотического воспитанияграждан интегрированы отдельные органы исполнительной власти государства:Министерство обороны РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерствоспорта РФ, Министерство культуры РФ, Росвоенцентр, функционируют различныеорганизации: объединения, клубы, школы, кадетские классы, волонтерские корпусаи др. Особое положение среди этих институтов государства и гражданскогообщества занимает Уполномоченный по правам ребенка и на федеральном уровне, ина уровне субъектов Российской Федерации, деятельность которого определяетсясоответствующими нормативными правовыми актами.
Библиографический список
1. КозловВ. А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989. 116 с.
2. КрупеняЕ. М. Теоретические аспекты реализации статусного публичного права // Евразийский юридический журнал. 2010. № 3 (22).
С. 59–63.
3. КрупеняЕ. М. Правосознание в правовой реальности современного социума. //Вестник Академии права и управления. 2016. № 1 (42).
С. 70–77.
4. Политическоеучастие и отношения с государством в России [Сайт] // Политическое участие и отношения сгосударством в России – Левада—Центр (levada.ru) (дата обращения:08.10.2021).
5. РостиславлевД. А. Консервативная критика либерального учения о государстве в сочинениях Л.де Бональда в период Реставрации и Июльской монархии // Вестник Московскогогородского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2010. № 2(6). С. 32–40.
6. РостиславлевД. А. О причинах революций XVII–XVIII веков в странах Запада // ВестникМосковского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки.2021. № 1 (41). С. 50–61.
7. РостиславлевД. А. А. Токвиль о бюрократическом управлении во Франции при Старом порядке //Право и права человека в современном мире: тенденции, риски, перспективыразвития: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памятипрофессора Ф. М. Рудинского. М., 2021. С. 226–231.
8. ТарасовН. Н. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемногоанализа) // Правоведение. 2001. № 1. С. 31–50.
© Крупеня Е. М., 2021
ВВЕДЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОМБУДСМЕНА ПОПРАВАМ РЕБЕНКА В ОСНОВНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИХАКАСИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
INTRODUCINGTHE POSITION OF THE OMBUDSMAN ON THE RIGHTS OF THE CHILD IN THE BASIC SCHOOLS OF THE REPUBLICOF KHAKASIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
М. Н. Кузиванова
В рамках основныхобщеобразовательных школ Республики Хакасия часто возникают конфликтные ситуациимежду обучающимися, учителями и родителями (законными представителями). Встатье рассматривается возможность введения должности уполномоченного по правамребенка в школе и оценивается эффективность такого правозащитного института. Ключевыеслова: омбудсмен, омбудсмен в школе, права ребѐнка,защита прав детей.
Within the frameworkof the main secondary schools of the Republic of Khakassia, conflicts oftenarise between students, teachers and parents (legal representatives). Thearticle discusses the possibility of introducing the position of a ombudsmanfor the rights of the child at school and assesses the effectiveness of such ahuman rights institution.
Key words:ombudsman, school ombudsman, child rights, protection of childrens rights.
В последние годы мы можем наблюдать усиление ролиобразовательных и воспитательных учреждений в решении проблем ребѐнка. Любоегосударственное учреждение, где находятся дети, встречается с множествомнеразрешѐнных задач, количество которых беспрестанно растет.
