Цели семинарского занятия:
1. Сформировать представления о формах и механизмах приобщения к культурным ценностям.
2. Раскрыть содержание процесса социализации на всех его этапах и во всех формах.
3. Показать роль родительства в процессе социализации человека.
План:
1. Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации) .
2. Фазы социализации, агенты, институты социализации .
3. Родительство как элемент первичной социализации .
4. Десоциализация и ресоциализация,
5. Аккультурация, ассимиляция .
6. Культурные заимствования, культурная диффузия .
7. Культурная динамика (культурные процессы).
Входные компетенции:
Студент из курса «социология» должен знать:
1. Примеры основных институтов и агентов социализации .
2. Общее определение категорий «родительство», «семья», «материнство», «отцовство»
3. Основные культурные процессы.
Основные понятия и положения темы:
«Адаптация культурная» – процесс приспособления индивида или социальной группы к социальной среде, включая усвоение норм и ценностей данной срдеы в ходе социализации
«Аккультурация» – процесс взаимовлияния как правило различных по уровню развития культур .
«Ассимиляция» – механическое усвоение новых ценностей, процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразие своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социально группы, с которой они находятся в непосредственном контакте .
«Инкультурация» – процесс приобщения человека к культуре, усвоение им ценностей и норм поведения характерных для данной культуры
«Культурная диффузия» – пространственное распространение проникновение культурных достижений одних обществ в другие, заимствование достижений одних обществ другими.
«Культурная маргинальность» – понятие, характеризующее особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями но не в одной из них они не интегрированы полностью .
«Социализаци я» – процесс освоения и воспроизведения человеком определенной системы ценностей, норм, знаний, образцов поведения, обычаев, традиций. Выделяют первичную и вторичную социализацию .
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №7 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации) . Фазы социализации, агенты, институты социализации . | Доклады по теме | 20 мин. | |
Родительство как элемент первичной социализации | Доклады по теме | 20 мин. | |
Десоциализация и ресоциализация, Аккультурация, ассимиляция . | Доклады по теме | 20 мин. | |
Культурные заимствования, культурная диффузия . Культурная динамика (культурные процессы). | Доклады по теме | 20 мин. | |
Формы и механизмы приобщения к культуре | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое аккультурация?
2. В чем заключается разница между процессами ассимиляции и транскультурации?
3. Какие факторы и как могут способствовать процессам взаимопроникновения и взаимообогащения культур и тормозить их?
4. Как протекают процессы взаимопроникновения и взаимообогащения в разных сферах культуры?
