Детскийсад «Улыбка» — филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательногоучреждения – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха
Доклад
«Формыи методы музыкального воспитания, способствующие ранней профориентации детейдошкольного возраста»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Зубарева В. Н.
2023
Одна из основных задача социализацииребёнка в ДОУ – ознакомление с разнообразным миром профессий.
Актуальность формирования у детейпредставлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человекаобоснована ФГОС дошкольного образования.
Профориентация в настоящее времяявляется важным направлением работы образовательных учреждений. Это системамероприятий, направленная на выявления личности особенности интересов испособностей в выборе профессии. Дошкольное учреждение – это первая ступень вформировании базовых знаний о профессии именно в детском саду дети знакомятся смногообразием и широким выбором профессии. Ознакомление с трудом взрослых,окружающим миром происходит уже в младшем возрасте, когда дети через сказки,общение с взрослыми и средствами массовой информации узнают о разныхпрофессиях.
В настоящее время мир профессий оченьразнообразен. Поэтому сложнымвыбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимоисходя из своих личных предпочтений и желаний. Все профессии на свете являютсянужными и необходимыми. Профессия всегда должнадоставлять удовольствие и нравиться. Тяжело работать на работе, которая тебе неподходит. А если занятие нравится, то и дела будут спориться быстрее и легче.Поэтому любая профессия является необходимой, важной и серьезной. Любой трудбудет по достоинству оценен, если вкладывать в него душу и стараться выполнятьего качественно.
Я- работаю музыкальным руководителеми люблю свою профессию. Наверное,многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующаяособых талантов. Однако, роль музыкальногоруководителя в дошкольном учреждении огромна. От грамотной подачи музыкальногоматериала, от правильного построения музыкального занятия и талантамузыкального руководителя зависит, сможет ли каждый ребенок найти возможностьтворческого самовыражения в каком-либовиде музыкальной деятельности, насколько дети будут увлечены музыкой и сохранятли это увлечение на всю жизнь и это увлечение в дальнейшем перерастет впрофессию.
Музыка – универсальный видискусства. Чтобы музыка жила среди нас, нужны музыканты разных специальностей.Профессия музыкант – работа необычная, предполагающая творческое начало.Существует много музыкальных специальностей, из которых каждая сама по себеважна и незаменима в области музыкального искусства. Мир музыки настолькообширен, что найти себя в нем сможет каждый. Музыканты создают и исполняютмузыку, поэтому профессионал будет востребован и в звукозаписывающей компании,и на сцене, и в детском саду. Одни выбирают путь создания музыкальныхпроизведений и становятся композиторами, аранжировщиками, а для другихважно музыкуисполнять, поэтому они находят себя в музыкальных ансамблях и оркестрах. Дирижёрыруководят музыкальными коллективами. Часто исполнение музыки сочетается снаписанием и исполнением поэтических текстов, поэтому лучшие музыканты зачастуюявляются и поэтами, и вокалистами.
Профессия «музыкант»подразумевает постоянное осваивание новых возможностей музыкальной техники. Музыкантунеобходимо умело сочетать в себе талант, трудолюбие и терпение, ведь карьерамузыканта невероятно сложна, при этом она обладает почти не ограниченнымпотенциалом.
Но встает вопрос – как это сделать, чтобы у детей появилосьжелание познать мир музыки? Какие необходимо создать условия для реализациисистемной и комплексной работы по ранней профориентационной подготовки детей вдошкольных учреждениях?
Дети очень восприимчивы к музыке. На музыкальных занятияхнеобходимо формировать доступные возрасту представления о различных музыкальныхпрофессиях, давать детям возможность познакомиться с элементамипрофессиональной деятельности композитора, исполнителя, дирижера и др. черезпрактическую деятельность и экспериментирование.
Самой главнойзадачей по профессиональному самоопределению в дошкольном возрасте являетсясоздание доступной образовательной среды, помогающей формированию интереса кпрофессии музыкального руководителя. Чем шире представления ребенка о даннойпрофессий, тем она становится привлекательнее для дошкольника. Каждый видмузыкальной деятельности очень важен для ребенка, так как каждый из них несетсвоё воспитательное воздействие.
Одним изглавных видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушаниемузыки подразумевает разучивание песни, пляски, партитуры для детсадовскогооркестра.
Слушаниемузыки является активнейшим внутренним механизмом собранности, требующиммобилизации чувствований, мысли и познавательных способностей дошкольников,соединённых сопереживанием музыкального произведения. Ребенок переживаетвсевозможные чувства в связи с взаимодействием на него музыки и обдумыванием еесодержания. Это процесс эмоционально-образного постижения, посколькуреализовывается через художественно-музыкальный образ. В итоге сформировываетсяотношение к образу, которое в последующем переносится в реальность.
Иным видоммузыкальной деятельности рассматривается детское исполнительство. Оно проявляетсяв пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальныхинструментах и предугадывает перспективу у ребенка прочувствованно, фактическии искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношениек ней.
Пение -целеустремлённый процесс воспроизведения мелодии голосом и чувствованиясодержания песни. Это главный вид музыкальной деятельности детей дошкольноговозраста. Петь могут и желают все дети, начиная с двухлетнего возраста.Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее отображают свои эмоции.
Музыкально-ритмическиедвижения — это активнейшая деятельность, обуславливающаяся изображениемхарактера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себямузыкальные игры, пляски и упражнения. В системе музыкально-ритмическоговоспитания лежит выстраивание у детей возможности интерпретировать музыкальныеобразы и мастерства иллюстрировать их в движении.
Игра надетских музыкальных инструментах плодотворна для саморазвития музыкальныхспособностей: музыкального слуха, чувствования ритма и музыкальной памяти. Играна детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховыепредставления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувствованиеансамбля (при коллективной игре в оркестре). Возможность импровизации намузыкальных инструментах, в исполнении песен, в танцах и музыкальнойдеятельности позволяет развивать в дошкольниках огромнейший интерес кмузыкальным занятиям.
Музыкально-дидактическиеигры – в процессе которых тренируются опознавать свойства музыкальных звуков,музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.
Последующийвид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольномвозрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые обуславливаютсяв мастерстве воссоздавать простейшие песенные импровизации; воспроизводитьзнакомые танцевальные движения, формируя новые варианты танцев, находитьэффектные игровые движения для передачи разнообразных образов; бренчать надетских музыкальных инструментах.
Еще один видмузыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая сориентированана усвоение детьми упрощённых сведений о музыке. Музыкально-образовательный виддеятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как видеискусства, о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д.,а также исключительные познания о способах исполнительства.
Одной изсамых многогранных форм музыкальной деятельности являются праздники. Онипозволяют раскрыть ребенку дошкольного возраста свои творческие возможности.Музыкальный праздник – это радостное и торжественное состояние души, вызывающееэмоциональный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественногособытия. Тематика музыкальных праздников может быть самой разнообразной. Музыкасовместно с другими видами искусства (живописью, литературой, хореографией)делает праздник эмоционально воспринимаемым, доступным и понятным, оказываетвоздействие на всех участников, формирует у них эстетические чувства и идеалы.Погружаясь в атмосферу музыкального праздника, дошкольники приобретают новыезнания, у них формируются новые умения в виде их самодеятельности и творчества.
Музыкально-театрализованныепредставления, вид музыкальной деятельности, в котором происходит обыгрываниесцен музыкальных произведений и оно занимают значимое место в музыкальномвоспитании дошкольника. Театрализация дает возможность ребенку любого возрастаи пола приоткрыть для себя склонность «играть» и тренироваться одновременно. Видмузыкальной деятельности легко доступен всем, производит благотворное влияниена творческое развитие дошкольника, его открытость, раскованность, позволяетосвободить его от застенчивости и различных комплексов.
По моемумнению музыкальную театрализацию в работе с дошкольниками нужно использовать ссамого младшего возраста. Малыши с удовольствием участвуют в мини — сценках,имитируя повадки животных, их движения и голоса. К музыкальной театрализациижелательно привлекать и воспитателей, которые будут, как и дети, играть ролигероев сказок. Также целесообразно приобщать родителей к подготовке спектаклей,тем самым, сплачивая семью с творческой жизнью детей.
Подводя итогивышесказанного, хочется обратить внимание на важность и огромную значимостьиспользования этих видов деятельности в формировании профессиональногосамоопределения. Если у дошкольника сформировать стабильный интерес к музыке вовзаимосвязи с определенными практическими навыками, обеспечивая ему успехи ввыполнении заданий, тогда ребенок дошкольного возраста сможет самостоятельноорганизовать свою собственную музыкальную деятельность.
Такимобразом, создавая и используя выше предложенные виды и формы музыкальнойдеятельности уже в дошкольном возрасте мы создаем условия для профессиональногосамоопределения воспитанников, осуществляем ориентацию детей на трудовуюподготовку, влияем на выбор профессии, и способствуем решению задачобразовательной системы в целом.
Что жекасается не посредственно моей работы?
Моя работа по ранней профориентации детей старшего дошкольноговозраста была направлена на расширение представлений детей о профессиях,связанных с творчеством, с театром.
В процессе знакомства с профессией особое внимание я уделялакачествам и умениям, которыми должен обладать актер: умение перевоплощаться,вживаться в роль; умение петь и танцевать, а также импровизировать; умениевыразительно, четко говорить; умение действовать согласованно.
При знакомстве дошкольников с профессией актер, я придерживаласьправила: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь игра длядошкольника – это ведущий вид деятельности. В игре ребёнок получает первыйпрактический опыт социального взаимодействия.
Так родилась идея в театрализованной деятельности используяпостановки мюзикла, ведь мюзикл — интегративная музыкально-игровая формадеятельности, предполагающая одновременное воздействие музыки, движения, танцаи речи для создания художественного образа.
Работа проводилась по трём направлениям: театральное, музыкальноеи танцевальное.
· Театральное направление – развитие творческого воображения ифантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства,владеть собой, своими эмоциями и чувствами. Развитие речевого аппарата,диалогической речи, выработки классического произношения звуков, дикцию.
· Музыкальное направление – развитие детского певческого голоса,формирования вокально-исполнительских умений, подготовку вокального репертуарабудущего спектакля.
· Танцевально-пластическое направление – приобретение навыковисполнения танцевальных движений, фигур под музыку, а также постановку корпуса,рук, ног, головы т.е. элементов для передачи игрового образа.
Очень часто в мюзикле для более яркого раскрытия образа,необходимо движения персонажей под музыку с одновременным исполнением песен.Поэтому основная моя работа была направлена на развитие умения петь иодновременно выполнять образные движения для передачи игрового образа.
И дополнительное направление — работа над мюзиклом. Как правило, материалом длясценического воплощения служат сказки. При выборе сказки для
мюзикла яучитывала возрастные особенности детей, обращала внимание и на то,
чтобы сказкаобогащала эмоциональный опыт детей, пробуждала интерес к новым знаниям,расширяла творческие возможности. В ходе подготовки к спектаклю детямпредоставлялась возможность попробовать себя в разных ролях.
Мы показали такиеспектакли как: «Как утёнок маму искал», «За Солнышком», в которых принималиактивное участие все без исключения дети вне зависимости от их уровняподготовки.
Итоговым мероприятием стало выступление на РМО с театральнойзарисовкой «Все работы хороши!».
Безусловно, в работе над театрализованными постановками огромнуюпомощь оказали воспитатели, расширяя представления детей о театральныхпрофессиях. Педагоги организовывали свободную деятельность детей, используятеатральные игры, этюды, песни разученные на музыкальных занятиях. Так жевоспитателями в группе был оформлен театральный уголок.
Анализируя, проведённую работу в театральном направлении, яувидела, что использование системы мероприятий о мире профессий далоположительный результат. У детей сформированы представления о профессии актера,его связи с другими театральными профессиями. Дети знают, какими качествами,знаниями и умениями должен обладать актер. С помощью песен, этюдов,театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новымиподробностями о профессии, но и развивали свою эмоциональную сферу, творческиеспособности.
В будущем, я буду знакомить детей с профессией и деятельностьюмузыканта под воздействием которой дети способны раскрыть творческиеспособности. Многие полюбят музыку и будут еюзанимаются, но самые терпеливые и трудолюбивые станут настоящими музыкантами.