«Формыи методы работы по развитию любознательности
детей в домашних условиях»
Воспитателигр.10
Деледивко Н.С.
2023
Как развивать любознательность у детей дошкольноговозраста.
Каждый взрослый, наверняка, замечал, каксильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира!Именно детская любознательность и любопытство подталкивают ребятишек к новому инеизведанному, что нам, взрослым, кажется совсем несущественным. Возможно, естьродители, которые совершенно не обращают внимания на такое поведение своегодитя. Между тем, специалисты утверждают, что несформированность таких качеств,как любознательность, пытливость, любопытство может привести к серьезным проблемампри обучении в школе, ведь еще Сократ говорил: Если ты будешьлюбознательным, то будешь многознающим. Заботливых и внимательныхродителей радует стремление ребенка к познанию нового, но при этом они хотятзнать, какие приемы будут эффективнее всего воздействовать на развитиелюбознательности детей?
Что это? — главный вопрос любознательности
Психологи подчеркивают, чтолюбознательность — это природное качество человека, основанное напознавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуютее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученнымвпечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчаетпроцесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос -удивление что это? ярко характеризует любознательность ипознавательный интерес, раскрывает их сущность: познание начинается судивления (Аристотель). Каждый родитель замечал, в период, когда кроханачинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащиепредметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объектыподвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны,разобраны на части. Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понятьсвое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство былобезопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-топериодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство вкухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развитиялюбознательности на всех ее стадиях:
· На начальном этапе развитие любознательности у детей дошкольноговозраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям (чтоэто?).
· На следующей стадии формируется любопытство, направленное на болееглубокое познание объектов (что там внутри?) и расширение знаний оних (для чего это нужно?).
· Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности ипознавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников,когда у них появляется желание узнать не только что это?, но иумение поделиться своими знаниями с окружающими.
Шаги по ступеням любознательности
По утверждению педагогов, воспитаниелюбознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства.Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики соткрывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрическиерозетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски. Дамало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один — два года! Дляродителей — это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период,когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становитсяглавной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.
Важно: активное общение с малышом впериод раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развиватьстремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новымисследовательским действиям!
Когда малыш начинает говорить, развиваютсяего познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желаниибыть как взрослый, стремлении к более полноценному общению свзрослым. На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтомудетская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя своевыражение в появлении множества разнообразных вопросов: Почему листьязеленые, Как получается дождь?, А радуга, эточто?. Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.
В старшей возрастной группе продолжаетсядальнейшее развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации,что можно увидеть по следующим признакам:
· на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозорау дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
· на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новымзнаниям;
· если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройствопредметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам иназначению
· эффективность любознательности проявляется в количестве и качествезадаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражатьсвою точку зрения.
Советы любящим родителям
Как развивать любознательность ребенка?Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ееразвития. В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры иупражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. Вэтом плане на формирование любознательности влияет:
1. Деятельнаяподдержка всех эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий:удивления, радости, восторга, живого интереса, например: Мама, смотри,оказывается, енотик умеет мыть свои лапки! или Папа, я догадался,как вертолет летит!.
2. Вниманиек детским вопросам, на которые обязательно нужно найти правильный ответ. Еслиродитель не знает, как ответить на вопрос крохи, необходимо найти ответ и вновьвернуться к нему. Полезно, если родитель будет искать ответ вместе с ребенком вэнциклопедиях, интернете. Такая совместная работа дает хорошую возможность дляразвития познавательной активности дошкольников.
3. Примерродителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе, проводятэлементарные исследования, например, вместе с детьми выращивая овощи или цветына даче. Или на прогулке по парку, в лесу, наблюдая за изменениями в природе,или изучая только что купленный бытовой прибор.
4. Рассказродителей об известных открывателях, создателях ценных изобретений длячеловечества, при этом искреннее восхищение новыми открытиями.
5. Всемье необходимо замечать, оценивать и сохранять все открытия собственногоребенка, его достижения. Можно завести альбом с фотографиями, детскимирисунками, выделить место в квартире для поделок.
Когда родители спрашивают, какие условияразвития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можноответить, что главное — не ограничивать исследовательскую деятельностьдошколенка. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так какдошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно.Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разныедействия, например:
· игры (вводить неожиданные предметы в игровые действия: кухоннуюпосуду, бросовый материал; приобретать разборные игрушки: машинки, кораблики),
· рисование, лепку, аппликацию (показать оригинальные приемыизображения: с крупой, песком, камешками),
· наблюдения во время прогулки (ставить простые эксперименты: почемувода замерзла, что нужно для роста растений, как происходит листопад),
· домашние дела (вместе с ребенком пересаживать растения, лепитьпельмени, печь булочки),
· оборудовать комнату ребенка для побуждения к фантазии (ночник ввиде земного шара, звездное небо на потолке с изображением созвездий, занавесикак декорации),
· просмотр мультфильмов, чтение книг, знциклопедии с интереснымиисторическими или научными фактами, картинками, биографиями героев -первооткрывателей,
· занимательныеопыты, которые можно устраивать дома во время досуга, детскихпраздников (торнадо, волшебная лампа, мыльные пузыри, невидимые чернила).
Важно: чтобы развитьлюбознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневнойжизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы ивместе искать ответы на них.
Связь с другими качествами
Активность в изучении мира тесно связана снесколькими качествами, которые будут важны в будущем. Люди с достаточноразвитой любознательностью успешно получают следующие навыки:
Наблюдательность. Она помогаетвоспринимать не только явную информацию, но и находить скрытые знанияпрактически в каждом действии, любой предмет станет полезным и интересным. Этотнавык поможет легко пронести в старший возраст обучаемость, получитьобразование и найти работу, которая будет приносить не только доход, но иудовольствие.
Умение выделять нужную информацию. Чемшире круг интересов, тем легче определять важные элементы среди горы словеснойи информативной шелухи.
Предрасположенность к профессиональномууспеху. Любознательный человек не станет довольствоваться одинаковыми серымибуднями в скучном офисе. Амбиции, подпитанные неподдельным интересом к делу,ведут к быстрому карьерному росту.
Упражнения и игры на любознательность
Хорошим подспорьем для домашнего обучениявсегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательностии познавательного интереса. Главное при подборе таких игр — они должныпобуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнаватьновое и докапываться до сути.
Цепочка вопросов
Упражнение можно проводить в любойситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумываетинтересную тему, например, Зачем нужна одежда?, Почему идетдождь?, Откуда берутся грибы?. Изначально вопросы задаетвзрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, азатем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор,пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или призатруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочкаможет быть такая:
· зачем нужна одежда?
· какая бывает одежда?
· без одежды как было бы человеку?
· из чего шьют одежду?
· когда не было ткани, во что одевались люди?
· как они добывали шкуры?
· как можно сшить одежду из шкур?
Преобразуем старое в новое
Любознательность детей можносовершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использованиестарым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне(коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышупридумать, как можно их еще раз использовать в быту. Из небольших пластиковыхбутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки инарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью,можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке. Главное, побуждатьмалыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старойвещи.
Игры — раскопки
Сейчас такие игры становятся популярнымидля детей и взрослых, поэтому приобретая игру — раскопку, ее можно сделатьсемейным развлечением. Игры — раскопки направлены на развитие любознательности,например, Тайны пирамид, Юный археолог, Динозаврв айсберге или Потерянная экспедиция. Затем подобные игрыможно делать самостоятельно и играть достаточно длительное время. Смысл всехигр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурнымислоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейномдосуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта илипредложить коллекционирование артефактов.
Путешествуем во времени
Есть разные варианты подобных игр -путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не толькоразвивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.
· Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: Водной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали еепо-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие — только в будущее. Нобыли в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время.Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный,но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. Иоднажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезлаего в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, какпрекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигалисьтолько туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, анекоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, кудахочется. Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может имвстретиться в путешествии, например, в прошлом времени — динозавры, пещерныежители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем — роботы, межпланетныекосмические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можнопредложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, вкаком времени побывал игрок.
Почему трудно развивать любознательность?
Есть несколько причин, которыепрепятствуют развитию любопытства:
Повышенная самокритика. Онавозникает, когда родители требуют от ребенка слишком много, не обращая вниманияна его потребность в похвале. Искренне восхищайтесь достижениям своего малыша,хвалите, обнимайте чаще. Дети не должны становиться вашим методом самоутверждения.
Недостаточная познавательнаясфера. Это проблема может вас коснуться, если вы не уделяете достаточно временипрогулкам, домашнему обучению и другим сферам жизни. Посещайте выставки, кино ипарки развлечений, не бойтесь ездить в новые города.
Неправильное окружение.Особенность детей — социальность и стремление к общению. Вокруг должно быть какможно больше людей, которые смогут уделить немного времени на общение смаленьким исследователем. Старайтесь оградить малюток от влияния людей с негативнымиэмоциями.
Такие незамысловатые игры и упражнения,которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другиеспособы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачивам в воспитании дошколят!
Памятка для родителей поразвитию любознательности
1. Научитеребенка играть в шахматы, шашки, лото, домино.
2. Заведитедомашнего питомца.
3. Проводитев семье различные конкурсы.
4. Организовывайтесовместные походы в театры, в музеи, на выставки.
5. Проводитепостоянные прогулки на природу.
6. Мастеритес детьми поделки из природного материала.
7. Поощряйтеэкспериментирование детей.
8. Читайтедетям природоведческую литературу.
9. Любитесвоего ребенка!
Памятка для родителей «Как отвечатьна детские вопросы».
1. Относитеськ вопросам ребенка с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Нераздражайтесь из-за них на ребенка.
3. Внимательновслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
4. Давайтекраткие и доступные пониманию ребенка ответы.
5. Ответдолжен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
6. Вответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающейжизнью.
7. Поощряйтесамостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросвстречным: «А ты как думаешь?»
8. Воспитывайтев нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
9. Еслиответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока тыеще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешьответить на этот вопрос».