-овальная,
-яйцевидная,
-копьевидная,
-стреловидная,
-линейная.
Жилкование листьев:
-параллельное,
-дуговое,
-сетчатое,
-пальчатое,
-перистое.
Гетерофиллия.
Расположение на стебле:
-супротивное,
— поочередное,
— мутовчатое.
Лист — орган пластичный, его размеры, опушение, окраска очень разнообразны, но форма для каждого вида растений — признак стойкий, постоянный. Распознают и определяют виды растений в основном по листьям, поэтому морфологию листьев необходимо рассмотреть более подробно. Без знания особенностей внешнего строения листа в практической деятельности сложно определить вид растения.
Листовая пластинка — основная часть листа, где и происходят главные процессы: фотосинтез, транспирация, газообмен. Черешок – обеспечивает подвижность листовой пластинки, способствует эффективному расположению по отношению к свету, прикрепляет ее к стеблю.
Прилистники – весной они осуществляют дополнительную защиту почкам, однако кроме этого у некоторых растений они превращаются в колючки или могут выполнять функции листовой пластинки.
|
|
Основание листа принимает различную форму. Весьма часто оно суженное либо имеет вид небольшого утолщения (листовая подушечка). Однако нередко, особенно у злаков и зонтичных, оно разрастается и образует замкнутую или незамкнутую трубку, называемую листовым влагалищем. Листовое влагалище защищает пазушные почки, способствует длительному сохранению интеркалярной меристемы стебля и нередко служит средством дополнительной опоры побега.
Жилка является продолжением проводящего пучка, идущего из черешка в пластинку, а также служит механической опорой листа. По ним (жилкам) в толщу листа поступает вода с минеральным набором солей, а также происходит отток органических веществ (продуктов фотосинтеза). Расположение жилок в листе называется – ЖИЛКОВАНИЕ.
Рис. 1 Лист состоит из листовой пластинки, черешка, прилистников и основания.
Рис. 2. Формы листовых пластинок
Рис 3. Типы расчленения листовой пластинки.
Рис. 4. Форма верхушки, основания, характер края листовой пластинки
Рис 5. Типы жилкования листьев
1- параллельное, 2- дуговидное, 3- сетчатое с пальчатым расположением жилок, 4- сетчатое с перистым расположением жилок, 5- дихотомическое
Задания:
Задание №1
а) Из предложенной коллекции отберите листья, которые отличаются по способу прикрепления к побегу: черешковые, сидячие и стеблеобъемлющие (влагалищные). б) Определите отличительные особенности этих листьев.
|
|
в) На отобранных образцах найдите элементы листа: листовую пластинку, жилки, черешок, влагалище, ушки, прилистники.
г) Зарисуйте черешковый, сидячий и влагалищный лист. На каждом рисунке отметьте элементы, соответствующие данному виду листа.
д) Сделайте вывод об отличительных особенностях видов простых листьев.
Задание №2
а) Отберите листья, которые отличаются по форме вершины и основания листовой пластинки.
б) Определите форму верхушки и основания каждой листовой пластинки.
в) Зарисуйте листовые пластинки с закругленной, острой, заостренной, остроконечной вершиной.
г) Зарисуйте листовые пластинки с клиновидным, закругленным, сердцевидным, стреловидным, копьевидным основанием.
Задание №3
а) Из коллекции отберите простые цельные листья.
б) Используя отобранный материал, заполните таблицу
Таблица 1 — Морфологический анализ структуры листовой пластинки простых цельных листьев
№ листовой пластинки | Название растения (русское, латинское) | Форма листовой пластинки | Тип жилкования | Строение края | Строение основания пластинки | Строение вершины пластинки | Наличие черешка, раструба, влагалища . наличие прилистников | Рисунок |
Задание № 4. Рассмотрите гербарий простых и сложных листьев. Дайте описание листа по плану. Составьте их характеристику по следующему плану:
1. Соотношение длины и ширины.
2. Простой или сложный.
3. Жилкование.
4. Форма основания.
5. Форма верхушки.
6. Форма края.
7. Степень рассечения.
8. Примеры (не менее 2-х.)
9. Рисунок листа.
Примерная таблица заполнения.
Характеристика листа | Рисунок листа |
? | ? |
Задание № 5.
Закончить предложения:
1. Основные функции листа (три): _______________________________.
2. Фотосинтез осуществляется в _________________________, которые есть почти во всех клетках листа.
3. Хлоропласты предопределяют_________________________ цвет листа.
4. В покровной ткани листа есть устьица, образованные двумя клетками, которые называются________________________.
5. Между замыкающими клетками есть щель, которую называют_____________________ . она может открываться и закрываться.
6. Газообмен и транспирация преимущественно осуществляются через_____________________________.
7. Если рассмотреть поперечный разрез _____________________ в микроскоп, можно увидеть, что клетки его основной ткани мезофилла (масса клеток между верхней и нижней покровной тканями) неодинаковы.
8. Клетки, прилегающие к верхней стороны листка, обычно образуют 2-3 слоя и подобные столбиков. Поэтому эту ткань называют_________________. В ней в основном и происходит фотосинтез.
9. Ткань, прилегающая к нижней стороне листа, называют губчатой. Она действительно похожа на______________________. Это связано с тем, что в губчатой ткани есть много воздушных камер, или межклетники. В этой ткани обычно происходит газообмен и транспирация.
10. _______________________ ткань в листке представлена пучками.
11. В состав проводящих пучков входят___________________________________, сосуды, живые клетки и часто мертвые клетки основной ткани.
12. На поверхности листа ведущие пучки имеют вид.
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение листа.
2. Перечислите основные функции листа.
3. Какова продолжительность жизни листа у большинства растений.
4. Перечислите основные части листа.
5. Что такое сидячие и черешковые листья?
6. Какие существуют типы листьев?
7. На какие группы дифференцируют простые листья?
8. На какие 4 группы дифференцируют сложные листья?
9. Чем образованы жилки листьев?
10. Перечислите основные типы жилкования листьев.
11. Для каких растений характерно параллельное и дуговое жилкование?
12. Для каких растений характерно сетчатое жилкование?
|
|
13. Для каких растений характерно простое жилкование?
14. Какая ткань является главной тканью, представленной в микроскопическом строении листа?
15. На какие 2 группы делится мезофилл листа?
16. Какие ткани выполняют арматурные функции в листе?
17. Какая ткань покрывает лист?
18. Перечислите основные типы видоизменения листьев.
19. Что такое листопад?
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует. При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему формы листовых пластинок по основанию, верхушке и краю. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
Интернет ресурс «sbio.info» Форма доступа https://sbio.info/lections/rasteniya/list
Практическая работа №3
Тема: Метаморфозы вегетативных органов.
Цель работы: Изучить, нарисовать и выучить метаморфозы вегетативных органов.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1 . ОК 2 .
ПК 1.2 . ПК 1.3 . ПК 3.3 . ПК 4.3
Обеспечение занятия:
— ПК с лицензионным программным обеспечением .
|
|
— Рабочая тетрадь в клетку .
— Гербарный материал .
-Плакаты .
— Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
— интернет ресурс «yandex.ru» Форма доступа https://yandex.ru/search/?tex .
-интернет ресурс «www.studentguru.ru» Форма доступа https://www.studentguru.ru/leaf-3.html
Продолжительность занятия: 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Повторить метаморфозы вегетативных органов.
2.Выполнить задания по теме.
3.Оформить отчет согласно алгоритму
Теоретический материал