1. Закрытая форма — задание состоит из неполного утверждения с одной вакансией и множества элементов, один или несколько из которых являются правильными ответами. Чтобы уменьшить угадывание, количество элементов в предлагаемом множестве должно превышать количество верных (желательно 3 — 4).
Требования к заданиям закрытого типа:
· не должно быть заведомо ложных, а также явно выделяющихся или обособленных ответов. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов, применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта .
· в заданиях закрытого типа варианты ответов не должны начинаться или заканчиваться повторяющимися словами или выражениями. Количество вариантов ответов в задании должно находиться в пределах от 4 до 6 .
· недопустимы ответы типа: все выше перечисленное верно, все указанные ответы неверны и т. д. .
· предпочтительнее «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот .
· количество слов в формулировках тестового задания не должно превышать тринадцати .
· в заданиях закрытого типа из 5 ответов может быть 2, 3 или 4 правильных, что усложняет задание.
Пример:
Стадия развития печеночного сосальщика, инвазионная для человека
а) адолескарий
б) мирацидий
в) церкарий
г) яйцо
Правильный ответ: 1.
2. Открытая форма — задание имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один элемент. Обычно тестируемый подставляет число или слово (возможно устойчивое словосочетание, состоящее не более чем из двух слов). Основное требование к данному типу тестовых заданий – четкая формулировка задания, требующая однозначного ответа.
Пример:
Синдром нарушений макро- и микроциркуляции с последующим нарушением метаболизма клеток в ответ на сверхсильный раздражитель внешнего или внутреннего порядка — ###
+: шок
3. Задание на установление правильной последовательности (упорядочение) — Задание представляет собой множество неупорядоченных объектов (слов, словосочетаний, предложений, формул, рисунков и т.д.), которые необходимо установить в верную последовательность.
Пример:
Стадии прерывания беременности:
1. начавшийся аборт
2. неполный аборт
3. угрожающий аборт
4. полный аборт
5. аборт в ходу
Правильный ответ: 3, 1, 5, 2, 4.
4. Задание на соответствие имеет вид двух групп элементов. Тестируемый должен связать каждый элемент первой группы с одним из элементов второй. (Рекомендуется дополнить вторую группу несколькими элементами, не связанными с первой группой).
Пример:
Приступы стенокардии при ходьбе по ровному месту на расстояние соответствуют функциональному классу стенокардии напряжения
1. менее 100 м
2. более 500 м
13. 00 – 500 м
А. I ФК
Б. II ФК
В. III ФК
Г. IV ФК
Правильный ответ: 1 Г, 2 Б, 3 В.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДЫ РЕПРОДУКТИВНОГО И ДОГМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Преобладают на первых занятиях, к ним студенты привыкли при обучении в школе и колледже. Они играют определенную роль в развитии памяти в целом, способствуют полному воспроизведению фрагментов учебного материала, заучиванию фактов, латинских названий, новых терминов.
Все последующие технологии, относящиеся к научному типу организации учебного процесса, используются в разном сочетании в зависимости от объема, уровня сложности, структуры изучаемого на занятии модуля или тем:
РОЛЕВАЯ УЧЕБНАЯ ИГРА
Ролевая учебная игра -форма обсуждения проблемы, имеющей по преимуществу этико-психологический характер, которая требует предварительной подготовки всех участников. Помимо выбора темы, преподаватель распределяет роли участников и форму проведения игры. Это может быть:
а) модель лечащего врача
б) модель врача-эпидемиолога
в) диспут между несколькими врачами, либо врачами нескольких специальностей, объединенных общей задачей.
г) модель пациента
Преподаватель координирует последовательность выступлений, подводит итоги.
МЕТОД ИНЦИДЕНТА
Его основная особенность — наличие экстремального фактора (дефицита времени, недостаточность информации, критическая ситуация и т.д.). Метод направлен на развитие психологической устойчивости специалистов в экстремальных ситуациях, что может оказаться немаловажным для будущих врачей, так как элементы экстренности встречаются у врача любой специальности.
Студентам предъявляется краткая информация по проблеме (в виде любого из типов ситуационных задач). Необходимо провести ее анализ и принять быстрое решение.
Резкое ограничение времени решения задачи (от нескольких секунд до 1,5 минут) стимулирует развитие мышления студентов, приучает их к работе в экстремальных ситуациях. При оценке качества решения студентами задач подобного типа следует иметь в виду, что в связи с резким дефицитом времени допустимыми являются полные, но и «редуцированные» решения. Более того, студент, решивший задачу подобного типа пусть не совсем полно, но верно за 30 секунд, заслуживает более высокой оценки, чем решивший задачу абсолютно полно и правильно, но за 5 минут.
