Ребята, сегодня к нам наурок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем. Мыснова встречаемся с нашими друзьями Машей и Мишей. Ребята положили на стол 3сливы и 4 вишни , и каждый из них сделал свою запись суммы. Маша и Миша устроилиспор. Миша утверждает, что верное решение 3+4, а Маша что – 4+3. Как вы думаете,почему Миша записал 3+4. а Маша 4+3? Дети: Миша считал слева направо и написал3+4, а Маша тоже считала слева направо, но она смотрит с противоположнойстороны, поэтому она записала 4+3. Кто же прав? — Назовите значение суммы4+3, значение суммы 3+4. (7) Что заметили? (слагаемые поменялисьместами)-Подумайте, можно ли сказать что эти суммы равны? (да) А почему?(потому что набор ягод один и тот же. -А можно ли так поступать в математикеменять местами слагаемые? (да) Проверим! Постановка проблемы.
-Итак,нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобыразобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
-Тогданачнём. Исследовать – это значит изучить, понять, открыть что-то новое.Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждыйиз нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы –коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? Какую цель длясебя поставим? (узнать, можно ли менять местами слагаемые?)
-Работаем в парах
-Каждая пара получаеткружочки, звездочки, квадраты, треугольники двух цветов
1гр — 3красных и 4зеленых, 2гр группа – 2синих и 6 желтых, 3гр группа – 5 красных треугольников и3 синих, 4 гр-1 белую и 4 красных звездочки
-Все группы получают планисследования,
(Слайдс планом действий)
1.Составьтедва примера на сложение, используя все данные вам фигуры.
2.Сравните результаты.
3.Сделайте вывод.
-Договоритесь междусобой, кто будет отвечать.
У нас получились примеры3+4 и 4+3 , мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма не изменилась, онаравна 7, наш вывод от перестановки слагаемых сумма не изменится. И так всегруппы.
Ая предлагаю вам, ребята, сладкое правило. Можно яблоко (показ) разрезатьпополам. Соединяю половинки, получаю целое яблоко. Поменяю половинки местами исоединяю их – что же получилось? То же самое яблоко. Какой же следует вывод?(от перестановки слагаемых сумма не меняется). Давайте откроем учебник нанужной странице. 26 .Назовите страницу. Найдите номер 2 . Что означает условныйзначок? Работа в паре. Выполним (устно). Совпадают ли наши правила? (Да) Этуособенность ученые заметили давно. Они даже назвали ее математическим законом.Потому что закон выполняется всегда. Получается, что мы с вами, без постороннейпомощи сделали научное открытие! Какие мы молодцы! Кто же из ребят прав?(оба). Докажите.( Они просто поменяли местами слагаемые) Сформулируйтевывод.(От перестановки слагаемых значение сумм не меняется). —Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше.Посмотрим, как можно применить новое правило. Выполним задание.
Выполняя задание ,применяйте правило, которое мы открыли на уроке. Дети выполняют №3 вэлектронной форме учебника. Проверьте себя.
Следующее задание Вы также будете выполнять в паре. Прочитайте, что нужно сделать в №4 стр. 27. Затемдети выполняют эту работу в паре, используя фишки, а одну группу можно вызватьк доске и выполнить этот номер, используя интерактивную доску «Мимио».
А сейчас выполнитесамостоятельно задание №5 в электронной форме учебника .Обменяйтесь планшетами.Проверьте, верно ли выполнил задание ваш друг. Сравните с правильным ответом надоске. Ученики осуществляют взаимопроверку. Учитель обращается к ученикам: Похвали,если все выполнено верно. Помоги, если товарищ затрудняется. (Спроситьнесколько пар учеников).
Наш урок подошел к концу.
Достигли мы цели урока?(ДА) С какой проблемой мы с вами столкнулись? (можно ли менять местами слагаемые)И что выяснили? (можно, используя правило: от перестановки мест слагаемых суммане изменится). Но я вам предлагаю задуматься ещё над одним открытием, а есливзять слова в предложении и поменять их местами, как вы думаете, смыслпредложения изменится?
Наша Родина- Россия.
Россия- наша Родина.
Подумайте, изменился лисмысл? Иногда от перемены слов в предложении общий смысл не меняется.Интересно? Похоже на переместительный закон сложения?
Рефлексия
Укаждого ученика «Волшебная линеечка» с двигающейся отметкой (крестик) на шкале,чем ниже двигается отметка, тем сильнее закрывает облачко солнце.
Ученик оцениваетсебя сам. (Если освоил знания, умения полностью — ставь «крестик» «солнышко»,если не уверен — ставь «крестик» на «солнышке с тучкой», иначе — «крестик» на«тучке»
