ШальноваИра Геннадьевна
МОУПеремиловская СШ
Функциональноечтение на уроках географии
Процессыреформирования школьного образования в России повлекли за собой изменения вовзглядах на результативность этого образования. К образованию предъявляютсятребования практического характера, включающие способности субъекта ксаморазвитию и самосовершенствованию (УУД). Именно метапредметные образовательныерезультаты представлены в содержании обновленного поколения Федеральныхобразовательных стандартов. Современные подходы к оценке метапредметныхобразовательных результатов рассматриваются, как правило, в руслекомпетентностного подхода. Этот подход выдвигает на первое место неинформированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие впознании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностномсамоопределении. Ядром данного процесса выступаетфункциональная грамотность.
Одноиз наиболее распространенных определений функциональной грамотности далсоветский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональнаяграмотность – это способность человека использовать приобретаемые в течениежизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферахчеловеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Этоспособность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстроадаптироваться и функционировать в ней. Степень функциональной грамотностиопределяется знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими функционированиеличности в системе социальных отношений. Функциональная грамотность являетсяситуативной характеристикой личности, проявляется в конкретной ситуации, поэтомупроблема функциональной грамотности рассматривается как проблема деятельностичеловека.
Ключевые(базовые, универсальные) компетенции многофункциональны, надпредметны имногомерны в рамках любого учебного предмета.
Совершенноочевидно, что учебная деятельность должна иметь продуктивный характер:объяснение и описание явлений; использование и построение моделей явлений ипроцессов; прогнозирование изменений; формулирование выводов, на основеимеющихся данных; анализ этих выводов и оценка их достоверности; выдвижениегипотез и определение способов их проверки; формулирование цели исследования;построение плана исследования.
Материалыурока должны соответствовать характеру продуктивной деятельности обучающихся. Способыдеятельности на уроке, для решения учебных задач, должны соответствовать видамдеятельности. К таким видам деятельности учащихся в школьной географии,входящими в структуру функциональной грамотности можно отнести:
1. Ориентирование в содержании текста,структурирование текста, выбор требуемой информацию, преобразование текста;
2. Интерпретация и оценивание данных,обнаруживание недостоверности и противоречий;
3. Переход от одной формы представленияданных к другой;
4. Понимание информации, представленной вграфической, иллюстративной, табличной, текстовой и др. формах,интерпретирование информации, преобразование, обобщение;
5. Использование опыта чувственноговосприятия объектов, научное объяснение процессов и явлений, планированиеисследований;
6. Критическое рассматривание с разных точекзрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
Вгеографии понятие «текст» трактуется широко: он может включать не только слова,но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков ит.д. Текст – это средство развития компетенций: базовых; ключевых; предметных.
Дляпримера, можно рассмотреть задания на функциональное чтение с точки зренияситуационного анализа:
1. знание (найти и подчеркнуть слова, фразы,термины, составить список);
2. понимание (описание, объяснение, выделениепризнаков);
3. применение (решение, подборка примеров, формулировкавопросов);
4. анализ (разбивка текста на части, ключевыеслова, заголовки, сравнение и сопоставление объектов);
5. синтез (создание схемы, плана, инструкции,сценария, разработка дизайна, слогана);
6. оценка (стиль, форма, подача материала, информациякак факт или мнение, достоверность информации).
Работус тестом надо рассматриваться как обязательный учебный труд школьников.Необходимо систематически использовать тест на всех этапах процесса обучения:при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщениизнаний. Также необходимо целенаправленно обучать школьников умениям работать сразличными источниками географической информации.
Приложение
Примерзадания:
1.Прочитайте стихотворения «Полярная ночь»
2.Составьте к нему географический комментарий
ПОЛЯРНАЯНОЧЬ
Леонид Лапцуй
Ночьсеверная в звездном одеянье.
Снеговголубоватое сиянье.
Колеблющийсяв сумраке Ямал,
Морозныйпар, незримой стужи вал –
Тоокеана мощное дыханье.
Мелькнетсовой короткий зимний день
Там,за холмами, и в сугробы канет,
Оттудасолнце краем глаза глянет
Испрячется опять в ночную тень.
Емузимой подняться в небо лень.
Прекраснаэта краткая заря,
Она- как всплеск блестящей, мокрой щуки!
Итихо все. Смолкают в тундре звуки.
Таинственнаночная жизнь зверья.
Сидитлисица у норы песцовой.
Спиткуропатка под кустом в снегу.
Следымышей во мраке ищут совы.
Крадётсяволк, согнувшийся в дугу.
Движеньев стаде. Возглас пастуха.
Игром ружья. Взволнованы олени.
Атундра вновь таинственно тиха,
Лишьпо снегам перебегают тени.
И,как о свете дня воспоминанье,
Вдругсеверное вспыхнуло сиянье.
Перевод В. Афанасьева
Комментариис точки зрения географии: «В стихотворении описание природной зоны тундрычерез описание характеристики полярной ночи, приводится территория описываемогов стихотворении полуострова (Ямал). Территория выходит к СеверномуЛедовитому океану, сильное влияние океана на природу полуострова (тоокеана мощное дыханье). На низкие температуры воздуха указываютприлагательное морозный и словосочетание стужи вал. Словосочетание «всугробы канет» указывает наличие снега и образование сугробов вследствие ветра (океана мощное дыханье). На равнинный характерповерхности указывают упоминаемые холмы (Там, за холмами). Погода антициклоническая.Тот факт, что автор упоминает о тенях, перебегающих по снегам, косвенно говорито наличии источника света в ночи – луны. Второй источник света — северноесияние. Их наличие является указанием на отсутствие облаков, и,следовательно, на высокое атмосферное давление. В первой строкестихотворения есть указание на звездное небо (в звездном одеянье), а звездывидны только на безоблачном небе. Описание появления солнца над горизонтом всеми строках стихотворения подчеркивает краткосрочность его появления(Мелькнет совой короткий зимний день). Глагол мелькнёт подчеркивает непродолжительностьдня».
Одини тот же текст можно использовать для географического комментированиянеоднократно в зависимости от учебной задачи.
