Производственный менеджмент как подсистема общего менеджмента предприятия.
Производственный менеджмент –это управление промышленным предприятием с целью эффективности его деятельности.
Само понятие производственный менеджмент включает в себя все элементы: менеджмент – это стратегия, тактика, оперативные методы, планирование и т.д. с учетом отражения специфики самого производственного процесса.
Объектом производственного менеджмента является производство и производственная система.
Производство – это целенаправленная деятельность по созданию полезного продукта (услуги).
Производственная система – это процесс, который превращает отдельные элементы этой системы в полезную продукцию или услугу.
Система менеджмента любого предприятия охватывает всю управленческую деятельность этого предприятия, и она делится на две части: формирование стратегии предприятия и оперативное управление реализации данной стратегии (тактика предприятия).
1. Реализуется управленческой деятельности в виде стратегического и инновационного менеджмента.
2. В производственном, финансовом, логическом менеджменте, а так же в менеджменте управления персоналом.
Функциональные подсистемы управления производством
В практике управления производством выделяют 4 основные функциональные подсистемы:
1. Управление экономической деятельностью.
2. Управление технологической подготовкой производства.
3. Оперативное управление производством.
4. Управление техническим обслуживанием всего производства.
Реализация функции управления в масштабе предприятия осуществляется под влиянием внешних и внутренних факторов:
1. Внешние факторы – они связаны с воздействием рынка
a. Спрос на товары
b. Требование потребителей к производимым изделиям
c. Возможности конкурентов к выпуску аналогичной продукции
d. Условие поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий.
e. Возможности и требования инвесторов
В социальномплатне необходимо учитывать следующие факторы:
f. В области эконологии
i. Законодательные и нормативные экологические требования
g. Факторы связанные с рынком труда и политикой профсоюзов
2. Внутренние факторы – эти факторы характеризуют внутренне состояние и функционирование в целом организации. Они воздействуют на ход производства, процесс реализации стратегии развития и управление организацией.
a. Факторы научно-технического и организационного развития производства
b. Совершенствование организации труда.
c. Использование прогрессивных технологий
d. Повышение уровня специализации, кооперации и концентрации производства.
e. Автоматизация и механизация производства.
В социальном и экономическом плане основными внутренними факторами являются
f. Изменения условий труда и объем зарплаты
g. Подготовка и удовлетворение социальных потребностей персонала
h. Объемы затрат на природоохранные предприятия.
3) Функции управления производством
Функции управления характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и определяет основные стадии реализации воздействия на отношение людей в процессе производства.
Основными функциями управления являются:
1. Организация
2. Нормирование
3. Планирование
4. Координация
5. Мотивация
6. Контроль
7. Регулирование
Функции организации имеют отношение к системе управления т.к. характеризуют присущие ей свойства, структуру, состав и взаимосвязи.
Функция планирование – занимает центральное место в поведении объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей.
4) Логистика в современном понимании — это наука о планировании, контроле и управлении доставкой, складированием, перемещением материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя. Логистика несет ответственность за рациональную организацию товарных потоков. К основным понятиям в логистике относятся: точность и срок поставки, готовность к поставке, гибкость предприятия, качество поставок, информационная готовность предприятия, логистический цикл.
Промышленная логистика обеспечивает производство требуемого товара в нужное время при наименьших издержках. Ее цель — обеспечить выпуск продукции в соответствии с требованиями заказа к качеству и времени.
Объектом управления в логистике являются материалы. Это собирательный термин, обозначающий разнообразные вещественные элементы производства (сырье, материалы основные и вспомогательные, топливо, энергию, покупные изделия и полуфабрикаты, спецодежду, запасные части для ремонта, инструмент, оснастку и т. д.).
Логистика несет ответственность за рациональную организацию товарных потоков, поэтому ее задачами являются:
- процедура заказа продукции .
- транспортировка товаров и полуфабрикатов .
- складирование сырья, полуфабрикатов и готовой продукции .
- упаковка товаров .
- информационное обеспечение материальных потоков.
По Анри Файолю, о порядке следует говорить в том случае, если:
- каждая вещь находится там, где должна быть .
- каждый человек находится там, где должен находиться в данное время .
- каждый человек занимается тем, чем должен сейчас заниматься.
Основными параметрами логистики производства являются время производственного процесса (от поступления заказа до момента вручения готового изделия заказчику) и время изготовления продукции (от момента поступления материальных ресурсов в производство до передачи готовой продукции на склад предприятия). На эти параметры влияют время производственных операций, межоперационные задержки, время подготовительных и отделочных работ.