X-PDF

Геометрические задания для учащихся 1-4 классов

Поделиться статьей

Опыт формирования  регулятивных универсальных учебных действий у  обучающихся 1-4классов   при работе                  

 сгеометрическим материалом

(УМК«Начальная школа XXIвека»,

математика,В.Н.Рудницкая)

 

РябоваЕлена Дмитриевна

   учитель начальных классов

МБОУ«Школа № 91 с углубленным

 изучениемотдельных предметов»

городаНижнего Новгорода

 

            В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностейсвоего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности,овладеть коммуникативными и информационными умениями, геометрическойподготовкой, быть готовым к продолжению образования.
Каждый учитель должен  в своей деятельности  задумываться, прежде всего, оразвитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебныхумений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступеняхобразования, ни в дальнейшей профессиональной деятельности.

     Для того, чтобы быть успешным  в современном  обществе, человек должен обладать регулятивными умениями:ставить цель, планировать свои действия для её достижения, прогнозировать затруднения,  предусматривать  различные  варианты решения, вносить необходимыекоррективы в процесс работы.  

    К сожалению, в начальной школенедостаточно внимания уделяется  формированию у учащихся  именно регулятивных УУД.      

         Проблемой развития  регулятивных  универсальных  учебных действий  занимались такиеучёные, как А.Г.Асмолов  Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин,  В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, идр.  

       А. Г. Асмолов в своих работахвыделяет такие показатели сформированности регулятивных УУД, как «умениеосуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранятьзаданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию,умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно пониматьоценку взрослого» [3, с75].
   Однако, замечено, что  в большинствесвоем младший школьник выполняет лишь отдельные операции деятельности. Крометого, у большинства детей отсутствуют действия планированияи контроля, а   при работе с учебным материалом они зачастуюпросто копируют действий учителя, подменяя учебную задачу задачей заучиванияи простого воспроизведения материала. Все это говорит о том, что   приобщей направленности обучения на формирования умения учиться выпускают самоеглавное, а именно формирование самостоятельности в поведении ребёнка,ответственности за свои действия.

        Передо мной, учителем, встаёт проблемаотбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебныхдействий при работе с геометрическим материалом.

                       Впрограмме  В.Н.Рудницой  чётко просматривается  линия развития геометрических представлений  учащихся.

Дети знакомятся с наиболее распространёнными плоскими и объёмнымигеометрическими фигурами, учатся их различать:

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Геометрические фигуры

Круг,  

шар,

 квадрат и куб;

Луч, многоугольники, углы, окружность.

Точка, прямая, отрезок, ломаная, круг, окружность углы; прямоугольный параллелепипед, (куб),

пирамида, цилиндр, конус, шар.

 

Точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники их виды; луч, прямая как бесконечные плоские фигуры: окружность, круг; виды углов.; прямоугольный параллелепипед (куб),

пирамида, цилиндр, конус, шар.


      Большое внимание в программе В.Н. Рудницкой уделяется  взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию  графических умений-построению плоскихи объёмных фигур, решению практических задач.     На основе вычерчивания, вырезания, моделирования дети учатся распознавать 

 геометрические   фигуры,  знакомятся   с   их   свойствами,  что способствует  развитию   у   детей   элементарных   пространственныхпредставлений, умения рассуждать, планировать и контролировать своидействия.

    Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение впрограмму (уже с 1-го класса) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находитьна рисунках и показывать пары  симметричных точек, строить симметричные фигуры.У детей формируется представление об осевой симметрии; умение показывать пары симметричных точек, предметов или их деталей; умение получать фигуру,симметричную данной, путём перегибания листа бумаги по оси симметрии; проверятьперегибанием, имеет ли данная фигура ось симметрии. Такие задания  вызывают удетей большой интерес и способствуют развитию  самоконтроля.

    Систематическое применение геометрического материала на уроках  позволяетсоздавать условия  для формирования регулятивных УУД  младших школьников.

          С целью  формированиярегулятивных универсальных учебных действий  использую следующие приёмыорганизации учебной деятельности детей:

—  развитие целеполагания:

самостоятельная формулировка темы и целей урока самими учащимися с опорой на то, что они  не знают, какого знания им не хватает:создание проблемной ситуации в процессе целеполагания (фрагмент урока  по теме:«Прямоугольный параллелепипед» 4 класс)  Приложение  1.;

— развитие планирования:

     Учащиеся строят  в группах  пландостижения  цели и определяют  средства- алгоритмы, модели, учебник и т.д.(фрагмент урока по теме « Углы. Виды углов» 2 класс) Приложение 2.

— развитие прогнозирования результатовсвоей деятельности.

      Большие возможности для формирова­ния универсальногодействия прогнозиро­вания имеются приизучении величин (длины, площади,массы), если перед нача­ломизмерения школьники делают прикид­курезультата, например: «Какова длина  и ширина класса в метрах? Чему будут равны периметр и площадь пола?» Выска­занноепредположение проверяется с по­мощьюизмерений.

 Результат можно определять не только в абсолютном, но и в относительном значе­нии, например:«Во сколько раз длина пар­ты больше, чем длина учебника?» Для про­верки полезно применять наложение, а также измерение с помощью произволь­ных мерок. Например, сопоставление ши­рины книги иальбома может выполняться с помощьюсчетной палочки или полоски бумаги.

развитие  контроля.

 Часто  даю  детям задания,  в которых  они  должны соблюдать несколько  критериев, условий выполнения, тестовые задания и др.

 Примеры  заданий по формированию контроля (Приложение 3)

 

                                                                   

                                                                                

 

 

С действиемконтроля напрямую связана оценка.

На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки»,на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебнойзадачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу (или черчу ее заранее) иоценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х»(крестика), по определённым критериям (каждый критерий своим цветом): (А –аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). Если я согласна смнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если, не согласна, ставлюна шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняютсяпричины расхождения оценок.

Использую также «лесенку успеха»: если есть успехи, тодобавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Еслипродвижения нет, то лицо должно быть грустным. Я буду здесь!

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решениекаждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождениевсей темы.

Так ученик делает первые шаги по самооценке, которая впоследствиибудет совершенствоваться. Не беда, если сначала ученики ставят себя на самуювысокую ступеньку. Это связано с их возрастными психологическими особенностямии непониманием смысла работы. Несоответствие оценки ученика и оценки учителя –повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требуетдоработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошиерезультаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения.

В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:

-1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящегоученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает своюоценку, указывает на недочеты.

-2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затемидет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком.Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнятьэту работу адекватно. Проверяя тетради, я  могу судить об адекватностиоценки учащихся.

К концу первого года обучения уже третья часть учащихся,выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминанияпедагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этогоможно использовать знаки: «+» — все знаю; «-» — не знаю; «?» — сомневаюсь.Обычно после открытия и закрепления нового материала я  спрашиваю у детей,все ли было понятно на уроке?

Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первыхэтапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом дляданного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам даетсянебольшое по объему задание на только что изученную тему.

После того, как школьники познакомились с работой, импредлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на поляхтетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценкуученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом.Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, онобводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил своюготовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствуетвыбранной оценке, то ученик обводит другой знак: «-»- тема непонятна, «?»-естьеще вопросы по данной теме. По результатам данной работы учитель и ученик ужемогут скорректировать сою работу на уроке.

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответаученика нужно  спрашивать его:

-Что нужно было сделать в этом задании?

-Какая была цель, что нужно было получить?

-Удалось ли получить результат?

-Найдено решение, ответ?

Целенаправленная работа по развитию у учащихсяконтрольно-оценочных умений способствует формированию учебной самостоятельностишкольника, что является необходимым условием для становления полноценнойучебной деятельности. Таким образом, я развиваю в детях регулятивные учебныедействия.

Ключевой составной развития компетентности личности являетсяразвитие регулятивных способностей. Регулятивные универсальные умения,направленные на подготовку школьников младшего возраста к самостоятельнойжизни, можно трактовать как — способность справляться с жизненнымизадачами; контролировать свое время и управлять им,  планировать цели ипути их достижения и устанавливать приоритеты;  способность решать задачи;способность принимать решения и вести переговоры [12].  Основныенавыки, основывающие самореализацию личности у детей младшего школьноговозраста, т.е.  управление процессом построения жизненной стратегии,являются самооценка и определение стратегии в отношении обучения.

Развитие регулятивных функций  связано с формированиемпроизвольного  поведения. Обеспечение целенаправленности и планомерностиуправления ребенком своей деятельности и поведением является психологическая готовностьв сфере воли и произвольности. В возможности соподчинения мотивов,целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для еедостижения, находит свое отражение воля. Произвольность выступает, как умениешкольника младшего возраста строить свое поведение и деятельность всоответствии с предлагаемыми образцами и правилами, а также осуществлятьпланирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя знаемыесредства.

Виды заданий и игр для формирования регулятивных функций :

1.«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках,взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучиваниематериала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему),звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, науправление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.

2.Игры:  «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя,замри», «Голова — Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет»,«Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.

3.Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивостивнимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигуркамышки — исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследитеглазами, в какой клетке спряталась мышка.  Кошка, которая ошибается,остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски.  Игра«Фото на память» Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности вчередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мысделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимикиизобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято».Упражнение «Звуковая гимнастика»  Цель: развитие навыков саморегуляции.Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаемглубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» — помогаетповысить настроение.

Для оценки ориентировочной  части существуют определенныекритерии:

наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемыйпродукт, соотносит ли его с образцом);

характер ориентировки (свернутый — развернутый, хаотический —организованный);

размер шага ориентировки (мелкий — пооперационный — блоками;есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шаговвперед;

есть ли предвосхищение конечного результата); характерсотрудничества (сорегуляция действия в сотрудничестве со взрослым илисамостоятельная ориентировка и планирование действия).

Для оценки исполнительной части также существуют критерии:

степень произвольности (хаотичные пробы, ошибки без учета ианализа результата и соотнесения с условиями выполнения действий илипроизвольное выполнение действия в соответствии с планом); характерсотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнениедействия).

Для контрольной части  – критерии оценки:

степень произвольности контроля (хаотичный — в соответствии с планомконтроля, наличие средств контроля и характер их использования);

характер контроля (свернутый — развернутый, констатирующий —предвосхищающий); характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное —самостоятельное выполнение действия).

Критерии оценки форсированности  регулятивных универсальныхучебных  действий можно выделить на  основе структурногоанализа  деятельности:

принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной вопределенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнениедействия в соотнесении с определенными условиями;

контроль и коррекция (ориентировка, направленная насопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений,внесение соответствующих исправлений);

оценка (констатация достижения поставленной цели или мерыприближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);

мера разделенности действия (совместное или разделенное);

темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Регулятивные учебные  действия, которые отражают содержаниеведущей деятельности школьников младшего возраста:

1. Способность учиться и  организовывать свою деятельность(планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебнойдеятельности;

— способность действовать  по плану и планировать своюдеятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— способность контролировать процесс и результаты своейдеятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничествес учителем и сверстниками;

— способность адекватно  воспринимать оценки и отметки;

— способность различать  объективную трудность задачии  субъективную сложность;

— способность взаимодействовать  со взрослыми и сосверстниками в учебной деятельности [21].

Условием развития способности личности  к регуляцииповедения и  саморегуляции, является общение. Контакт учителя сошкольником обеспечивают психологические условия формирования саморегуляции.Основу для  осознания стратегий организации учебного процесса, даетсовместная деятельность ученика с учителем и сверстниками. Совместноепланирование может служить методом организации учебной работы школьников,осуществлением, обсуждением и оцениванием самостоятельной работы.

Учитель может планировать свои взаимоотношения с учащимся,ориентируясь на необходимость:

1) инициации внутренних  мотивов учения ученика;

2)поощрения действий самоорганизации  и делегирование ихучащемуся  при сохранении учителем за  собой функции постановкиобщей  учебной цели и оказания помощи  в случае необходимости;

3)использования групповых  коллективных форм работы.

Значимыми ориентирами в  формировании действия оцениваниядолжны стать:

— акцент на достижениях  ребенка;

— выделение универсальных  учебных действий какобъекта  оценки;

— сопровождение формирования  самооценки учащегося какосновы  постановки целей;

— формирование рефлексивности оценки и самооценки.

Оценка имеет мотивационное  значение. Становление подлиннойсубъектности учебной деятельности невозможно без формирования у учащихсяспособности адекватно оценивать ход и результаты собственной деятельности,изменения, происходящие как в предмете деятельности, так и в себе самом,самостоятельно ставить задачи по совершенствованию учебной деятельности исамоизменению. Практика оценивания в современной школе далеко не всегдаотвечает декларируемым целям образовательного процесса. Напротив, зачастую носит императивный авторитарный характер, ограничивая возможностиразвития самостоятельности и инициативы учащихся.  Необходимым условиемразвития дифференцированной, адекватной и рефлексивной самооценки учащегосяявляется  целенаправленное формирование действия оценки в учебнойдеятельности в единствемотивационного и операционного компонентов.

Подводя итог выше сказанному, можно сформулироватьследующие  рекомендации по формированию действия оценки:

— в начале обучения  педагог должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей  деятельности;

— необходимо объективировать  перед ребенком функцииоценивания  — объективирование для учащегося его изменений в учебнойдеятельности; развитие самооценки; развитие мотивации собственного развития;

— предметом оценки должны  стать учебные действияучащегося  и их результативность, способы  действия, способы учебногосотрудничества  (ретроспективная оценка) и собственные возможностиосуществления деятельности (прогностическая оценка);

— необходимо формировать  у учащегося установку наулучшение  ре-зультатов деятельности;

— оценка должна основываться  на содержательных, объективированных и осознанных критериях, которые  могут быть даны учителем в  готовомвиде, выработаны совместно  с учащимися и выработаны учащимся самостоятельно;

— необходимо формировать  у учащихся уменияанализировать  причины неудач в выполнении  деятельности и ставитьзадачи  на освоение тех звеньев действия (способов действия), которыеобеспечат  его правильное выполнение;

— способствовать развитию  умения учащихся самостоятельновырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебнойдеятельности;

— необходимо четко различать  объективные и субъективныекритерии  оценки; оценка учащегося  соотносится  с оценкойучителя только по  объек-тивным критериям, причем оценочное суждениеучащегося предваряет оценку учителя;

— организовывать учебное  сотрудничество на основесоблюдения  принципов уважения личности  учащегося, принятия,доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребенка.

Важное звено в развитии  самостоятельности иавтономии  личности, а также принятию ответственности  за свойличностный выбор, обеспечивает  основу самоопределения и самореализации,формирование способности учащихся  к самоорганизации и саморегуляции

Каждый регулятивный  процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности. Начальный этап предполагает  реализациюпроцесса целеобразования, затем его сменяет процесс прогнозирования; далеенаиболее развернутыми становятся процессы принятия решения, планирования,самоконтроля, а завершающие этапы требуют максимальной включенности процессовоценки результатов и их коррекции.. Регулятивные процессы  тесно связаны снекоторыми  важнейшими личностными качествами. Так, недостаточное развитиеэтих  процессов обозначается негативными  свойствами личности:разбросанностью,  «близорукостью», нерешительностью, спонтанностью,отсутствием внутренней  дисциплины и др.

Характеристика результатов  формирования универсальных учебных действий  на разных этапах обучения в начальной школе

Регулятивные УУД:

1 класс

1. Организовывать свое  рабочее место подруководством  учителя.

2. Определять цель выполнения  заданий на уроке, вовнеурочной  деятельности, в жизненных ситуациях  под руководствомучителя.

3. Определять план выполнения  заданий на уроках,внеурочной  деятельности, в жизненных ситуациях  под руководствомучителя.

2 класс

1. Самостоятельно организовывать  свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации  учебной и внеучебнойдеятельности.

3. Определять цель учебной  деятельности с помощьюучителя  и самостоятельно.

4. Определять план выполнения  заданий на уроках,внеурочной  деятельности, жизненных ситуациях  под руководствомучителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом,предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение  задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания  по следующим параметрам:легко  выполнять, возникли сложности  при выполнении.

Итак,  регулятивная компетенция  как метапредметнаякомпетенция школьников младшего возраста:

1) носит над предметный характер;

2) обеспечивает преемственность  всех ступенейобразовательного  процесса;

3) лежит в основе организации  и регуляции любойдеятельности  учащихся независимо от ее  специально-предметного содержания;

4) обеспечивает этапы  усвоения учебного содержания  иформирование психологических  способностей у младших школьников;

5) обеспечивает целостность  общекультурного ипознавательного  развития, саморазвития и самосовершенствования личности младших школьников.

Раздел: Статьи на образовательную тематику

Каждый учебныйпредмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебнойдеятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формированияуниверсальных учебных действий. Учебный предмет«Математика» имеет большие потенциальные возможностидля формирования всех видов УУД. В тесной связи сарифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического игеометрического содержания.)3.Задача геометрической пропедевтики — развитие умладших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствамигеометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построениемфигур и измерением геометрических величин.
Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у
младших школьников абстрактного мышления, формирование приемов умст-
венных  действий.4
К сожалению, практика показывает, что эти задачи геометрической
пропедевтики в массовой начальной школе по существу не реализуются,
несмотря на наличие значительного числа исследований, посвященных
вопросам изучения геометрического материала младшими школьниками.
Реализация этих возможностей на этапе начальной геометрической подготовки  зависитот способов организации учебной деятельности младших школьников, которыепозволяют не только обучать математике, начальной геометрии но и воспитыватьматематикой, геометрией, не только учить мыслям, но и учить мыслить. Выборпроцесса обучения геометрии младшего школьника как объекта нашего исследованияне был случайным. Цели и результаты обучения геометрии не ограничиваютсярамками предметных знаний, предусмотренных программой, поскольку при изучениигеометрического материала с одной стороны, чтобы выполнить полноценное усвоениегеометрических понятий необходимы такие мыслительные операции, как анализ,синтез, сравнение, классификация, обобщение, а с другой стороны, геометрическийматериал — это тот материал, на котором можно ознакомить детей ссоответствующими мыслительными операциями, т.к. еще до школы большинство детейнакапливает представления о форме, размерах и взаимоположении предметов впространстве. Элементы геометрии в математике начальной школы не составляютособого раздела. Геометрический материал в учебникахпредставлен фрагментарно, не представляет целостного, обоснованного курса,геометрические знания  рассматриваются как дополнение к арифметическим знаниям.Обучение геометрии сводится в основном к измерительной деятельности, направленона формирование практических измерительных навыков, мало заданий наформирование пространственного мышления.

 Знакомствос отрезком и числовым лучом позволяет использовать в меньшей степени нетолько предметные, но и  в большей степени графические модели при сравнениичисел,  а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем,обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных(описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке), графических(изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символическихмоделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор,преобразование, конструирование создает дидактические условия для понимания иусвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смыслдействий сложения и вычитания, целое и части,, отношения «больше на…», «меньшена…»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?»  в ихразличных интерпретациях, что является необходимым условием для формированияобщего умения решать текстовые задачи, но не достаточно в геометрическойподготовке. Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1.Разработана иапробирована программа внеурочной деятельности,

содержащаякомплекс учебных проектов по элементам геометрии и

методическиерекомендации к ним, описаны и обоснованы возможность и

целесообразностьиспользования программных средств в реализации учебных

проектов.

2.Разработаныметодические рекомендации для учителей по использованию программных средств.)5.

Всвязи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методическихинноваций, связанных с логикой построения содержания курса, сформированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решениюзадач, с разработкой системы заданий, которые создают дидактическиеусловия для формирования предметных и метапредметных умений в их теснойвзаимосвязи. При этом вопросы геометрии затрагиваютсяочень поверхностно. 

 В ГОСО РК начального общего образования значительное внимание уделяется внеурочнойдеятельности школьников, организуемой по направлениям развития личности, аименно используется одна из традиционных форм внеурочной деятельности )6

–кружок, в рамкахкоторого осуществляется реализация комплекса учебных проектов по элементам  геометрии.

Нами разработанкомплекс проектов, который представлен следующими темами:

2классJ7

«Мир линий»,«Старинные единицы измерения длины», «Красота узоров из многоугольников»,«Геометрическая сказка»;

3 класс: «ОрнаментыПавлодарской  области», «Паркет»,

«Заметка в газетуо круге или окружности», «Дачный участок»;

Программойпредусмотрено углубленное изучение таких тем, как «Многоугольники»,«Окружность. Круг», «План. Масштаб», «Объемные геометрические фигуры», изучениедополнительных тем – знакомство с осевой

симметрией,представление числовых данных площади и объема в виде диаграмм. )8. Работа наднекоторыми проектами предусматривает использование исторического икраеведческого материала. Занятия могут проводиться как в компьютерном классе,так и в аудитории, в которой имеется мобильный компьютерный класс,мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

На основе анализанаучной, педагогической, психологической и методической был сделан вывод онедостаточной степени разработанности проблемы с теоретической точки зрения, атакже отсутствие практического опыта

формированиягеометрических представлений  младших школьников универсальные учебные действияс использованием программных  средств.

Казахстанская  системаобразования претерпевает реформирование, направленное на разработку новыхпедагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. 

Литература

1.Историятеоретической социологии, в 5 тт. Под ред. Ю.Н.Давыдова, т. 2, раздел третий, Гл. 2. М., Магистр, 1997

2.Кострова,О.Н.

Геометрическаяподготовка младших школьников на

основеиспользования метода проектов с применением программных средств[Текст] //Традиции и инновации в современном образовании и воспитании:

детский сад,школа, вуз: материалы Международной научно

-практическойконференции. Коряжма, 2013. –Ч. 2. –С.21–24

4. ГОСО начальнойшколы  РК

5.Байрамукова П.У. “Внекласснаяработа по математике в начальных классах” М., 1997г. с. 110.

6. Бостоногова, Л. П.Творческие задания для детей 6 лет. [Текст] /Л. П. Бостоногова // Начальнаяшкола. 2005. №4 -С. 21-35

7.Курс Математическоеконструирование разработан автором: Таргаевой Л А2011г

8.Курс Геометрия вокруг нас,автора ТаргаеваЛА. включает программу,  рабочие тетради и методическиерекомендации, 2011г.

Учебник «математика» 1-4 класс автора Оспанов Т., Утеева А., 2012г  изд. Атамұра

Коконова, Е. А. Проблема формированиярегулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / Е. А.Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). —С. 716-719. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24961/ (дата обращения:29.01.2023)

Пожалуйста, не забудьте правильно оформитьцитату:
Коконова, Е. А. Проблема формированиярегулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / Е. А.Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). —С. 716-719. — URL:

Давыдов, В. В. Психологическаятеория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных насодержательном обобщении / В. В. Давыдов. — Томск: Пеленг,1992. — 114с

Рудницкая В.Н. Программа четырехлетней начальнойшколы по математике: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2017

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Класс: 4

Тема : «Прямоугольный параллелепипед»

Учебник: В.Н.Рудницкая «Математика-4» (Ч.1)

 

Постановка учебной проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые регулятивные УУД

Организует деятельность с целью свойств геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, ромб, пятиугольник, квадрат, восьмиугольник).

Посмотрите на слайд, что на нем изображено?

— Как назвать одним словом эти геометрические фигуры?

— Почему они называются многоугольниками?

Организует подведение к теме урока с помощью проблемной ситуации.

— Как называются эти геометрические тела, кто-то из вас знает?

— Почему эти тела называются многогранниками?

— А что такое грань? (если обучающиеся не знают, то называем самостоятельно)

Демонстрирует модели прямоугольного параллелепипеда и куба.

 

                                     

 

— А как называются именно вот эти геометрические тела?

— Кто покажет грани на модели?

— Тогда о чем мы с вами будем говорить?

 

Организует постановку учебных задач.

Предлагаю нам сформулировать задачи нашего урока с помощью слов-помощников: «узнать», «научиться», «проверить». (на слайде)

— Что нам нужно узнать? А элементы геометрических тел вы можете назвать? Тогда, что еще нужно узнать?

— Чему мы должны научиться на этом уроке?

— Мы должны уметь выполнять чертеж данных геометрических тел?

— И что мы будем проверять? Какие умения?

 

Распознают геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, ромб, пятиугольник, квадрат, восьмиугольник).

— Изображен треугольник, ромб, прямоугольник, пятиугольник, квадрат, восьмиугольник.

 

 

 

— Это многоугольники.

 

— Потому что они имеют много углов.

Анализируют иллюстрацию, представленную на слайде.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

Многогранники.

 

 

 

 

 

 

 

 

— Потому что у них много граней.

— Грань – это поверхность тел.

 

Называют геометрическое тело (куб), второе тело затрудняются назвать.

— Куб, второе не знаем.

 

Показывают грани на модели куба.

— Будем говорить о геометрических телах.

Ставят задачи на урок.

— Узнать, как называются новые фигуры, и из каких элементов они состоят.

 

— Научиться выполнять построение геометрических тел.

 

— Проверить умения выполнять построение геометрических тел.

 

Определяет задачи урока совместно с учителем.

 

Принимает и сохраняет учебную задачу.

 

 

 

Приложение 2.

 

Класс: 2

Тема : «Углы. Виды углов»

Учебник: В.Н.Рудницкая «Математика-2» (Ч.1)

Этап «открытия» нового знания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые регулятивные УУД

Организует

работу по

анализу и

классификации,

работу в парах.

Обеспечивает

контроль за

выполнением

задания.

 

 

 

— Сейчас каждый из вас из листа бумаги сделает модель

прямого угла. Как это сделать? подскажет учебник.

 

 

 

 

 

– Возьмите линейку и красный карандаш, проведите

линии сгиба.

– Сколько углов образовали пересекающиеся прямые?

 

– Эти пересекающиеся прямые образовали особенные

Углы. Может кто-нибудь знает названия этих углов?

 

 

-Покажите пальчиком каждый прямой угол.

— Обозначьте разными цветами каждый прямой угол, как показано на слайде.

 

-– Поставьте точку на пересечении прямых.

 Чем будет являться эта точка для каждого из углов

 

-Смоделируйте полученный угол так, чтобы он стал

меньше, а теперь, чтобы он стал больше.

– Какой вывод можем сделать о размере углах?

— Прочитайте, как называется угол, который меньше

прямого?

 

— Как называется угол, который больше прямого?

 

— Мы с вами уже прошли город Геометрических фигур. Далее по маршруту-лабиринт Углов.

Чтобы в нем не заблудиться, вам нужно в парах нужно

при помощи этого шпагата изобразить сначала прямой

угол (дети в парах выполняют задание), затем тупой угол

(выполняют) и острый угол (выполняют). А теперь

начертите эти углы у себя в тетради и подпишите

 

 

 

Осуществляют

анализ,

классификацию,

планирование, самоконтроль;

работают в

парах;

формулируют

собственное

мнение и

аргументируют

его.

 

-Нам поможет учебник.

 Надо сложить  лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.

(выполняют задание самостоятельно)

 

 

 

 

— 4 угла.

 

Дети высказывают свои предположения.

Делают вывод: это прямые углы.

 

 

 

 

 

Выполняют задание по образцу.

 

 

 

-Вершиной угла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Углы

бывают разные по размеру.

 

-Острый.

 

 

-Тупой.

 

 

  Выполняют задание в парах.

— работать по плану;

— выдвигать свои гипотезы на

основе учебного материала;

— отличать верно выполненное

задание от неверного;

— осуществлять самоконтроль.

 

 

Приложение 3.

1. -Выполни задание самостоятельно в течение 3 минут.

-Сосчитай число углов многоугольников и запиши их количество вкружках. Обведи красным цветом пятиугольники, синим-четырёхугольники, зелёным-шестиугольники.

Как называется оставшийся многоугольник?

После выполнения задания сверь свою работу с образцом, оцени себя.

 

 

 


 

 

 

2.  Рассмотри рисунок. Выпиши в тетрадь  названия всехтреугольников, содержащих угол А.

                                 С

                                                 D

                                                

 

            В                                                       Е

 

 

 

 

 

 

                               А

 

 

 

3. Нарисуйте  в альбоме треугольники, как показано на рисунке, не отрываякарандаша от листа  и не проводя дважды по одной и той же   линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Поставьте четыре точки, не лежащие  на одной прямой, ипоследовательно проведите через них прямые линии. Что за фигура у васполучилась? Обозначьте её латинскими буквами.

 

5. Возьмите квадратный лист бумаги и сложите его так, чтобы получилось  два треугольника, четыре треугольника, восемь треугольников.Начертите  квадраты, разделённые на два, четыре и восемь треугольников.

 

6. Вода смыла часть квадрата. Восстанови его размер, зная, чтополовина  его стороны равна 3 см.

 

7. Нарисуйте, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя один итот же отрезок дважды.                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Вокруг клумбы квадратной формы  надо разместить 16 камешковтак, чтобы вдоль  каждой стороны было  одинаковое количество камешков.Нарисуйте как это можно сделать.

 

9. Из куска проволоки  согнули квадрат  со стороной 6 см. Затемразогнули проволоку и согнули из неё  равносторонний треугольник. Какова длинасторон этого треугольника.

 

10. Обведите по шаблону  правильный пятиугольник и разделите егона  отрезками  на квадрат и три треугольника.

 

11.  Обведите по шаблону правильный  восьмиугольник. Постройтевнутри его  прямоугольник так, чтобы некоторые вершины восьмиугольника сталивершинами прямоугольника.

 

12. Нарисуйте по шаблону шестиугольник, разделите его натреугольники. Используя линейку, найдите периметр каждого из них.

 

13. Поставьте на листе бумаги три точки. Проведите через нихпрямые так, чтобы получилась геометрическая фигура. Какая фигура получилась? Найдитееё периметр.

 

14. Начертите два разных прямоугольника, периметр каждого из которыхбыл бы равен 20 см.

 

15. Поставьте произвольно четыре точки, соедините ихпоследовательно между собой так, чтобы получился четырёхугольник, вычислите егопериметр.

 

16. Вычислите периметр правильного прямоугольника АВСDЕ разными способами, еслидлина его  стороны 7 см.

 

17.Площадь  прямоугольника 100 кв.см. Какой может быть длинасторон  этого прямоугольника?

 

18.Игровая площадка  имеет форму квадрата, периметр которого равен320м. Чему равна её площадь?

 

19. Чему равна  площадь прямоугольника, если он разделён осью симметрии на два квадрата  со сторонами 5 см?

 

20. Чему равен периметр квадрата, если он разделён осью симметриина два прямоугольника, длина меньшей стороны которых 7 см?

 

21. Чему равны стороны квадрата, если его площадь равна 256  кв.см?


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет