Характерной чертой содержания обществоведческого образования современной школы является его тематическая пестрота: учащимся предлагаются самые разные вопросы (от устройства мироздания до правил поведения за столом . от типов цивилизации до ошибок при проведении социологического опроса). В этой связи, необходимо чётко определить цели обществоведческой подготовки. Необходимо учитывать социальный заказ общества и цели образования.
Под стандартом образования понимается система показателей, принимаемых в качестве государственной нормы образования, отражающей социальный «заказ» школе и учитывающий возможности личности и системы образования по выполнению этого заказа.
Введение государственных образовательных стандартов обусловлено необходимостью сохранить единое образовательное пространство России и обеспечения гарантий граждан на качественное образование. Стандарт образования призван обеспечить оптимальное соотношение педагогического творчества с правом каждого обучающегося получить минимум знаний и умений, необходимых в жизни, в дальнейшем образовании и самообразовании. Стандарт, не связывая рук учителя, должен гарантировать учащимся получение «ядра» образования, независимо от профиля школы, от типа и вида образовательного учреждения.
|
|
Государственный стандарт общего образования включает в себя три компонента:
1) Федеральный компонент: устанавливается Российской Федерацией и составляет 75% общего учебного времени .
2) Региональный (национально-региональный) компонент: устанавливается субъектом РФ и составляет не менее 10% общего учебного времени .
3) Компонент образовательного учреждения: самостоятельно устанавливается образовательным учреждением и составляет не менее 10% общего учебного времени.
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливает:
1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ .
2) требования к уровню подготовки выпускников .
3) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).
Образовательные стандарты по учебному предмету включают:
— цели изучения учебного предмета .
— обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному предмету .
|
|
— требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на двух уровнях – базовом и профильном.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы всех ступеней образования.
В документе обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Особенности государственного стандарта по обществознанию.
Федеральный компонент по обществознанию содержит три стандарта: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне. Новизна образовательного стандарта состоит, во-первых, в том, что в нем представлена новая редакция целей обществоведческого образования. Корректировка целей направлена, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности и, одновременно, на усиление практической направленности обучения.
Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Во-вторых, произошли существенные изменения в обязательном минимуме содержания. Он обновлен в соответствии с новыми целями обучения, изменениями в обществе и изменениями в современном научном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).
Значительно вырос объем экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Заметно превышение их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания.
Новым в содержании курса является включение самостоятельного блока социально-психологических знаний для подготовки учащихся на профильном уровне.
Произведены некоторые сокращения политологических, социологических, философских и др. вопросов, часть которых перенесена в старшие классы, а наиболее сложные в профильный курс.
При изучении теоретических положений широко привлекается актуальный материал, отражающий развитие современной России. Региональный компонент курса органически включается в изучение каждого из разделов.
В-третьих — в обязательном минимуме зафиксирован деятельностный компонент содержания, поэтому включение учащихся в указанные виды деятельности становится важным требованием к организации учебного процесса.
В-четвертых, усилена практическая направленность курса через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей.
В-пятых, усилена личностная ориентация, воспитывающий характер отобранного содержания курса.
|
|
Начальная школа. Учебный предмет ”Окружающий мир (человек, природа, общество)” изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности: человек, общество, и т.д. В отдельных программах начальной школы предусмотрены специальные историко-обществоведческие курсы “Введение в историю”, “Мое отечество”, “Человек и человечество” и т.д.
В начальной школе учащимся дается представление о социальной стороне окружающего мира.
Обязательный минимум образования по предмету «Окружающий мир» включает такие дидактические единицы, как «Младший школьник и семья. Труд и отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе».
По содержательной линии «Общество» в начальной школе ученики знакомятся с такими дидактическими единицами, как «Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – Основной Закон РФ. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Москва – столица России (названия основных достопримечательностей). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.
Родной край – малая Родина. Родной город (село, регион, область, республика, край): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии…
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов . названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте».
Основная школа. Новым является то, что учебный предмет “Обществознание” становится систематическим, изучается с VI по IX класс.
Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: “Общество”, “Человек”, “Социальная сфера”, “Политика”, ”Экономика” и “Право”. Если ранее на его изучение в основной школе отводилось лишь 2 часа и только в 8-9-х классах, то теперь планируется увеличить с 2-х до 4-х часов по 1 учебному часу с 6 по 9 класс. Таким образом, созданы минимально необходимые условия непрерывного воздействия средствами учебного предмета на процесс социализации учащихся, охватывающий весь период с 11 до 15 лет.
|
|
В основной школе продолжается создание базы для формирования ключевых социальных компетенций, начатое в начальной школе.
Общество рассматривается в его целостности и взаимосвязи основных элементов.
Проблематика человека главным образом включает характеристику человека как личности в процессе её социализации, создает основу для культурного сопровождения этого процесса. Духовно-нравственная сфера в основном представлена с ориентацией на нравственное правомерное социально одобряемое поведение, обеспечивающее практические потребности школьника.
Экономика рассматривается преимущественно с позиций человека в многообразии экономических отношений (покупатель, потребитель финансовых услуг, труженик, налогоплательщик и т.д.).
Социальная сфера раскрывается через характеристику основных социальных групп и общностей, места личности в группе, норм и правил группового взаимодействия и общения.
Политическая сфера представлена знаниями об устройстве государства и органах власти, гражданстве, правовом государстве.
Правовой блок содержания в основной школе раскрывает своеобразие правового механизма обеспечения правомерного поведения подростка, помогает ему ориентироваться в конкретных ситуациях актуальных правоотношений. Кроме того, содержание закладывает основы понимания важнейших основ конституционного права.
Средняя (полная) школа. На базовый курс в 10-11 классах вместо прежних 105 часов отводится 140 часов, что позволяет успешнее решать современные задачи обществоведческого образования. А в профильных 10-11 классах предусмотрен курс интегральный, включающий вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии, на 210 часов за 2 года. Здесь же в качестве самостоятельных планируются курсы “Экономика” (140 часов) и “Право”(140 часов).
В старшей школе ряд вопросов, изученных в основной школе, раскрывается в ином ракурсе, на более высоком теоретическом уровне. Вводятся новые содержательные компоненты (знания и умения), расширяется круг изучаемых понятий, что позволяет полнее и глубже раскрыть проблематику человека и общества.
В полной средней школе на базовом уровне:
— общество рассматривается через призму социальных институтов и механизмов развития общества .
— проблематика человека, его духовно-нравственной сферы ориентирована на формирование мировоззренческой культуры взрослеющей личности .
— отдельное внимание уделяется гносеологии, как части философской культуры личности .
— экономика характеризуется как на уровне функционирования фирмы, так и через раскрытие роли государства в системе экономики .
— при рассмотрении социальной сферы общества раскрываются механизмы функционирования и развития социальных процессов .
— политика рассматривается в связи с характеристикой новых социальных ролей, обретаемых личностью в период гражданского становления, расширения политического статуса (избиратель, член политических организаций и т.д.) .
— правовой компонент обществознания дает личности, вступающей в полноценный правовой статус, понятия об основных нормах важнейших отраслей права (гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного) и отдельных аспектах философии права.
Если в основной школе конструируемое содержание учитывает социальный статус, уровень дееспособности, познавательные возможности и запросы младших подростков, то в старших классах курс строится с ориентацией на расширение спектра социальных связей и отношений учеников, развития их самостоятельности и ответственности. В связи с этим основой содержания обществоведческого образования становятся фундаментальные понятия и идеи общественных наук, нравственно-этические и смысложизненные компоненты, гражданская проблематика (отношения гражданина с государством, институтами гражданского общества и т.п.).
Кроме того, обществознание в старших классах на базовом уровне призвано обеспечить подготовленность к изучению общественных наук в профессиональных учебных заведениях любого типа.
На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс «Обществознание» должен дать представление об основных общественных науках: философии, экономике, социологии, политологии, социальной, психологии, правоведении, их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методике научного познания . о типичных профессиях социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимой для продолжения учебы в профессиональных образовательных учреждениях социально-гуманитарной направленности.
В классах социально-гуманитарного профиля:
— расширен круг базовых понятий общественных наук, умение оперировать которыми необходимо для овладения фундаментальными знаниями .
— более глубоко, чем в классах другого профиля, раскрываются социальные проблемы человека и общества .
— формируется представление об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования .
— дается ориентировка по вопросу о профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук .
— совершенствуется опыт учебной и учебно-исследовательской деятельности (семинарские занятия, работа с первоисточниками, реферирование, разработка проектов и т.п.).
В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их семей, готовности учителей или возможности привлечения квалифицированных специалистов учебный план может включать элективные курсы (обязательные по выбору учащихся), углубляющие, расширяющие, дополняющие знания, которые получены в профильных основных курсах.
ФГОС