Графическое моделирование каксредство развития связной речи детей дошкольного возраста
Родной язык имеет большое значениедля формирования и полноценного психического развития человека. В связи с этимразвитие речи детей с самого раннего возраста становится предметом неустаннойзаботы общества.
Анализ научно-педагогическойлитературы и наблюдения позволяют утверждать, что дети массового дошкольногоучреждения испытывают значительные трудности в усвоении родного языка.
Результаты исследований, проведенныхв лаборатории института дошкольного воспитания, позволили обосновать системуработы по развитию речи детей дошкольного возраста. В основе этой системы лежиткомплексный подход, охватывающий разные стороны речевого развития –фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе развитие связнойречи. Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении озакономе6рностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудахЛ.С.Выгодского, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохина. Развивая речь детей, необходимоучитывать средства, которыми являются: общение, культурная языковая среда иобучение. Большой интерес представляют исследования Ю.К. Бабанского, которыйвыделяет 3 группы методов обучения: наглядные, словесные и практические. Чаще вдошкольном возрасте используют наглядные методы. Психологи А.Н.Леонтьев, Н.И. Жинкин,З.Н.Истомина связывают использование наглядности с формированием конкретныхпредставлений и понятий, обогащением чувственного опыта, а также с развитиемвосприятия образной памяти, логики мышления, воображения, способности к поискунаиболее точных и выразительных языковых средств. Научные исследования ипрактика подтверждают, что именно наглядность является той формой, котораядоступна детям дошкольного возраста. В соответствующих источниках предложенпрактический материал по развитию связной речи дошкольников (Л.А.Венгер,Ф.А.Сохин, Е.И.Тихеева, Е.М.Струнина), намечены пути и методы обучения связнойречи (Э.Л.Короткова, Т.А.Ткаченко, Н.Г.Слесарева, Н.А.Солдатова). Но на наш взглядразработана данная проблема недостаточно.
С учетом теоретической ипрактической значимости данной проблемы была определена тема исследования«Графическое моделирование как средство развития связной речи детей старшегодошкольного возраста».
Остается актуальной проблема: какорганизовать работу по развитию связной речи детей дошкольного возраста?
Объектом исследования является процессразвития связной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования составляют методы иприемы, влияющие на развитие связной устной речи.
Цель заключается в исследовании вопроса осистеме работы по развитию связной речи.
Гипотеза состоит в предположении о том, чторазвитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлятьсяэффективно при условии овладения ими навыками выделения из текста основныхструктурных компонентов, установления существующих между ними связей. Это можетбыть достигнуто на основе использования приема графического моделирования.
Для достижения цели и подтверждениягипотезы сформулированы следующие задачи:
· раскрытьпсихолого-педагогические основы развитие речи;
· выяснитьособенности речи детей старшего дошкольного возраста;
· разработатьи апробировать комплекс заданий способствующих развитию связной речи детей дошкольноговозраста.
Для решения поставленных задачприменялся комплекс методов исследования.
Теоретические методы: изучение и анализпедагогической, психологической литературы.
Практические методы: констатирующий эксперимент,формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, тестирование.
Методологической основой исследования являетсяположение отечественных ученых об образном характере форм опосредования у детейдошкольного возраста.
Теоретической основой исследования стали: теорияН.Н.Подъякова о том, что главным средством познания является детскоеэкспериментирование, направленное на преобразование объекта с целью познания, иконцепция Л.А.Венгера, в которой главным средством познания ребенкомокружающего мира служат эталонная и модельная формы опосредования.
Новизна исследования: в работе проанализированыособенности воспроизведения смысловой структуры текста старшими дошкольниками ипредставлена система заданий, способствующих развитию у них связной речи.
Теоретическая значимость работы:
1.Выявлены и теоретическиобоснованы особенности восприятия и репродуцирования текстов старшимидошкольниками.
2.Теоретически обоснованацелесообразность использования приема графического моделирования,способствующего развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Практическаязначимость исследования состоит в разработке комплекса заданий, нашедшегоотражение в программе по использованию графического моделирования как средстваразвития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследованиямогут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста и накурсах подготовки воспитателей.
В ходе работы надпроблемой исследования было установлено, что довольно распространенным приемомобучения является опорное моделирование, суть которого заключается в том, чтомышление детей дошкольного возраста развивается с помощью специальноразработанных схем и моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка формевоспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
С целью развитиясвязной речи была составлена экспериментальная программа для детей старшегодошкольного возраста с использованием метода графического моделирования.
Задачи программы заключалисьв следующем:
· Развивать активность исамостоятельность детей, учить их понимать закономерности, лежащие в основеприродных явлений, связи живого и неживого в природе.
· Тренировать детей внахождение смысловых ассоциаций и причинно – следственных связей присоставлении описанных рассказов, пересказе произведений.
· Развивать направленностьсознания детей и его сосредоточенность на определенном объекте, его свойствах икачествах.
· Развивать ассоциативное иобразное мышление детей: учить детей соединять слова и рисунки-схемы, объединяяих по смыслу; «зарисовывать» слова, заменяя их значками-символами при помощиассоциаций, возникающих у детей при произнесении этих слов. Учить детейзапоминать текст с помощью зарисовки ключевых слов, восстанавливать текст поэтим значкам-символам. Учить составлять план описанного рассказа, используючастичную или полную графическую зарисовку слов, словосочетаний илипредложений.
· Учить детей составлятьописательные рассказы с опорой на их предшествующий опыт, а также по предметнойкартине, по серии картин. Учить пересказывать текст по коллективносоставленному плану, используя схему – модель, как по цепочке, так ииндивидуально; придумывать свой конец к составленному на занятии описательномурассказу; составлять план описательного рассказа с помощью воспитателя, поаналогии, самостоятельно.
· Учить детей давать полныеответы на вопросы.
· Обогащать лексику детейродственными словами, синонимами, антонимами; образными признаками;сравнениями. Тренировать детей в подборе слов – признаков и слов – действий кпредметам; учить их согласовывать прилагательные с существительными в роде,числе и падеже.
· Развивать мелкую моторику.
Программа по развития связнойречи с использованием метода графического моделирования включала в себяследующие этапы:
1. Ознакомление сосхематизацией, её особенностями на основе готовых знаков-схем конкретногопредметного и словесного материала (игрушек, хорошо знакомых предметов, слов,обозначающих конкретные предметы).
2. Формирование умениясхематизировать, пользуясь готовыми значками.
3. Обучение детей созданиюзначков – схем логически не связанного материала (предметов, слов, обозначающихконкретные предметы и понятия).
4. Обучение схематизациивербального логически связного материала (предложений, текстов сказок,рассказов).
Охарактеризованная программа сталаосновой для экспериментального обучения старших дошкольников, котороепроводилось в детском саду г. Ижевска. Общее число обследуемых составило 20детей. В качестве участников формирующего эксперимента были определены 10дошкольников. В качестве инструмента для изучения связной речи использоваласьметодика Ф.Г.Даскаловой «Методика обследования уровня актуального речевогоразвития детей старшего дошкольного возраста».
Позвольте перейти крезультатам экспериментального обучения.
На Рисунке 1 представлены результаты.
Мы выяснили, что уровнь развитиясвязной речи детей до экспериментального обучения в экспериментальной и контрольнойгруппе примерно с одинаковый.
После экспериментального обучения мысравнили результаты развития связной речи детей контрольной и экспериментальнойгрупп до и после обучения..
Показатели различий в контрольной иэкспериментальной группах следующие. Если до экспериментального обученияуровень развития связной речи детей контрольной и экспериментальной групп былприблизительно одинаковым (средним), то после обучения мы видим, что показателиуровня развития значительно увеличились. Так, при пересказывании текста доэкспериментального обучения, положительный результат был у 50% дошкольников.После обучения процент положительных результатов в контрольной группе вырос до80%, а в экспериментальной группе до 95%. Если при составлении рассказа обигрушке до обучения процент положительных результатов составлял 55%, то послеобучения в контрольной группе стал составлять 65%, а в экспериментальной группе90%. Правильно составляли рассказы по плану до обучения 55% детей, а послеобучения в контрольной группе — 70%, в экспериментальной группе –95%. Дообучения у 60% детей были интересные творческие рассказы. После обучения вконтрольной группе процент детей, давших положительный результат вырос до 70%,а в экспериментальной группе до 95%.
Для более глубокой характеристикиуровня развития связной речи мы сравнили количество текстов, имеющих недостаткиизложения до и после обучения в экспериментальной и контрольной группах.
Проанализировав данные, полученные врезультате контрольного эксперимента, было выявлено, что количество текстовимеющих недостатки изложения намного снизились. Так, в экспериментальнойгруппе недостатки в полноте изложения текста составляют 20%, а в контрольнойгруппе — 40%. Недостатки изложения последовательности в экспериментальнойгруппе составляют 10%, а в контрольной 30%. Нарушение информативностивысказывания в экспериментальной группе составляет 10%, а в контрольной группе50%.
Таким образом, в данной работедоказано положительное влияние графического моделирования на процесс развитиясвязной речи детей старшего дошкольного возраста. На основании теоретическогои экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:
1.Процесс развития связнойречи детей старшего дошкольного возраста представляет собой навык творческогоовладения языком и формирование речевой деятельности.
2.Основным средством развитияречи детей старшего дошкольного возраста явилось использование методаграфического моделирования.
3.В результатеэкспериментального обучения получены показатели, характеризующие качественноеизменение познавательной деятельности детей:
— этопроявляется в смене общей познавательной позиции: от внешней поверхностнойстороны вещей ребенок на основе схематизации проникает в структуру вещей.Каждое отдельное свойство получает свою определенность, а между существеннымиэлементами ситуации в схематическом виде устанавливаются внутренние отношения;
— перестраиваютсяпроцессы восприятия, памяти, мышления, воображения, они становятсяпроизвольными (управляемыми);
— схематизацияраздвигает границы познания, у ребенка расширяются возможности разнообразныхспособов проявления своей активности;
— переход ксхематическому выражению своих знаний помогает ребенку выделять характерныечерты предметов и строить на этой основе их полноценные группировки, а затемсознательно применять эти приемы для запоминания;
— схематическоеобобщенное запоминание разных видов наглядного и вербального материала приводитк росту показателей словесно – логических компонентов познавательных процессов,что является предпосылкой дальнейшего усвоения средств познавательнойдеятельности в ходе школьного обучения.
4.Результаты исследованияподтверждают выдвинутую гипотезу о том, что развитие связной речи детейстаршего дошкольного возраста будет осуществляться эффективно при условииовладения ими навыками выделения из текста основных структурных компонентов,установления существующих между ними связей. Это может быть достигнуто наоснове использования приема графического моделирования.
Исследование подтвердило, что развитиесвязной речи на основе схематизации приводит к разностороннему развитию всехфункций (восприятия, мышления, памяти, воображения), а не к изменениям в сфереодного какого-то процесса, это один из критериев эффективности обучения.
|
|
Схема составления описательного рассказа о животных (диких, домашних) |
Схема составления описательного рассказа о весне |
