Гражданско-патриотическоевоспитание младших школьников
Патриотическое воспитаниемладших школьников – это систематическая и целенаправленнаядеятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания,чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Задача педагогов –задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследиепрошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выработать правильное видениетого или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом изаключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня идти к намеченнойцели.
И пусть это тихое, почтинезаметное движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы.Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания итрудности, выпавшие на долю нашей Отчизны. Именно новое поколение воссоздаетсвое Отечество, потому что жива его история, а значит, жива и Россия.
В своей работе исходим изтого, что все дети без исключения талантливы. Каждый ребенок может проявитьсебя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, сферах общенияи лидерства. Опираясь на индивидуальный уровень развития, создаем для каждогоученика ситуацию успеха ежедневно. Отмечаем каждое достижение ребенка и не всравнении с достижениями других, а в сравнении с самим собой, со своимивчерашними достижениями.
Учим детей общению, умениюговорить и слушать, используя учебные и внеклассные занятия для воспитаниятаких сильных чувств, как патриотизм, честь, совесть, сострадание. Ведь этоименно то, что может подвигнуть человека на величайшее бескорыстие, самоотдачу,преданность Родине.
Всегда волнует вопрос нетолько, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того,чтобы каждый ученик достойно нес высокое звание гражданина своей Родины?
Приоритетное место в работедолжно занимать формирование у учащихся нравственных ценностных ориентиров,мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения другихлюдей с позиций добра и зла, формирование у школьников таких свойств личности,как:
- чувство собственного достоинства, уважение к себе;
- требовательность к себе, ответственность;
- отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
- протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
- уверенность в себе;
- умение не падать духом при неудачах;
- вера в добро, в справедливость.
Основная цель – воспитаниелюбви к Родине и формирование умения нести ответственность за будущее своейстраны. Поэтому определены следующие задачи гражданско-патриотическоговоспитания школьников:
- воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
- формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
- воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
- формировать гражданственную позицию ученика: Я – россиянин;
- развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, страны, других народов.
Хочется вспомнить словаизвестного педагога А. С. Макаренко: В нашем современном мире мало покояи счастья, но много противоречий и отчаянья. На каждом шагу мы сталкиваемся супадком общества. Люди проявляют все большую отчужденность друг от друга. И вэто нелегкое время нам доверили воспитание детей. К сожалению, эти словаактуальны и для нашего времени. Усвоение человеческой, нравственной культурыребенку не дается легко и сразу, поэтому необходимо помочь человеку статьличностью, направляя профессионально и с любовью его усилия.
Формыработы:
- уроки мужества,
- классные часы,
- экскурсии в музеи,
- анкетирование,
- благотворительные акции,
- часы общения,
- внеклассные мероприятия.
Ужес первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитаниюзнакомим с понятиями гражданин, государство,законы, права и обязанности, декларация правребенка, государственные символы: герб, флаг, гимн. Наклассном часе Славный город Елабуга учащиеся с помощью компьютернойпрезентации совершили экскурсию по достопримечательностям родного города. Натаких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народаогромной страны, что они граждане России, россияне. Начинаем знакомство детей смалой Родины – города, где они живут, и постепенно подводим к пониманию того,что город часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны, укоторого есть права и обязанности. Формирование у подрастающего поколенияисторических знаний, воспитание исторической культуры, развитие бережногоотношения к историческому наследию и чувства любви к своей малой родинереализуются на музейных уроках и мероприятиях.Музейные уроки проходят вДоме-музее И.И.Шишкина и Музее истории города, в Доме памяти и Литературноммузее М.И.Цветаевой, в Музее-усадьбе Н.А.Дуровой, Музее уездной медицины им.В.М.Бехтерева, в Библиотеке Серебряного века, в Интерактивных мастерских, вВыставочном зале и Музее-мастерской декоративно-прикладного искусства, вХудожественном салоне и Музее-театре «Трактир», в Мультимедийном зале и «Живомуголке». Весь комплекс основных музейных и выставочных подразделенийЕлабужского музея-заповедника стал площадкой для проведения музейных занятий,являясь единым музейно-образовательным центром
Понятиегражданин неразрывно связано с понятием патриот. Безлюбви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданинаи патриота своей страны, сформировать чувство собственного достоинства.Огромное количество примеров истинного патриотизма оставила для нас ВеликаяОтечественная война.
Для уроков и внеклассных мероприятий, посвященных этой теме, подбираем материаляркий, убедительный, основанный на подвигах героев, примерах мужества иотваги. Истинный гражданин и патриот должен быть еще и человекомвоспитанным и терпимым по отношению к другим людям.
Поэтому, в системувоспитательной работы прочно вошли такие формы организации воспитательнойдеятельности, как классные часы, беседы, практикумы на темы поведения издорового образа жизни: Умеем ли мы общаться, Учимсятолерантности, Добрым быть совсем не просто и другие.
На классных часах проводимактивную работу по воспитанию у учеников чувства гордости и уважения к символамсвоей страны, они знакомятся с обширной информацией по данной теме. Мы верим,что стране нужны люди, любящие Родину. Что в настоящее время воспитаниегражданина и патриота – первоочередная государственная задача.