X-PDF

Групповая работа как одна из форм обучения на уроках иностранного языка

Поделиться статьей

Групповая работа как одна из форм обученияна уроках иностранного языка

Поиск эффективныхпедагогических технологий обучения иностранному языку приводит к популярнойсегодня форме – групповой работе как одной из формдеятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку. Несмотряна некоторые трудности, связанные с деятельностью учеников во время групповойработы, можно свести к минимуму нежелательные последствия (дополнительный шум вклассе и ослабление дисциплины при одновременном высказывании несколькихобучающихся), если перед началом работы дать ученикам четкие указания, чтобыони точно поняли, что им предстоит сделать. Сами задания не должны заниматьмного времени, иначе обучающимся станет скучно или они устанут.

Считаю, что вгруппе должно быть не более 5 человек (необходимо следить за тем, чтобы вкаждой группе был хотя бы один сильно подготовленный ученик, который сможетвыполнить роль консультанта).

Кратко, ясно ичетко объяснять задание.

Обучающимсятребуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если этогруппы сменного состава — не торопить их.

Работу в группахне следует затягивать. Необходимо определить время для подготовкизадания и четко его соблюдать. (Лучше дать короткий, чем длинный отрезоквремени для подготовки и спустя несколько минут предупредить обучающихся, чтоим остается, к примеру, 2 минуты.).

Не вмешиваться вработу после ее начала, не прерывать обучающихся в процессе общения и обращатьвнимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения.

Остальные ошибкиотмечать для себя, чтобы впоследствии поработать над ними

дополнительно. Вовремя подготовки групповых заданий необходимо пройти по классу, слушая то, чтообсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как нашеприсутствие мешает работе. Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль,подведение итогов группового общения должны проводиться на иностранном языке.

Для тех учащихся,которые заканчивают раньше, следует предусмотреть

дополнительныезадания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп.

Необходимовыслушать мнение представителей из каждой группы.

Оценить работуучеников или прокомментировать. При этом необходимо делать акцент на наиболееудачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическоенаполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации,эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.

Работа в группахзавершается работой над ошибками. Обучающиеся должны быть настроены на то, чтоошибка — это естественная составная часть процесса обучения. Желательнодобиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими учениками.

Основные способыформирования групп на уроке:

1 . По выборупедагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы)

2. По желаниюобучающихся

3. По наборулидеров

4. По стилюинтеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей,аутсайдер)

5. Случайнымобразом

На младшей ступениобучения впечатляет такой способ формирования “случайной” группы, как: жребий,рассчитаться на первый — второй или распределяют чётные номера — в однугруппу, нечётные — в другую и т.п.

Можно такжечередовать работу в группах постоянного и сменного состава, чтобы

ученики непривыкали к одним и тем же партнерам и не боялись вступать в контакт снезнакомыми собеседниками. Число групп (их может быть от 2 до 5) зависит от количестваучеников в класс и предлагаемого им задания.

Считаю, чтометодически оправданно:

— включать в однугруппу учащихся с разным уровнем языковой подготовки

— делать составгрупп подвижным, чтобы учитель мог легко поменять местами

некоторых учеников;

— назначать разныхучащихся лидерами групп, чтобы не было завышенной /

заниженнойсамооценки у отдельных учеников;

К важнымпреимуществам групповой работы на уроке ИЯ перед фронтальной и

индивидуальнойформами можно отнести следующие:

— в условияхгрупповой работы возникает благоприятная для учения доверительная,эмоционально-положительная атмосфера в классе, возрастает уверенность учащихсяв собственных силах (“Я тоже знаю и могу это сделать”).

— при работе вгруппах решается проблема стеснительности, скованности некоторых учащихся.

Групповое обучение

— это модельлечения д л я т е х детей, которые эмоционально подавлены и

дезорганизованы.Оно помогает обучающемуся разрушить изоляцию, преодолеть

чувство робостипри языковом общении с разными партнерами, предложить

сотрудничестводругим ученикам и почувствовать единение, комфорт и безопасность.

— в центреобучения находится не учитель, а обучающийся (который является равноправнымречевым партнером)

— групповая работапозволяет вовлечь всех обучающихся группы в учебный процесс (увеличиваетсявремя пребывания каждого ученика в иноязычной среде), обеспечивает постоянное,непрерывное речевое взаимодействие учеников, что особенно важно на урокаханглийского языка в рамках достижения коммуникативной цели урока. Какпоказывает практика, обучающиеся глубже и в большем объеме усваивают материал,тратят меньше времени на формирование умений и навыков, чем при индивидуальномобучении. В классе уменьшаются дисциплинарные трудности (сокращается числоучеников, не работающих на уроке), обучающиеся получают больше удовольствия отучения, комфортнее чувствуют себя в классе, снижается их тревожность,возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность.

— групповоеобучение способствует развитию когнитивных способностей, которые не присущииндивидуальному обучению, а именно: успешному решению проблемных задач,способности сотрудничать, развитию созидательных способностей, таких, какумение пойти на риск, продуктивный спор, полемику, успешное выполнение своейроли.

— данная формаработы учит самостоятельности вся совместная деятельность

распределяетсясреди группы учеников. Одни выполняют только планирующую часть работы, другие –решают задачу (возможны полярные мнения), т. е. осуществляют исполнительскуючасть деятельности, третьи – контролируют работу первых двух, четвертые –оценивают (3), т. е. каждый становится ответственным за определенную частьобщего задания, которую, кроме него самого, никто уже не сделает. Групповое

общение развиваетспособность к кооперации и сотрудничеству, повышает

креативностьшкольников, способствует развитию у учащихся критического мышления и адекватнойсамооценки.

— рациональноорганизованная групповая деятельность обучающихся на уроке не

только позволяетрешать познавательные задачи, но и способствует сплочению

ученическогоколлектива. От участников группы требуется умение выслушать до

конца, поддержатьмнение одноклассника или оспорить его, выработать групповое решение, т. е.воспитываются такие важные человеческие качества, как толерантность (терпение),уважение к чужой точке зрения, взаимоотношения между учащимися становятсятеплее и человечнее.

— в ходегруппового взаимодействия у учащихся развиваются общеучебные умения (умениеслушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать своесогласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное) и компенсаторныеумения (использование лексического парафраза, замена сложных грамматическихконструкций

на болееупотребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам);

— упрощаетсяпроцедура контроля проделанной учащимися работы со стороны учителя (вместо 10 -14 письменных работ или устных высказываний отдельных учащихся ему достаточновыслушать 3 — 4 групповых отчета); более того, представители других групп могутактивно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять, исправлятьответы одноклассников;

Однако кнедостаткам группового взаимодействия на уроке можно отнести системуоценивания, которая, как правило, сводится к двум учебным ситуациям:

1) в одной группеоказываются разные по силам ученики

Если учительвыставляет одинаковую для всех участников группы отметку, то она не всегдареально отражает вклад каждого ученика, т. е. может быть несправедливой приоценке знаний и речевых умений отдельных учащихся. Поэтому при организацииработы в мини-группах важно донести до сознания учащихся мысль о том, что ониотвечают за обучение любого члена своей группы, что командный успех может бытьполучен лишь при условии, если все члены группы задействованы в обучении, лидергруппы несет ответственность за всех участников его команды, иными словами,успех в обучении — это

результатколлективной работы.

2) группы в целомоказываются неодинаковыми по силам

Конечно, соблюдаяпринцип доступности / посильности в обучении, учитель может

скорректироватьсоздавшуюся ситуацию, предложив задания разные по степени

сложности, нотогда возникает проблема дифференциации оценок, поскольку успешно выполненноезадание повышенной сложности должно оцениваться более высоким баллом, чемзадание, уступающее ему по степени сложности. Хотя для учителя важно личноепродвижение отдельных учащихся в изучении языка и, может быть, чуть завышеннаяоценка для учащихся с недостаточно хорошим уровнем языковой подготовки послужит

стимулом длядальнейшей кропотливой работы над языковым материалом, ведь ни для кого несекрет, что успех окрыляет.

 

Упражненияпо теме: «Работа и карьера»

Тема,

метод/прием

 

Краткое описание упражнения

 

«Работа на лето»;

групповой пазл.

Учащиеся делятся на группы A, B, C, D,

каждому выдаются индивидуальные QR-

коды, содержащие краткий отрывок текста

«Преимущества работы летом». Учащиеся

группируются в пары A+B, C+D и

обмениваются информацией.

Они должны быть очень внимательны и

запомнить как можно больше информации

из отрывка партнера. Затем учащиеся

перегруппировываются: A+C, B+D и

пересказывают отрывки, которые они

прочли и которые прочли им. В конце

упражнения все учащиеся знают

содержание текста.

«История

создания

Фейсбука, Ютуба

и Гугл»;

групповой

проект

Учащиеся делятся на мини-группы по три-

четыре человека, их задача сделать

проект, используя онлайн-офис Google

Docs Presentations. Каждая группа

выбирает одну из компаний и работает над проектом о ней. Затем они представляют

свои проектные работы в классе.

«Собеседование

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

при приеме на

работу»;

ролевая игра.

Учащиеся делятся на группы из трех

человек и разыгрывают собеседование при

приеме на работу. Один из учащихся:

соискатель, двое: менеджеры по подбору

персонала. Учащиеся следуют заданному

плану.

 

 

Упражнения по теме: «Книга в моей жизни»

«Типы материала

для чтения»;

метод станций.

 

Учащиеся делятся на мини-группы по

четыре человека и проходят 3 учебные

станции, выполняя задания.

«Что победит:

интернет и

телевидение или

книга?»;

техника

аквариума.

 

Учащиеся обсуждают спорный вопрос в

форме «аквариумного обсуждения».

Шаги:

― обозначение проблемы;

― деление класса на группы по четыре

человека, выбор представителя от группы;

― обсуждение проблемы в группе и

приход к общему мнению;

― встреча представителей от группы,

аргументация мнения;

― тайм-аут;

― «аквариумное обсуждение», выбор наиболее аргументированного мнения;

― обсуждение всем классом.

«Мои любимые

книги»;

ролевая игра.

 

Учащиеся объединяются в группы по три

человека.

Учебно-речевая ситуация: «Представьте,

что вы недавно вступили в кружок

любителей чтения. Для следующей

встречи каждому необходимо подготовить

небольшой доклад о своей любимой

книги для общего обсуждения. Ваш

доклад должен включать: название книги,

информацию об авторе, краткий сюжет,

главную идею и интересные факты по

книге. После презентации своих книг,

обсудите их в мини-группе (почему вы их

рекомендуете, что особенного в этой

книге и.т.д). Вы можете принести книгу,

фотографии автора, короткие видео на

мобильных устройствах».

«Путешествие в

Нью-Йорк»; кейс-стадия.

 

Учащиеся делятся на группы из трех

человек. Учебно-речевая ситуация: «Вы собираетесь в трехдневную поездку в

Нью-Йорк. У вас есть 2000 долларов для

того, чтобы покрыть расходы на еду,

проживание и развлечения. Ваша цель:

прийти к компромиссу и рационально

распределить денежные средства».

«Путешествия»;

групповой

проект.

 

Учащиеся делятся на группы из четырех

человек и работают над созданием

письменной работы по заданной учебно-

речевой ситуации: «неудачный опыт

путешествия Джона». Учащиеся

составляют логичную и связную историю

о том, что случилось с Джоном в Индии и

Тайланде, используя указанные факты из

его путешествия. Например, «обезьяна

украла мой рюкзак», «меня покусали

москиты» и.т.д.

«Виды

путешествий»;

мозговой штурм.

 

Учащиеся объединяются в группы по три

человека. Их задача: найти в таблице как

можно больше видов путешествий за 10

минут, затем результаты всех групп

сравниваются.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет