Современная эпоха внесла свои коррективы в идею гуманизма. Экономическая нестабильность, вспышки национализма, приводящие к серьезным конфликтам между народами, низкий жизненный уровень значительной части населения порождают проблему выживания человечества, целых народов и каждой отдельно взятой личности. Происходит существенная ломка нравственных ценностей — коллективизм, забота об общественном благе все больше вытесняются эгоизмом. Снижается уровень образования молодого поколения. Мощный натиск «массовой» западной культуры наносит выраженный ущерб нравственному здоровью людей. Все это крайне актуализирует проблему гуманистического воспитания — воспитания молодого поколения, осознающего ответственность перед лицом истории человечества за судьбы своего народа и своей собственной.
Гуманизм признан сегодня в научно-педагогическом сообществе «в качестве ведущей основополагающей идеи развития образования на современном этапе». Истинная гуманность в ее педагогической интерпретации заключается в обеспечении подлинно гуманного отношения к ребенку, его правам, признанию его как субъекта воспитания, в решительном преодолении последствии авторитарного воспитания.
Современное понятие гуманизма в педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры. И прежде всего это касается нормативно-правовой базы образования. В Законе РФ «Об образовании» приняты следующие принципы: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье . единство федератьного культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Современными учеными-педагогами, занимающимися исследованием проблем гуманизма, определен комплекс органически связанных между собой признаков гуманности. К ним относятся:
— проявление внимательности по отношению к людям, забота о человеке и его достоинстве, чести товарищей, родителей, уважение к женщине .
— отзывчивость, чуткость, доброта, тактичность и скромность во взаимоотношениях с людьми, привычка не проходить мимо фактов, требующих вмешательства, не оставлять людей в беде, сочувствие и помощь тем, кто в этом нуждается .
— нетерпимость к фальши, лицемерию, унижению, оскорблению человека, равнодушию, уродливым, аморальным поступкам, подхалимству, бюрократизму, грубости, ко всяким проявлениям неуважения, бестактности, зазнайства, высокомерия и другим действиям, не совместимым с принципом гуманизма .
— стремление активно участвовать в охране общественного порядка, в борьбе за соблюдение моральных норм общежития, охранять природу, проявлять любовь к живому .
— непримиримое отношение к врагам мира, демократии и гуманизма, к расистским теориям о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другим.
Эти признаки довольно обстоятельно раскрывают содержание гуманности, но в качестве ее определения служить не могут. Этому мешает громоздкость. Кроме того, определение нравственного явления, в данном случае гуманности, должно характеризовать его более обобщенно. И при перечислении определенных признаков того или иного явления не следует употреблять соподчиненные понятия. Скажем, если названа забота, то это уже предполагает наличие отзывчивости, чуткости, чувства взаимопомощи. Аналогично проявление уважения к достоинству человека уже предполагает понимание ценности его как личности, признание необходимости равноправия между людьми, учета мнений людей, их желаний, настроений и т.д.
Обобщая наиболее характерные и важные признаки гуманности, можно прийти к выводу, что самыми существенными являются:
— признание ценности человека и уважение его достоинства .
— проявление заботы о человеке на основе различных нравственных черт — чуткости, отзывчивости, доброты .
— нетерпимость ко всякому злу.
Все три выделенных признака гуманности принципиально важны и в своем единстве играют решающую роль в гуманных отношениях между людьми. В этих признаках раскрывается то необходимое, чем гарантируется гуманность в осуществлении связи личности с обществом. Соотношение «личность — общество» выглядит как своеобразное проявление проблемы «я — другие».
В гуманности все признаки взаимосвязаны таким образом, что отсутствие реапьных условий для осуществления хотя бы одного из них разрушает всю целостность этого нравственного явления, неизбежно приводит либо к проявлениям гуманности в изуродованном, противоречивом виде, либо к необходимости лицемерия, либо к отрицанию гуманности. Так, забота о благополучии человека гуманна. Но поведение становится антигуманным, если благополучие данной личности создано за счет унижения ее достоинства, наносит ущерб достоинству других людей.
Рассмотрение признаков гуманности в их связи между собой дает основание для попытки сформулировать ее определение.
Гуманность — это осознанное и сопереживаемое отношение к людям, выражающееся в глубоком уважении человеческого достоинства личности, в
заботе о ней и непримиримости к проявлениям зла. В гуманистических отношениях выражаются высшие духовные потребности личности видеть в человеке товарища, друга и брата, жить для блага людей труда, видеть человека удовлетворенным жизнью, счастливым. Специфика этого вида отношении порождена сущностью гуманности как основы нравственности. Именно отношение к людям (гуманное или негуманное) определяет сущность человеческой личности с нравственной стороны.
До сих пор в психолого-педагогической литературе наблюдается терминологический разнобой: в одинаковом значении употребляются термины «воспитание гуманизма» и «воспитание гуманности». Гуманизм, как и гуманность, называют одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали.
В чем причина такого неадекватного понимания педагогического аспекта гуманизма? Многолетнее и целеустремленное исследование развития концепции гуманизма в педагогике заставило нас обратиться не только к педагогической, но и к философской, этической, социологической, историке-политической, психологической литературе. И мы убедились, что проблема гуманизма в первую очередь изучалась философами и историками, а уж потом педагогами и психологами. Поэтому терминологический разнобой в педагогической литературе объясняется, очевидно, тем, что разные исследователи проблемы педагогического аспекта гуманизма, используя различные источники по философии, этике и истории, внесли в педагогику разные подходы к пониманию и определению термина «гуманизм» и его педагогического аспекта — гуманности. Кроме того, каждый из них пытайся дать свою трактовку этим феноменам, увеличивая тем самым количество их структурных компонентов и определений.
Основательное изучение содержания понятий «гуманизм» и «гуманность» позволило нам ответить на вопрос, какой термин следует употреблять: «воспитание гуманизма» или «воспитание гуманности». Поскольку «гуманизм» включает и борьбу за освобождение человека от угнетения, и создание ему всех политических, социальных, экономических условий для жизни и развития всех его сил и задатков, то, очевидно, нельзя сказать, что он воспитывается.
Для обозначения специфики нравственного проявления гуманизма следует употреблять термин «гуманность». Выделение этого термина как нравственного качества показывает, что в морали существуют и формируются особые специфические признаки гуманизма, реализующиеся в отношениях к обществу, к природе, к людям, к самому себе.
Думается, что следует разграничивать и понятия «воспитание в духе гуманизма» и «воспитание гуманности». Второе понятие уже первого, потому что, исследуя проблему воспитания в духе гуманизма необходимо раскрывать не только методы и средства воспитания гуманистических черт, но и показать процесс формирования гуманистического мировоззрения и пути гармонического развития личности. Правильным, на наш взгляд, является термин «гуманистическое воспитание», имеющий в своей основе и ставящий своей це-
лью воспитание истинного гуманиста. Говорить же о «гуманном воспитании» можно в том случае, когда речь идет о характере отношений субъекта воспитания к объекту, общества к учебно-воспитательным учреждениям в целом.
На наш взгляд, в современных условиях все большего возрастания роли человеческого фактора в совершенствовании социально-педагогического пространства принцип гуманизма должен занимать свое достойное место во всех учебниках и учебных пособиях по педагогике.
Как уже отмечалось выше, концепция гуманизма, идеи гуманности на протяжении многих веков являлись своеобразной идейно-методологической основой развития прогрессивной педагогической мысли, научных форм общественно-педагогического сознания. Важнейшим методологическим принципом современной педагогической науки и практики является принцип гуманизма. Он находит свое проявление в их демократичности, в том, что вся система образования — от детского сада до высшей школы — направлена на интересы широких слоев общества, а не отдельных привилегированных групп, как это нередко наблюдалось в истории. Действие принципа гуманизма этим не ограничивается. Он определяет общее направление воспитательной работы во всех учебных заведениях и культурно-просветительных учреждениях, во взаимоотношениях педагогов и учащихся, пронизывает все принципы воспитания.
Так, принцип общественно-личностной направленности воспитания предполагает глубокое понимание цели воспитания и постоянное стремление к ее достижению. В свете этого принципа любое воспитательное средство должно отвечать высокой цели — формированию разносторонне развитой, общественно активной гуманной личности. Руководствуясь этой целью, учителя организуют воспитательный процесс на гуманистической идейно-нравственной основе, опираясь на достижения передового педагогического опыта.
В современных условиях обновления политического мышления, ускорения социального и научно-технического развития и усиливающейся активности общественных систем еще более возрастает необходимость повышения уровня гуманистического воспитания. Для общеобразовательной школы это означает, прежде всего, усиление нравственного просвещения учащихся, духовное обогащение содержания организационных форм и методов воспитания, создание условий воплощения гуманистических идей в повседневные поступки школьников: ты испачкал, изорвал книгу и этим не только испортил вещь, которой будет неприятно пользоваться другим, но ты зачеркнул еще и труд людей . ты отремонтировал книгу, подумай, сколько еще людей будут иметь возможность читать ее и радоваться. Так общественный и идейнонравственный смысл самых простых поступков может стать понятным и стимулирующим воспитательный процесс, если воспитатель будет правильно руководствоваться этим принципом.
Принцип общественно-личностной направленности воспитания предполагает оптимизм воспитания, его веру в победу человеческого достоинства над всем пошлым, антигуманным. Его реализация требует от учителя и роди-
телей высокой принципиальности в оценке личности и поведения развивающихся школьников, умения правильно анализировать их взгляды, поступки и отношения к окружающей действительности (к обществу, к природе, к людям) и в соответствии с этим научно и правильно определять перспективу дальнейшей работы с ними.
Таким образом, данный принцип ясно и последовательно отражает важное требование, чтобы вся воспитательная работа в школе проводилась на гуманистической основе.
Принцип связи воспитания с жизнью, с трудом людей выражает гуманистическую основу требования о том, что школа призвана не только давать учащимся систему научных знаний, но и всесторонне знакомить их с жизнью общества.
Методы и формы этой работы весьма разнообразны: широкое ознакомление школьников с общественно-политическими событиями, происходящими в стране и за рубежом . привлечение как средства воспитания на уроках и во внеклассной работе местного, краеведческого материата. Дети не могут и не должны оставаться равнодушными, безразличными к тому, что их окружает. Их не могут не волновать прошлое и настоящее города (села), производственные успехи их родителей, близких людей.
Работа, основанная на принципе связи воспитания с жизнью, формирует у школьников гуманистические чувства сопричастности ко всему тому, что их окружает. Такие гуманистические качества, как готовность и стремление ребят участвовать в труде на общую пользу, взаимная помощь в работе, общественная активность и дружеские отношения нельзя выработать только с помощью учебных занятий и словесных призывов. Главное — вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, создание жизненных ситуаций для проявления и закрепления этих качеств. Но, вовлекая учащихся в разнообразные виды деятельности, следует позаботиться о том, чтобы они воспринимались ими как школа гуманистического служения другим людям, обществу, как составная часть общественного стремления за изобилие материальных и духовных благ. Деятельность, связанная с трудом народа, создает благоприятные условия для гуманных поступков в поведении растущего человека.
Практика социально-политических, экономических преобразований в стране и обществе выдвигает новые задачи. Поэтому реализация принципа связи воспитания с жизнью обязательно предполагает постоянное обновление содержания, организации и методики воспитательного процесса в соответствии с требованиями жизни, но наряду с этим — и следования прочным гуманистическим традициям, выработанным предшествующими поколениями воспитателей, неисчерпаемой мудростью народа. Организация воспитания на основе данного принципа — верный путь решения одной из главных задач: приобщение к гуманистическим традициям, социальному опыту людей юных поколений.
Таким образом, взаимосвязь принципа гуманизма с принципом связи воспитания с жизнью, трудом людей состоит в глубоком, неразрывном единстве обучения и воспитания с подготовкой молодого поколения к активному участию в развитии и совершенствовании себя и общества.
К общим принципам воспитательной работы относится принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив. Этотпринцип, проверенный и утвержденный педагогической системой А. С. Макаренко в сложнейших условиях работы с беспризорными и безнадзорными детьми, теснейшим образом связан с принципом гуманизма. Гуманистическая сущность этого принципа заключается во взаимной ответственности каждого перед коллективом и коллектива за каждого его члена.
В коллективе создаются самые тонкие и разнообразные отношения между его членами: деловые отношения взаимной ответственности и зависимости, отношения между воспитанниками и воспитателями, между старшими и младшими, наконец, самые разнообразные межличностные отношения симпатии, дружбы, любви и т.д.В этой системе отношений и взаимоотношений и создаются гуманистические основы для формирования разносторонне развитой и общественно активной личности. Опираясь на дружеские отношения и связи, учителя могут ослаблять отрицательное и, наоборот, усиливать положительное влияние отдельных учащихся друг на друга.
В коллективе и с его помощью у школьников развиваются чувство ответственности за порученное дело, чуткость, внимательность, товарищеская взаимопомощь и другие гуманистические качества. Такое ценное качество, как, например, умение сочетать личные интересы с общественными, воспитывается только в коллективе, потому что лишь в коллективе осуществляется гармония общественных и личных целей и интересов.
Коллектив и личность служат источником взаимного обогащения. При правильно поставленной организации дела коллектив не подавляет личные интересы ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание. Принцип коллективизма является поэтому выражением самой характерной черты подлинно гуманных отношений между людьми. Таким образом, очевидна связь принципа воспитания личности в коллективе и через коллектив с принципом гуманизма.
Важным принципом воспитания в педагогике является принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. В содержании этого принципа отражено гуманное отношение к человеку в обществе.
Еще в 20-е годы Н.К.Крупская, ПП.Блонский, А.С.Макаренко и другие советские педагоги провозгласили принципы гуманного отношения к детям, уважения их человеческого достоинства. Гуманное отношение к человеку обязательно предполагает и требовательность к нему. В одном из своих выступлений А.С.Макаренко говорил: «Моим основным принципом (а я считал, чго принцип не только мой, но и всех советских педагогов) всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. В нашей диалектике это, собственно говоря, одно и то же: нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем…. именно потому, что мы требуем, именно потому, что это требование выполняется, мы и уважаем человека».
Требовательность и вместе с тем чуткое и доверчивое отношение учителей к учащимся повышают эффективность воспитательного воздействия.
Если учитель верит в силы и возможности ученрка, доверяет ему, ученик, стараясь оправдать доверие, ведет себя лучше. Недоверие к ученику, подозрительность, предвзятость при оценке его поведения отдаляют ученика от учителя, ограничивают возможности воспитательного воздействия на него.
Истинные педагоги-гуманисты утверждают: «Как бы мал ни был воспитанник, каким бы непривлекателыгым он не выглядел с первого взгляда позиция воспитателя предписывает относиться к нему с уважением». Но уважетше и любовь к ребенку должны быть разумными. Нельзя правильно воспитать учащихся при условии снижения требований к ним. Школьники, в особенности подростки и старшеклассники, способны почувствовать и осознать проявление уважения к ним в самом факте требовательности со стороны учителя.
Выполнение разумных и посильных требований старших и требований коллектива в конечном счете приводит к тому, что учащиеся становятся требовательными к себе и начинают целеустремленно вырабатывать у себя качества, необходимые гуманному человеку. Требовательность, если она не имеет ничего общего с придирчивостью, мелочностью, есть высшая мера уважения к человеку. И это соединение требований к личности и уважения к ней, как рассматривал A.C.Макаренко,- не две разные вещи, а две диалектически связанные между собой стороны подлинно гуманного отношения к детям.
Опыт воспитательной работы общеобразовательной школы показывает, что игнорирование принципа уважения и требовательности или применение только одной из его сторон наносит серьезный ущерб нравственному воспитанию, приводит к односторонности педагогического воздействия. Только сочетание уважения и посильной требовательности дает положительные воспитательные результаты.
Таким образом, в основе принципа уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью также лежит принцип гуманизма, пронизывающий всю систему воспитания.
Обобщение теории и практики педагогики школы выдвигает принцип воспитания с опорой на положительное. Этот принцип также вытекает из гуманистических основ педагогики, из ее оптимизма — глубокой веры в человека. Естественно, опора на положительное не исключает необходимости преодоления недостатков в поведении школьников. Но успеха в воспитании можно добиться только на основе формирования положительных качеств в характере и поведении детей. Именно опора на эти положительные качества и позволяет формировать у учащихся новые ценные свойства и помогает им преодолевать в своем поведении недостатки.
«Искать в поведении школьника положительное и, опираясь на него, тактично требовать и поощрять к дальнейшему росту и развитию, укрепить его достоинство в коллективе — это важная психолого-педагогическая закономерность воспитания», — отмечает И.Ф.Харламов. А акцентирование внимания на недостатках личности ученика лишает его уверенности в себе, в своих возможностях достичь лучших результатов в деятельности и поведении. Если же педагог доверяет ученику, подчеркивает его положительные
черты, то он, т. е. ученик, стараясь не испортить хорошего мнения о себе и оправдать доверие, обнаруживает лучшие стороны своего характера. А.С.Макаренко считал, что радость достигаемых успехов является сильнейшим средством побуждения учащихся к нравственному развитию, и поэтому он советовал постоянно подмечать положительные сдвиги в поведении детей.
Следовательно, принцип опоры на положительное заключается в гуманном отношении педагога к детям, в выявлении им положительных качеств каждой отдельной личности ученика и использовании их в воспитании. Поэтому и этот принцип находится в тесной связи с принципом гуманизма.
В педагогике сформулирован принцип сочетания педагогического руководства с развитием активности и самостоятельности учащихся. Педагогика рассматривает ребенка не только как объект, но и как субъект воспитательного процесса. Поэтому, работая над формированием личности школьников, учителя постоянно заботятся о развитии их активности и самостоятельности. Это и есть демократический стиль руководства, гуманистический взгляд на личность воспитуемого.
Принцип активности и самостоятельности в процессе воспитания полностью опровергает всякую нивелировку и конформизм личности в условиях гуманистического воспитания. Педагогическое руководство на основе этого принципа обусловливает активное участие детей в собственном воспитании. Воспитание переходит в процесс самовоспитания в интересах целенаправленного развития личности. Такое возможно только в том учебно-воспитательном процессе, идейной основой которого является принцип гуманизма.
Воспитание, как известно, сложный и диалектически противоречивый процесс, требующий установления принципа последовательности и систематичности. Его соблюдение предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой все его составные части и элементы образуют целостное единство. Каждое мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и дальше развивает достигнутое, поднимает воспитание на более высокий уровень.
Этот принцип ликвидирует бессистемность, стихийность, случайность, несогласованность педагогических взаимодействий. Его гуманистический смысл заключается:
— в устранении из воспитательного процесса постановки непосильных задач .
— в постепенном усложнении содержания воспитания .
— в непрерывном воздействии на учащихся с целью формирования у них гуманистических качеств .
— в соблюдении преемственности в усвоении системы знаний, умений и навыков, направленных на разностороннее развитие личности, его гуманистического мировоззрения и т. д.
Особенности гуманной системы воспитания наиболее ярко раскрываются в принципе учета возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся. Специфической особенностью педагогического процесса является то, что результаты воспитания не представляют собой зеркального отражения
педагогического воздействия, а достигаются постепенным формированием качеств личности, происходящим в соответствии со свойствами психики, особенностями воспитания, возрастного и индивидуального развития. Поэтому по мере возрастного и индивидуального развития учащихся существенно изменяются содержание, формы и методы организации воспитательного процесса. Меняются они и в соответствии с жизненным опытом, психикой, силами и возможностями детей.
Реализация этого принципа предполагает, чтобы учителя хорошо знали психологию каждого возраста, относились к детям внимательно, заботились об их физическом, интеллектуальном и духовном росте, опирались на имеющиеся у них в данном возрасте потребности и интересы и удовлетворяли их. Все это. в свою очередь, означает реализацию принципа гуманизма.
С другой стороны, индивидуальный подход требует глубокого изучения каждого ребенка с целью использования всех его потенциальных сил и возможностей во всестороннем развитии, вовлекая его в активную жизнь и общественно полезную деятельность коллектива, предупреждения и устранения причин возможных отклонений норм нравственного поведения, оказания помощи в осуществлении целей самовоспитания и т. д.. что также является проявлением заботы о правильном и разностороннем развитии каждого школьника, осуществлением принципа гуманизма в практике школы.
Важным является принцип единства и взаимосвязи всех сторон воспитания, который получил в последнее время еще одно терминологическое оформление — принцип комплексного подхода к воспитанию. Принцип комплексности предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования личности — влияний социальной и природной среды, обстоятельств жизни человека и целенаправленного систематического воспитания. Этот принцип требует подходить к школьнику как к целостной личности, которая характеризуется высокой образованностью, идейностью, гуманистическим мировоззрением, нравственностью, сознательным отношением к труду, т.е. тем, что определяет поведение и деятельность гуманного человека.
Осуществление принципа комплексного подхода к воспитанию обеспечивается единством целей, задач, содержания, методов, организационных форм воспитания, использованием положительных влияний социальной среды, сочетанием воздействия на сознание и поведение школьника, продуманной организацией всех видов деятельности в их целостности и взаимосвязи, единством влияния школы, семьи, средств массовой информации и т. п. Комплексный подход к воспитанию предполагает умение охватить всю совокупность условий и факторов, действующих в формировании гуманной, разносторонне развитой личности. В этом и заключается основное гуманизирующее значение этого принципа воспитания.
Таким образом, даже такое краткое рассмотрение гуманистической сущности принципов воспитания в педагогике показывает, что все они находятся во взаимосвязи с принципом гуманизма, ибо в основе каждого из них лежит требование гуманного отношения, любви и уважения к развивающейся личности ребенка, философская мысль об отношении к человеку как к высшей ценности и высшей цели общества становится ведущей при определении целей, содержания и методических основ воспитания в школе. Гуманизм пронизывает все принципы воспитания, обогащает их содержание, что позволяет рассматривать принцип гуманизма как основополагающий принцип педагогики.
В центре внимания гуманистической педагогики вне зависимости от ее национальной принадлежности — уникальная целостная личность, стремления которой направлены к оптимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). к наибольшей открытости для восприятия нового опыта, на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.