ПРОБЛЕМА
Российское общество находится на переломном этапе своего развития.
Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для развития каждого человека.
Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества: в центре внимания должен находиться человек с его нуждами, интересами, потребностями.
Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.
В центре концепции гуманизма — устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций /А.Маслоу – основоположник гуманистической психологии/.
Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) есть система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей .
считающая благо человека критерием оценки социальных институтов,
а принципы равенства, справедливости, человечности — критерием оценки отношений между людьми.
|
|
Гуманистические представления не являются чем-то постоянным и неизменным. Они меняются в процессе исторического развития.
Гуманизм, как и любая другая система взглядов, преломляясь в сфере политики, т.е. переходя от идеальных представлений о том, что должно быть или желательно, чтобы было, к тому, что есть в реальной жизни, ставит немало трудных вопросов. Например, кто более прав, более гуманен — Л.Н.Толстой, проповедовавший теорию непротивления злу насилием, или И.А.Ильин с его теорией сопротивления злу силою? Вопрос остается открытым.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – это обращенность образования к человеку,создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА /в противовес авторитарной педагогике / воплощается в личностно-ориентированном подходе, где в центре внимания находится уникальная целосная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных ситуациях. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Отличительные признаки гуманистической педагогики.
а. смещение приоритетов на РАЗВИТИЕ психических, физических интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков.
|
|
б. сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный ВЫБОР в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает переориентацию внутренних личностных установок учителя.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.
1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это самоценность.
2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.
3. Ребенок – субъект педагогического процесса.
4. Ориентация на лучшие качества личности.
5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы».
Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности.
«В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!».
Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации.
Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала, культивирование импульса к самосовершенствованию.
7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности / компоненты саморазвития личности /: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция, самореабилитация, самоорганизация.
8. Отсутствие прямого принуждения.
/ Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения /.
Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение.
Замена принуждения желанием, порождающим успех. * Требовательность, основанная на доверии.
9. Приоритет положительного стимулирования.
Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.
10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.
Уравнивание ученика и педагога в правах.
Соблюдение Конвенции о правах ребенка.
Общение, основанное на взаимопонимании.
12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.
13. Право ребенка на свободный выбор.
При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/.
Право ребенка на ошибку.
15. Право ребенка на свободную точку зрения.
16. Принятие ребенка таким, каков он есть.
Терпимость к детским недостаткам.
Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.
Индивидуальный подход.
Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.
Конструирование индивидуальных программ развития.
Отказ от ориентирования на среднего ученика.
19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).