X-PDF

ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (основные идеи гуманистической педагогики и способы их реализации).

Поделиться статьей

 

ПРОБЛЕМА

Российское общество находится на переломном этапе своего развития.

Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для развития каждого человека.

Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества: в центре внимания должен находиться человек с его нуждами, интересами, потребностями.

 

Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

В центре концепции гуманизма — устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций /А.Маслоу – основоположник гуманистической психологии/.

 

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) есть система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей .

считающая благо человека критерием оценки социальных институтов,

а принципы равенства, справедливости, человечности — критерием оценки отношений между людьми.

 

Гуманистические представления не являются чем-то постоянным и неизменным. Они меняются в процессе исторического развития.

Гуманизм, как и любая другая система взглядов, преломляясь в сфере политики, т.е. переходя от идеальных представлений о том, что должно быть или желательно, чтобы было, к тому, что есть в реальной жизни, ставит немало трудных вопросов. Например, кто более прав, более гуманен — Л.Н.Толстой, проповедовавший теорию непротивления злу насилием, или И.А.Ильин с его теорией сопротивления злу силою? Вопрос остается открытым.

 

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – это обращенность образования к человеку,создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА /в противовес авторитарной педагогике / воплощается в личностно-ориентированном подходе, где в центре внимания находится уникальная целосная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных ситуациях. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Отличительные признаки гуманистической педагогики.

а. смещение приоритетов на РАЗВИТИЕ психических, физических интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков.

б. сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный ВЫБОР в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.

 

Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает переориентацию внутренних личностных установок учителя.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.

 

1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это самоценность.

 

2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.

 

3. Ребенок – субъект педагогического процесса.

 

 4. Ориентация на лучшие качества личности.

 

5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы».

Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности.

 «В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!». 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

 

6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации.

Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала, культивирование импульса к самосовершенствованию.

 

7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности / компоненты саморазвития личности /: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция, самореабилитация, самоорганизация.

 

8. Отсутствие прямого принуждения.

/ Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения /.

Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение.

Замена принуждения желанием, порождающим успех. * Требовательность, основанная на доверии.

 

9. Приоритет положительного стимулирования.

Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.

 

10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.

Уравнивание ученика и педагога в правах.

Соблюдение Конвенции о правах ребенка.

Общение, основанное на взаимопонимании.

 

12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.

13. Право ребенка на свободный выбор.

При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/.

Право ребенка на ошибку.

 

15. Право ребенка на свободную точку зрения.

 

16. Принятие ребенка таким, каков он есть.

Терпимость к детским недостаткам.

Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.

 

Индивидуальный подход.

Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.

Конструирование индивидуальных программ развития.

 

Отказ от ориентирования на среднего ученика.

 

19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет