Плановые показатели, нормы и нормативы
Разработка бизнес-плана осуществляется на основе системы технико-экономических показателей, норм и нормативов.
Используемые в планировании показатели должны обладать:
— достоверностью, т. е. точно соответствовать объективному состоянию отражаемого явления .
— свойствами меры, т. е. быть измеряемыми .
— достаточностью — полно характеризовать все стороны производства или сбыта продукции .
— однозначностью — не допускать различных толкований, не быть двусмысленными .
— быть сопоставимыми .
— обладать способностью отражать все изменения условий функционирования объекта планирования .
— оперативностью — своевременно поступать к разработчику плана .
— лаконичностью — высокой информационной насыщенностью .
— экономичностью — минимум затрат на сбор и обработку.
В зависимости от содержания плановые показатели подразделяются на:
— количественные и качественные,
— натуральные и стоимостные.
Количественные показатели отражают объемы производства валовой, товарной продукции, прибыли, численность работающих и т. д. в абсолютных величинах (рублях, тоннах, метрах, человекочасах и д.р.)
|
|
Качественные показатели — относительные величины, выражающие соотношение между количественными показателями.
Натуральные показатели характеризуют материально-вещественное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каждого вида товара — в литрах, килограммах, метрах и т. д.
Стоимостные показатели позволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ.
Технико-экономические нормы и нормативы.
Норма — мера затрат труда и расхода сырья, энергии, материалов и т. д. в абсолютном измерении на производство единицы продукции при заданных нормальных средних условиях.
Норматив — относительные показатели степени использования средств производства при современной технике и технологий, прогрессивной организации труда и высокой квалификации персонала.
В планировании применяют шесть основных групп норм и нормативов:
Удельные нормы материальных затрат сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии и т. д.
Нормативы использования орудий труда — машин, оборудования, инструментов, механизмов.
Организационные нормативы — длительность рабочего периода, объем незавершенного производства, запасы сырья, продолжительность освоения проектных мощностей и др.
Нормы качества продукции — соответствие стандартам.
Нормы окупаемости затрат и прибыльности производства.
Нормы труда:
нормы затрат времени — количество рабочего времени на единицу продукции .
|
|
норма численности — количество работников соответствующей квалификации, необходимых для выполнения планируемого объема работ .
норма времени обслуживания — рабочее время, для обслуживания объекта .
норма выработки — объем работы, который планируется выполнить в единицу времени .
норма обслуживания — количество машин, единиц, оборудования, рабочих мест, площади и др. производственных объектов, закрепленных за одним или группой работников.
Нормы и нормативы должны быть обоснованы технически, экономически и физиологически.
Техническая обоснованность норм состоит в учете влияния факторов на продолжительность выполнения работ при среднем уровне умения работника и интенсивности труда.
Экономическая обоснованность состоит в обеспечении равной и оптимальной напряженности норм.
Физиологическая обоснованность — соответствие регламенту труда и отдыха, санитарно- гигиеническим условиям.
В процессе планирования применяют два основных методаустановления норм — аналитический и суммарный.
Аналитический метод включает:
— исследовательский метод – непосредственное изучение и наблюдение на действующем предприятии .
— расчетный – исследование отраслевых норм и нормативов по элементам выполняемых работ и затрат ресурсов.
Цель аналитического метода — расчет необходимых затрат ресурсов по операциям, изделиям, функциям.
Суммарный метод – метод без поэлементного анализа, включает методы:
— основной – на основе личного опыта .
— статистический – по фактическим данным .
— сравнительный – сопоставление с аналогами.
Цель суммарного метода — установление норм затрат труда, материальных ресурсов и нормативов использования средств производства.
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
При обосновании положений бизнес-плана целесообразно:
— акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы — работникам предприятия, партнерам или другим внешним потребителям .
— представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана .
— аргументировать все расчеты и показатели таким образом, чтобы они были реальными и достоверными, без преувеличения экономических результатов реализации проекта.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указывают:
— наименование проекта .
— место подготовки плана .
— авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны .
— имена и адреса учредителей .
— назначение бизнес-плана и его пользователи.
После титульного листа следует оглавление — формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов.
Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представивший проект.
Резюме — краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:
— идеи, цели и суть проекта .
— особенности предлагаемых товаров и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов .
— стратегии и тактика достижения поставленных целей .
— квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров .
— прогноз спроса, объемы продаж товаров и суммы выручки в ближайший период .
— планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования .
— ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат .
— основные факторы успеха — описание способов действий и мероприятий.
Описание отрасли — анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:
|
|
— сырьевой базы .
— сегмента рынка и доли предприятия на нем .
— потенциальных клиентов и их возможностей .
— региональной структуры производства .
— основных фондов и их структуры .
— инвестиционных условий.
Анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса состоит из трех этапов:
— многофакторного анализа уровня интенсивности отраслевой конкурентности .
— определение стадии развития избранной отрасли .
— непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли.
При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а также производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли.
Для многих предпринимателей возникают экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:
— высокий уровень начального капитала:
— длительный срок окупаемости вложенных средств:
— неопределенность в достижении прибыли.
Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад.
Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве — по районам и регионам.
В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную.
Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение для себя рынка, но и отыскание на нем своей, часто очень узкой области, места, которое еще не занято или недостаточно использованную конкурентами- «ниши» рынка, т.е. ограниченной сферы предпринимательской деятельности, ориентированной на определенного потребителя и позволяющей бизнесмену наиболее эффективным образом реализовать свои возможности.
Характеристика предприятия.
Полный перечень сведений о компании — местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период, размер уставного капитала и распределение капитала между учредителями. Характеристика включает в себя следующие данные:
|
|
1. Идентификационный номер, код ИНН.
2. Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО
3. Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие
4. Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т. д., код ОКАТО
5. Подчиненность предприятия — вышестоящий орган, код ОКО-ГУ
6. Основной вид деятельности, код ОКОНХ
7. Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ
8. Форма собственности, код ОКФС — доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %.
9. Включено или нет в государственный реестр РФ предприятий-монополистов: республиканский: региональный
10. Банковские реквизиты
11. Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие
12. Организационная структура предприятия, дочерние компании
13. Ф. И. О., телефоны, факсы администрации предприятия
14. Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия.
Необходимые сведения могут быть получены следующим образом.
1. Пункты 1, 2, 4, 6, 7 заполняются в соответствии с учредительными документами предприятия, зарегистрированными в установленном порядке. В данных пунктах, а также в пунктах 5 и 8 указываются коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ, присвоенные предприятию органом государственной статистики.
2. Пункт 3 заполняется в соответствии со свидетельством о регистрации, выданным органом, осуществляющем государственную регистрацию предприятий.
3. Пункт 9 заполняется на основании справки, полученной от министерстваРФ по антимонопольной политике и поддержке преднимательства или его территориальных органов.
4. В пункте 10 приводится номер расчетного счета предприятия, ННН наименование, корреспондентский счет, БИК, почтовый и юридический адрес банка, обслуживающего данное предприятие – ОКПО.
5. В пункте 11 указывается наименование и адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие. Здесь же приводится дата номер регистрации предприятия в налоговой инспекции.
6. Пункт 12 содержит наименование всех структурных подразделений и дочерних компаний предприятия. Организационная структура предприятия приводится в виде схемы.
7. В пунктах 13, 14 приводятся следующие сведения о должностных лицах предприятия (от руководителя предприятия до руководителя структурного подразделения):
— фамилия, имя, отчество:
— номер телефона, факса:
— возраст, в годах:
— образование и квалификация, с указанием учреждения, выдавшего диплом:
— предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности:
— срок работы на данном предприятии.
Кроме того, указываются крупные акционеры, имеющие более 10% акций.
Информация о предприятии должна быть точной для того, чтобы заинтересованный читатель мог убедиться в его надежности и устойчивом положении на рынке.
История и способ возникновения компании может многое сказать инвестору о ее положении в деловом мире, устойчивости хозяйственных связей, если она уже имеет опыт работы или возникла на базе ранее существовавшего предприятия. Предприятие может быть создано различными способами, в том числе:
— по решению собственника имущества или уполномоченного им органа-государства, муниципалитета, одного лица, группы лиц, материнской организации и др. .
— в результате реорганизации существующего предприятия
При создании нового предприятия важное значение имеет правильный выбор его организационно-правовой формы, который зависит от наличия у предпринимателя стартового капитала и материальных ресурсов, личного опыта и организационных способностей, сферы деятельности, масштабов проекта и условий рынка.
Наибольшее влияние на поведение учредителей при выборе ОПФ оказывают уровень и объем их ответственности за деятельность создаваемого предприятия. Чаще всего предпочитают не полную ответственность всем своим имуществом, а ограниченную — только вложенный частью капитала.