К началу 1740-х годов стиль зрелого русского барокко постепенно сменяет «петровское барокко». Нередко его называют «елизаветинское барокко», так как этот стиль по времени совпадает с периодом правления дочери Петра Великого Елизаветы Петровны.
Красота градостроительного замысла Петра, простор его прямых улиц и цельность регулярного плана, рациональность архитектуры – красота полезного.
Красоту архитектурных произведений середины столетия соотносят с другими определениями. «Великолепный», «огромный», «пышный», «прекраснейший» – эти слова присутствуют в документах самого разного плана от конкретно-деловой переписки, до восторженных восхвалений.
Помимо этих эпитетов при анализе архитектурных образов используют понятия «движение» (динамика) и «иллюзорность»(дематериализация).
Архитектура барокко полна движения, динамики, она не приемлет гладкой, ровной поверхности. Плоскость стены то резко выступает вперед в виде собранных в пучки колонн, поднимающих антаблемент, то сильно западает вглубь. Такой прием в архитектуре называется раскреповкой. Например, фасад Зимнего дворца имеет 29 наружных и 29 внутренних углов. Это создает причудливую игру светотени, а при движении вдоль фасадов зданий – постоянную смену вида.
|
|
Последовательно развивающиеся пространства ансамблей и интерьеров, характер линий – изгибающихся, плавных или с резкими поворотами, внезапно обрывающихся – создают образ движения. Идеал барокко – капризно изогнутая кривая. Вот почему архитекторы той эпохи часто использовали в своих работах волюты(архитектурная деталь в форме завитка или спераль) – формы в виде спирали, завитка.
Другая любимая деталь барокко – разорванные арка(криволинейное перекрытие между двумя опорами) или фронтон. Даже крыши зданий делали высокими с переломом, устанавливали статуи и вазы – все ради того, чтобы нарушить прямизну.
«Иллюзорны» фасады и интерьеры постольку, поскольку пластика и декор или отделка «скрывают» простор очертаний конструкции.
Отличительные черты «зрелого русского барокко»
1) Обилие декоративных элементов. Основное средство пластической обработки поверхности – ордер(принцип архитектурной коипозиции со строгим соотношением определенных элементов и пропорций). По сравнению с Петровскойэпохойордерная одежда несравненно богаче.(На фасадах Строгановского или Зимнего дворцов в сложном порядке чередуются одиночные или сдвоенные пилястры, колонны, портики, «пучки колонн».)
Лепной декор, включающий гирлянды, раковины, волюты, фигурки купидонов, бюсты, гербы и другое . заполняет пространство фронтонов, вьется по колоннам и пилястрам. Барочные здания кажутся «скорее вылепленными, чем построенными».
|
|
2) Стены прорезаются широкими и высокими окнами. Разнообразны формы оконных проемов: прямоугольные, арочные, овальные, круглые. Наличники сложных барочных очертаний.
3). Архитекторы избегают прямой линии обреза стены, усложняя ее креповками, обогащая фигурными аттиками, декоративными вазами, скульптурой и прочими «стоячими великолепиями», как гласил один из документов.
4). Активно используется цвет. Бирюзовые, оранжевые, зеленые насыщенные тона стен служат хорошим фоном для белых ордерных деталей. В отделке фасадов и интерьеров широко используется позолота, т.е. вводится дополнительный активный цвет.(3 цвета: белый, золотой + любой цвет)
5). Увеличиваются размеры парадных интерьеров, они выстраиваются в анфилады. Декоративная обработка дворцовых интерьеров преследует цель зрительно обогатить поверхность, иллюзорно расширить внутреннее пространство. Вот некоторые приемы, используемые для этого:
А) Орнаменты, в которых сильны растительные мотивы, оплетают стены, порталы, оконные проемы тянущимися вверх или ниспадающими гирляндами.
Б) Устройством падуг маскировали резкий переход между стеной и потолком, поверхность потолка при этом как бы уменьшается и помещение кажется выше.
В) Живописные полотна на потолке и стенах создавали иллюзию связи интерьера с внешним миром. Интерьеры, изобилующие драгоценными штофами драпировок и обивок,
мерцающие отражениями в зеркалах бесчисленные свечи в причудливых канделябрах, люстрах и бра создают внутренне стилевой единство с окружением Елизаветы: церемонным этикетом, манерой одеваться — робронами на жестком каркасе, усыпанными драгоценностями, атласными камзолами, париками.
Ф.-Б. Растрелли
Самым ярким представителем стиля зрелого русского барокко явился Ф.-Б. Растрелли. К его наиболее выдающимся произведениям относится Смольный монастырь (1748 – 1764), спроектированный в традициях древнерусских ансамблей – с пятиглавым собором в центре и многоярусной колокольней. Однако, принцип регулярности и симметрии, а также пышный барочный декор отличают Смольный от древнерусских монастырей.В центре – собор Воскресения Христова.
Самым грандиозным петербургским дворцом считается Зимний, сооруженный Растрелли в 1754 – 1762 годах на месте предыдущего, построенного им же в 1732 – 1735 годах для Анны Иоанновны. Зимний дворец представляет собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба.
Архитектурные постройки Ф.-Б. Растрелли:
Аничков дворец (1741-1750)
Большой дворец в Петергофе (1745-1755)
Собор Воскресенского (Смольного) монастыря (1748 – 1764)
Дворец графа М. И. Воронцова (1749-1758)
Строгановский дворец (1753-1754)
Большой (Екатерининский) дворец в Царском селе (1752-1757)
Парковые павильоны «Грот» и «Эрмитаж» в Царском селе
С.И. Чевакинский
Младшим современником Растрелли был С.И.Чевакинский. Самое значительное произведение Чевакинского – Никольский Морской собор с отдельно стоящей колокольней.
Как и Растрелли, Чевакинский обратился к традициям древнерусской архитектуры, однако предложил иное объемно-пространственное решение. Одновременно с созданием Никольского собора с мая 1756 года возводилась и его колокольня. Строительство колокольни завершили раньше, чем строительство самого собора — в 1758 году. Поставлена она строго на западе от здания храма. К 1752 году Крюков канал был прорыт только от Невы к Мойке. Чевакинский же заранее предугадал продление водной артерии. Таким образом, колокольня оказалась на берегу только в 1780-е годы. Местность близ колокольни Никольского собора стала одним из самых романтических мест Санкт-Петербурга. Возможно, её здесь появление обязано не построенной колокольне Смольного монастыря. Чевакинский был учеником Ф. Б. Растрелли и был впечатлён моделью 120-метровой колокольни Смольного. Таким образом, он повторил замысел своего учителя, пусть и в меньших масштабах.
|
|
Никольский собор был освящён дважды. Первый раз освящали нижнюю церковь в 1760 году во имя Святителя Николая, а второй — верхнюю церковь во имя Богоявления Христова.
Никольский собор с конца XVIII века стал олицетворять морскую славу России. Екатерина II повелела подарить храму 10 образов в честь побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех пор закладку нового корабля, годовщину каждого важного события в истории русского флота здесь отмечают богослужением. Позже подарки делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич Чайковский, поэтесса Анна Ахматова.
Архитектурные постройки С.И.Чевакинского
Дворец графа П. Б. Шереметьева
Дворец графа И. И. Шувалова (1749-1754)
Зрелое русское барокко не имело периода упадка в отношении от западноевропейского. Можно сказать, что оно прекращает свое существование, достигнув вершины, к началу 1760-х годов под натиском менявшихся отношений и эстетических взглядов.
11. Строительство петербурга во 2 – ой половине 18 века. Новые градостроительные принципы. Генеральный план петербурга 1769 года.
1. Переход к классическим градостроительным принципам
Город во второй половине XVIII века строился и развивался в соответствии с принципами, заложенными Петром, как регулярный город. В то же время новые тенденции развития города вели к необходимости радикального пересмотра сложившейся системы, поискам новых планировочных решений.
|
|
Новый подход к застройке города был связан с использованием схем и канонов классицизма. Из арсенала классических принципов и приемов были отобраны те, которые соответствовали историческим особенностям градостроения Петербурга и давали дополнительные резервы рационализации городской застройки.
1. Город начинает мыслиться как завершенная в своем геометрическом построении целостность, рационалистическое начало которой неотъемлемо от системы прямых и четких пространственных связей улиц, площадей, формируемых плоскостями фасадов многоэтажных зданий. Исходя из принципа целостности, можно говорить о новом этапе регулярной застройки – целостно-регулярной.
2. Более жесткое регулирование плана, геометрическая схема которого вносила новый порядок в пространственную композицию. Ориентация основного направления развития города в южную сторону.
3. Максимальное уплотнение (концентрация) застройки, которое стимулировалось необходимостью рационального использования территорий и ростом населения города. Благоустройство улиц и набережных, их мощение и освещение побуждало к экономному использованию территорий. В 1750 году в Петербурге проживало 95 тысяч человек, к середине 80-х население города удвоилось, в 1800 году оно составляло 220 тысяч человек.
4. Функциональное зонирование Петербурга. Происходит постепенное перемещение промышленных объектов от центра к окраинам в силу правительственных указов и увеличивающихся цен на землю. Возрастает роль представительного государственного и общественного секторов архитектуры столицы – парадных зданий, крупных деловых сооружений, жилых домов знати, богатых людей.
Аристократическая зона определяет в основном развитие центра города в Адмиралтейской части. Застройка массы беднейшего населения оттесняется на окраины. По санитарно-гигиеническим соображениям на периферию города выносятся бойни, кладбища и тому подобные объекты.
5. Принцип сплошной обстройки улиц. Прямая улица-коридор постепенно становится ведущим элементом города, вытесняя более свободно организованное пространство и значительно сокращая садово-парковые территории.
6. Повышение этажности зданий в центральной части города до 3 – 4 этажей.
7. Резкое возрастание общего объема каменного строительства. Современники отмечают, что Екатерина приняла «Санкт-Петербург деревянный, а оставила каменный». В 1762 году в Петербурге за год было построено 460 кирпичных домов, а в 1798 году – в 4 раза больше (1834 дома).
В развитии новых градостроительных принципов решающее значение имела работа Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга, образованная в 1762 году (ранее называлась комиссией о Санкт-Петербургском строении).
В 1763 году был объявлен конкурс на «сочинение плана города Санкт-Петербурга» с пояснениями. В условиях конкурса его участникам предлагалось выполнить два варианта:
а) «…знатных и застроечных улиц не ломать, но поправить украшением, где надлежит, его недостатки».
б) «…полная власть и дозволение делать и украшать город, как бы ему быть надлежало по пристойности».
Окончательный план Петербурга в целом был утвержден в 1769 году (разработан под руководством А. Квасова). Новый план города во многом основывался на проектных предложениях Комиссии о Санкт-Петербургском строении конца 1730-х годов, идеях Еропкина, в значительной мере уже реализованных в застройке.
Три луча, расходящиеся от Адмиралтейства, были композиционно закреплены как главные элементы, объединяющие всю сеть магистралей Адмиралтейской части.
В проекте выявлены традиционно складывающиеся полукольцевые магистрали, параллельные рекам Мойке, Кривуше (Екатерининский канал – канал Грибоедова), Фонтанке.
Развивая идеи еропкинского плана, проект предусматривал за Фонтанкой магистраль Загородного проспекта, переходящего в Литейный.
Система площадей по Садовой закрепляла за ней профиль торговой магистрали.
Транспортные магистрали стали ведущим структурным элементом. Их значение подчеркивалось сплошной застройкой, четко выявляющей на плане прямолинейность улиц, их направления и взаимосвязи.
Предусматривалось объединение малых рек левобережья в единую систему: соединение Фонтанки с речкой Мья (Мойкой) и Кривушей, в конечном итоге их композиция подчинялась классическому стереотипу улицы-коридора.
Выявлялась эта идея централизованной системой улиц и концентрическим замыканием их вокруг Невы.
Основное внимание при разработке центральных районов уделялось Адмиралтейской части. Три луча и другие улицы ручьями впадают в поток, омывающий с трех сторон здание Адмиралтейства и как бы вливающийся в Неву. Разработанный под руководством А. Квасова проектный план Петербурга заложил принципиальные основы развития города на перспективу, и в течение всей первой половины XIX века он дорабатывался и корректировался лишь в своих элементах.
В своей основной части проект Квасова был осуществлен.