Характерные особенности развитиядетей с нарушением зрения:
1) Основное средство познания окружающего мира —осязание, слух, обоняние, другие чувства (переживает свой мир в виде звуков,тонов, ритмов, интервалов).
2) Развитие психики имеет свои специфические особенности.
3) Процесс формирования движений задержан.
4) Затруднена оценка пространственных признаков(местоположение, направление, расстояние, поэтому трудности ориентировки впространстве).
5) Тенденция к повышенному развитию памяти (проявляетсясубъективно и объективно).
6) Своеобразие внимания (слуховое внимание) —сосредоточиваются на последовательно вступающие в поле сознания раздраженияслуха и осязания (внимание концентрированное).
7) Обостренное осязание — следствие иного, чем у зрячих,использования руки (палец никогда не научит слепого видеть, но видеть слепойможет своей рукой).
8) Особенности эмоционально-волевой сферы (как следствиезатрудненной социальной позиции) — чувство малоценности, неуверенности ислабости, поэтому противоречивость эмоций, неадекватность воли (конфликт междутем, что может, и как реализуется), что приводит к социальному вывиху.
9) Индивидуальные особенности работоспособности,утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от характера поражениязрения, личных особенностей, степени дефекта), отсюда ограничение возможностизаниматься некоторым видами деятельности.
10) Обедненность опыта детей и отсутствие за словомконкретных представлений, так как знакомство с объектами внешнего мира лишьформально-словесное.
11) Особенности общения: многие дети не умеют общаться вдиалоге, так как они не слушают собеседника.
12) Низкий темп чтения и письма.
13) Быстрый счет, знание больших стихов, умение петь,находчивы в викторинах.
14. Страх, вызванный неизвестным и непознанным в мирезрячих (нуждаются в специальной ориентировке и знакомстве).
Рекомендации
1. Нужнобыть очень аккуратным в своих эмоциях. Держать себя в руках. Дети чувствуютваше эмоциональное состояние.
2. Знатьособенности детей, находить к каждому подход.
3. Бытьтерпеливым. Помогать во всем.
4. Помогатьориентироваться в пространстве, на уроке, каждое действие озвучивать чётко.
5. Развиватьпамять детей. Учить как можно больше стихотворений и текстов.
6. Придуматьребенку объект ( в данном случае это может быть звук), на который он всегдабудет обращать внимание и включать его в урок, как помощь учителю дляконцентрирования внимания ученика.
7. Использоватьна уроках материал, который ребенок может ощутить тактильно.
8. Поддерживатьученика. Всегда давать понять, что он любим. Давать такие задания, с которымион точно справится и будет в ситуации успеха.
9. Никогдане забывать индивидуальные особенности. Не перегружать учеников. Даватьотдыхать. Менять вид деятельности.
10.Из-заобедненного детского опыта ребенок мало представляет картин жизни,следовательно, нужно как можно чётко и красочно отвечать на вопросы детей идавать материал, развивать воображение.
11.Устраиватьпсихологические игры. Учить детей взаимодействовать.
12.Дляначала мотивировать детей читать и писать. Опять же понимать особенности,давать задания для коррекции письма и чтения.
13.Организовыватьпознавательные мероприятия, давать детям проявить себя.
14.Знакомитьдетей с окружающей средой, посещать музеи и театры.