Из опыта работы учителя химииВасильевой Т. С.
Химический эксперимент как метод обучения химии.
Химия сложныйпредмет, но очень интересный. Когда я училась в школе нам не показывали опыты имы сами их никогда не проводили во время уроков. Наш учитель, Алешина ЛюбовьИвановна, смогла объяснить нам важность изучения химии. Я всегда с большимудовольствием шла на урок, мне было очень интересно решать задачи и составлятьуравнения. Я преподаю химию с 2010 года, когда я пришла на урок химии в 11 классу меня возник вопрос – «Как сделать так, чтобы ученикам было интересно учитьхимию?». В поисках ответа конечно же я изучала и применяла в практике разныеметоды и технологии для роста мотивации обучающихся. И когда мне удавалосьулучшать результат, я безумно радовалась. Многие методы и технологии даютбольшой положительный результат, но с большим интересом и более продуктивнодети работают с химическим экспериментом.
Химическомуэксперименту отведена значительная роль, ведь в процессевыполнения эксперимента обучающиеся учатся наблюдать, анализировать, делатьвыводы, обращаться с оборудованием и реактивами. Химический экспериментзнакомит обучающихся не только с самими явлениями, но и методами химическойнауки. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы,освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.
Классификация химического эксперимента.
Можно выделить несколько видов химического эксперимента.
1. Демонстрационный химический эксперимент –главное средство наглядности на уроке.
Егоцелесообразно применять в начале курса для привития экспериментальных умений инавыков, ознакомлением с посудой, веществами, оборудованием. Когда химическийэксперимент сложен для самостоятельного выполнения или опасен для учащихся, илинет необходимого оборудования и реактивов.
Конечнопри выполнении демонстрационного опыта должны соблюдаться следующие требования:наглядность, простота, безопасность, надежность (неудавшийся опыт вызываетразочарование у учащихся), техника выполнения эксперимента и объяснение.
Также соблюдаем методику проведения демонстрационного эксперимента:
-постановка цели опыта: для чего проводится опыт, в чем должны убедитьсяучащиеся, что понять;
-описание прибора, где проводится опыт и условий его проведения;
-организация наблюдений учащихся: учитель должен сориентировать учеников, закакой частью прибора должны вестись наблюдения;
-выводы.
2. Ученический эксперимент включает в себявыполнение лабораторного опыта или практической работы.
Содержитследующие этапы выполнения:
-осознание цели опыта;
-изучение веществ;
-монтаж прибора;
-выполнение опыта;
-анализ результатов;
-объяснение полученных результатов;
-написание химических уравнений;
-формулировка выводов;
-составление отчета.
3. Практические занятия – это сложный видурока, проводится по экспериментальной инструкции для решения заданных задач.
Поформе организации практические работы могут быть:
-индивидуальными;
-групповыми;
-коллективными.
4. Домашний химический эксперимент – один извидов самостоятельной работы учащихся. Используемые реактивы должны бытьбезопасными и приобретаться в хозяйственных магазинах или аптеках.
5. Виртуальный эксперимент – позволяетимитировать процедуры выполнения опытов в реальной химической лаборатории.Содержит химические опыты, предусмотренные программой школьного химическогообразования.
6. Так же для химии характерен эксперимент,который носит исследовательский и проблемный характер.
Благодаряхимическому эксперименту можно достичь развития познавательной деятельностиобучающихся. Преподаватель долженпостоянно совершенствовать свое мастерство по технике и методике выполнения химическогоэксперимента, чтобы действительно показывать обучающимся образцы действий.
Впроцессе бучения химии эксперимент является своеобразнымобъектом обучения, методомисследования, источником и средством нового знания. Следовательно, для него характерно формирование универсальныхучебных действий:
1. Личностные
· Самоопределение (внутренняя позиция школьника,самоидентификация, самоуважение и самооценка).
· Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и«незнания»).
· Морально-этическая ориентация (ориентация на выполнениеморальных норм, способность решения моральных проблем на основе децентрации,оценка своих поступков).
2. Регулятивные
· Управление своей деятельностью.
· Контроль и коррекция.
· Инициативность и самостоятельность.
3. Познавательные
· Работа с информацией.
· Работа с учебными моделями.
· Использование знако-символических средств, общих схем решения.
· Выполнение логических операций (сравнения, анализа, обобщения,классификации, установление аналогий, подведение под понятие).
4. Коммуникативные
· Речевая деятельность.
· Навыки сотрудничества.
Применяя химический эксперимент на своих уроках япришла к выводу. Систематическое использование на уроках химии экспериментапомогает бороться с формализмом в знаниях, развивает умения наблюдать факты иявления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; формирует исовершенствует экспериментальные умения и навыки; прививает навыки планироватьсвою работу и осуществлять самоконтроль; воспитывает уважение и любовь к труду.Эта работа способствует общему воспитанию, всестороннему развитию личности,готовит к деятельности на современном производстве.
В процессе разработки проблемно-развивающихэкспериментов и апробации их в учебном процессе установлено, что подобныеэксперименты: учат формулировать проблему, формируют практические навыкипринятия решения; делают обучающихся активными участниками процесса обучения, апотому полученные знания сохраняются надолго и успешно используются; повышаютучебную мотивацию для получения удовлетворения от реализации своего творческогопотенциала.
К большому сожалению не во всех школах есть доступк организации химического эксперимента даже для демонстрации, не говоря уже облабораторном или практическом занятии. Понимая важность и значение химическогоэксперимента в мотивации к изучению химии не должно допускаться его отсутствие.Современная, социально и культурно-развитая личность, должна быть химическиграмотной.