План работы по самообразованию на2020-2021 год
Воспитатель Аничкина Евгения Павловна
Тема: «Художественная литература каксредство всестороннего развития дошкольника»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В наш век новых информационных технологий роль книгиизменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрастедети предпочитают книге другие источники информации: телевидение,видеопродукцию, компьютер, — поэтому моя роль, как педагога состоит в том,чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературнымпроизведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книгадает возможность домыслить, пофантазировать. Она учит размышлятьнад новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умениедумать самостоятельно.
Художественная литература служит действеннымсредством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развиваетмышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцырусского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитииречи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому цельюсвоей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возрастапри ознакомлении с художественной литературой. В дошкольный период происходитстановление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родногоязыка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы,быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливаетсяпотребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваиваютновые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываютсяиспользовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько.Самая главная — это недостаток общения, чтения и слушания художественнойлитературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решенияданной проблемы — обучение речевому этикету детей, в особенности старшегодошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так какименно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственнойкультуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируетсяпродуктивный опыт повседневной коммуникации.
К сожалению, в наше время наблюдаетсядефицит уважительного отношения к собеседнику или просто кпостороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно неблагодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта темадостаточно актуальна на данный момент.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста кхудожественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третьетысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступныхисточников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с семейнымчтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысленияценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитаниядошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народнымнаследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественнойлитературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которойумелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В работе с детьми особое значение имеет – обращение кхудожественной литературе.
Дошедшие из глубины веков потешки, заклички,приговорки, прибаутки, перевертыши и т.
д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенкужизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащаетего эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, чтос её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
ЦЕЛЬ: развитие речи детей дошкольноговозраста при ознакомлении с художественной литературой.
ЗАДАЧИ:
• Сформировать интереск художественной литературе.
• Расширять иактивизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основнымижанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствоватьхудожественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, вдраматизациях.
• Обращать вниманиедетей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красотуи выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческиеспособности у детей.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУДБТАТ:
дети любят книги, читают, рассматривают их,обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительныесредства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставитьмини-спектакли.
Раздел |
Сроки |
Содержание работы |
Изучение методичес — кой литератур ы |
Сентябрь — май |
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. 2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. |
Работа с детьми |
Сентябрь — май |
.Проведение тематических бесед. «Книги разные нужны – книги разные важны» « У моих книг есть свой дом» «Важность книги в жизни человека» «Какие бывают книги?» «Что есть в библиотеке» «Мои любимые сказки» «Чем отличаются добрые и злые герои сказок» «Почему нужно беречь книги?» |
Сентябрь |
Организация уголка книги. Работа в уголке книги. Уход за книгами. |
|
в течение всего года |
Акция « Принеси любимую книгу для чтения в сад» |
|
В течение всего года, в ходе разнообразных НОД и в режимных моментах |
.Проведение словесных дидактических игр по развитию речи Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 «Как правильно?» «Объясни слово» «Вспомните, кто говорил волшебные фразы» Угадай, где проза, где стихотворение, где загадка, где пословица, где считалочка». |
|
в течение всего года |
Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными « Где обедал воробей?» « Угадай из какой сказки животное» « Необычное животное» |
|
в течение всего года |
Слушание и пересказ сказок. |
|
в течение всего года |
Придумывание продолжения к известной сказке или другой конец сказки. |
|
Декабрь |
Новогодний утренник по сказке «Снежная королева» |
Февраль –март -апрель |
Разыгрывание сказок с помощью инсценировки разнообразных видов театра . « Заюшкина избушка», «Лисичка – сестричка и серый волк» «Три поросенка», |
|
Ноябрь |
Литературная викторина «Угадай сказку» |
|
Октябрь |
театр теней «Гуси-лебеди». |
|
Апредб |
НОД «Мой любимый сказочный герой»; |
|
Январь |
Литературный концерт (чтение детьми стихотворений); |
|
Май |
НОД «Обложка для книги сказок»; |
|
в течение всего года |
Прослушивание аудио сказок в исполнении знаменитых артистов |
|
в течение всего года |
Творческая самостоятельная деятельность детей в свободное время с использованием читательского опыта. |
|
Апрель |
. Вечер сказок; инсценировка отрывка из сказки |
|
в течение всего года |
Заучивание потешек, загадок… |
|
|
|
|
|
|
|
Работа с Сентябрь Анкетирование «Организация домашнего чтения в семье» семьёй
Октябрь Пополнениебиблиотеки группы.
в течение всего Информирование родителей о том,какие произведения года входят в круг чтения данного возраста.
Ноябрь — декабрь Помещение вуголке для родителей советов и пожеланий – как организовывать домашнее чтение.
Консультации:
«Сказкав жизни ребенка»
«как икогда рассказывать сказки»
« О чем и как беседовать с ребенком о прочитанном»«Личная библиотека вашего ребенка»
в течение всего Проведение индивидуальныхконсультаций и бесед с года родителями на конкретные важные для той или инойсемьи.